Новости – Люди












Люди
«А вы секта какая-то или кто?»
Фото: Евгений Петрачков
На улицы Ижевска вышел «автобус милосердия»
15 января, 2014 14:05
6 мин
Старая агитационная площадка, сцена, празднично украшенная елка, несколько скамеек, люди, выгуливающие собак. Случайных прохожих здесь нет. Приближается толпа людей: у кого-то в руках остатки от микроволновки, кто-то тащит мешки.
– Который час, не подскажете? — интересуется женщина в старомодной шубе.
– Без пяти одиннадцать, — отвечаю.
Через пять минут подъезжает «ПАЗик», на борту которого надписи «Автобус милосердия — помощь бездомным» и «Русская православная церковь». Из автобуса выходит мужчина крепкого телосложения, на нем зимняя куртка поверх армейской полевой формы, в руках изображения икон, распечатанные на листах формата А4. Это есаул Сергей Глебов— казак сопровождения.
– Сперва молитву прочитаем, а еда после, — говорит собравшимся Сергей.
Толпа разбирает «иконы», выстраивается в линию, Сергей читает молитву, толпа вторит ему. После молитвы женщины, находившиеся до этого в автобусе, начинают раздавать еду. Себя они называют сестрами милосердия. Бездомные подходят по очереди, никакой давки и спешки нет. Один из бездомных подходит и к Сергею:
– Скажите, а вы секта какая-то или кто?
– Вот, написано же: Русская православная церковь, — отвечает казак.
– А у вас тогда не найдется иконки маленькой, чтобы с собой носить?
Сергей обещает поискать и в следующий раз привезти.
Сестры милосердия принимаются за раздачу теплых вещей. Тут к автобусу подходит мужчина из ближайшего дома:
– А вещи вы принимаете? Я бы хотел отдать две дубленки. Мне-то они ни к чему, а тут вы — как доброе дело не сделать?
Своих «подопечных» сестры милосердия знают если не по именам, то в лицо точно. На каждого нового бездомного сестры составляют анкету, чтобы помочь ему вернуться в общество. В анкету вносятся данные: документы, фактическое место проживания, ближайшие родственники, причины бродяжничества, рабочая специальность.
– Ты чего жмешься? Как зовут? — увидев новое лицо, спрашивает одна из сестер. — Иди, куртку возьми, твоя-то совсем драная.
– Алекс. Алексей по-вашему. Стыдно мне, да и не православный я,— отвечает новичок.
– Немец он! — с некоторым восхищением уточняет его приятель.
Автобус покидает эту остановку, по словам команды — самую организованную, и направляется к следующей.
– Мы давно вынашивали план, в другие города ездили — посмотреть, как у них это организовано, — говорит корреспонденту «Русской планеты» старшая сестра милосердия Маргарита Савченко. — Потом ждали спонсоров, одна крупная компания так и не смогла дать окончательного решения.
Спонсоры все же нашлись. В их числе Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь. Еду по договоренности готовят поочередно в двух ижевских столовых.
– В топливе спонсор нам не отказывает, в продуктах тоже, — продолжает Маргарита Николаевна. — Реклама нам не нужна, мы для себя это делаем, мы все сами. И костюмы сестер, и занавески специально для автобуса на свои деньги сами шили.
Подъезжаем к следующей остановке. Здесь, в кустах рядом с автомобильным салоном, живет целая коммуна бездомных, но к автобусу, оказывающему помощь не только оставшимся без жилья, но и просто нуждающимся, кроме многодетной семьи из близлежащего частного сектора, никто не пришел. Мы с Сергеем идем к кустам, чтобы посмотреть, нет ли там людей. Но обнаруживаем только старое кострище и массивную кровать с тумбой.
– Тут раньше обустроено было — кресло стояло, стол. А сейчас, похоже, зачистка была. Что смогли, унесли с собой. Может, кому-то не нравилось, что мы приезжаем и бездомных кормим по соседству? Иначе я просто не знаю, что могло заставить их отсюда уйти, — разводит плечами казак.
Организация точек сбора бездомных — главная проблема автобуса милосердия. Перед тем как выбрать остановки, Сергей с товарищами — прихожанами Троицкого Собора прочесывал районы на наличие больших скоплений бродяг, так как выезжать ради одного человека по меньшей мере бессмысленно: отчеты о затратах никто не отменял. После выявления таких точек сами расклеивали объявления о месте и времени прибытия автобуса.
– Первое время приходило не очень много людей, — рассказывает Маргарита Николаевна, — но потом сработало сарафанное радио, и, к примеру, седьмого января мы накормили тридцать бездомных. Не только накормили, но и с собой еду дали. А вот сейчас опять такая напасть — эта зачистка. В других городах площадки оборудуют, а у нас наоборот. Мы можем хоть 250 порций привезти, только кормить некого.
Сестры милосердия надежды не теряют и ждут, что им будут поступать звонки и предложения от населения о крупных скоплениях бездомных.
Все участники команды автобуса имеют основное место работы: кто работает на железной дороге, кто дизайнером, есть медсестры, продавцы, таксисты, двое пенсионеров. Вот и в этот раз одна из сестер торопится на работу:
– Еще успеваю! Когда начинали работу автобуса, планировали график с десяти утра до пяти вечера. Сейчас же фактически до двух работаем.
Сестры расходятся, мы с Сергеем тоже направляемся по домам.
– Вот парадокс! — говорит Сергей, — Человек стоит на остановке, к нему подходит бездомная собака, и он начинает искать, чем бы собаку накормить. А сидит на той же остановке бездомный — все отворачиваются. А чем он хуже собаки?
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости