Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Постой, паровоз

На пути скоростной магистрали в Поволжье встали экологи и местные жители
Елена Коваленко
2 мин
Фото: Алексей Угаров
В Татарстане разгорается скандал вокруг строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург». Против амбициозного проекта выступили экологи и жители поселков, через которые планируется провести ветку железнодорожных путей. Первые опасаются, что железнодорожники нанесут ущерб расположенным в Татарстане заповедникам, вторые боятся за свои дома и земельные участки. В ситуации приходится разбираться сотрудникам прокуратуры Татарстана. 
Решение о строительстве магистрали было сформулировано Президентом РФ Владимиром Путиным в мае 2013 года на совещании о развитии в стране высокоскоростного железнодорожного сообщения. Реализацию проекта поручили дочерней структуре ОАО «РЖД», компании ОАО «Скоростные магистрали». Первый участок трассы «Москва-Казань» планируется построить к чемпионату Мира по футболу в 2018 году. Железнодорожная ветка пройдет через 7 регионов, при этом время пути между Москвой и Казанью сократится с 14 до 3,5 часов. Как следует из сообщения на сайте ОАО «Скоростные магистрали», при строительстве путей будет создано 80 тыс. рабочих мест, а бизнес получит заказы более чем на 274 млрд рублей.
По закону «Об охране окружающей среды» реализовывать столь масштабные проекты в России можно лишь после общественных слушаний. В июле на сайте  ОАО «Скоростные магистрали» были опубликованы материалы, в которых предусматривалось 3 варианта прохождения магистрали. Все они вызвали недовольство экологов, поскольку один предполагал прокладку путей через Волжско-Камский биосферный заповедник, а два других через национальный парк «Нижняя Кама». Помимо этого в коридор трасс попали особо охранные природные территории и памятники природы. В преддверии слушаний сотрудники «Гринпис России» прислали в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ заключение с расчетами ущерба окружающей среде. Однако 30 июля чиновники Минтранса РТ представили на общественные слушания четвертый «откорректированный» вариант маршрута, который раньше не публиковался в открытых источниках.
- Последний вариант маршрута идет в обход особо охраняемых природных объектов и «захватывает» лишь один региональный заказник, — пояснил корреспонденту РП руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин. — Однако, статус этого варианта пока не ясен, поскольку он не был представлен в документах к слушаниям. Также у нас возникли замечания к протоколу, который составили по итогам обсуждений. В документе не указано о разногласиях, которые возникли во время общественных слушаний. Насколько мне известно, даже саму идею строительства магистрали поддержали не все. Так же в протоколе не хватает подписей представителей общественных объединений, участвовавших в обсуждении проекта строительства скоростной железной дороги. Еще один важный момент: в протоколе сказано, что представленные на обсуждения материалы могут быть приняты за основу, так как уровень воздействия на окружающую среду оценивается как допустимый. На мой взгляд, делать такие выводы преждевременно.
По словам Михаила Крейндлина, в октябре руководство «Гринпис России» направило письмо в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ с требованием изменить протокол слушаний. Если чиновники оставят письмо без ответа, экологи направят жалобу в прокуратуру Татарстана. Любопытно, что в надзорном ведомстве республики уже есть обращение по поводу строительства магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург». Жители поселка Займищи попросили признать общественные
слушания несостоявшимися, а «откорректированный» вариант прокладки трассы недопустимым.
- Схема строительства магистрали такова, что железнодорожные пути должны пройти прямо по центральной улице, — сообщил корреспонденту «Русской Планеты» житель поселка Займищи Тимур Валиулллин. — По имеющимся у меня данным, на днях было совещание в Минтрансе РТ, и чиновники решили сносить наши дома по упрощенной схеме, которая использовалась при выкупе участков в Сочи. Компенсацию планируют выдавать одновременно и за дом и за землю и за надворные постройки. Уже и сумма известна — 1,5 миллиона рублей на одну семью. Но это же курам на смех! У нас ведь пригород Казани, здесь одна только земля стоит дороже этой суммы. Мы собрали инициативную группу в поселке, 19 октября провели народный сход, написали обращение в прокуратуру РТ. Насколько мне известно, в такой же тревожной ситуации сейчас живут жители и других поселков, через которых пройдет трасса — Аракчино, Юдино, Дербышки. Пугает не только то, что чиновники могут изъять земельные участки за бесценок, но и само наличие железнодорожной магистрали. Это шум, неприятный запах, высокие заборы, вибрация почвы.
По словам Тимура Валиуллина, чиновники Минтранса РТ хотят, чтобы скоростная магистраль заходила в Казань. Для этого они планируют проложить ее вдоль существующих железнодорожных путей. Но на общественных слушаниях предлагались и другие варианты. К примеру, вынести ее за пределы города и пустить до вокзала ветку аэроэкспресса. Такой вариант позволил бы сохранить сложившуюся инфраструктуру поселков и избавить жителей Казани от дополнительного источника шума. Как сообщил Валиуллин, жители поселка Займищи намерены до конца отстаивать свои дома и в ближайшее время собираются провести в Казани пикет.
Как сообщил корреспонденту «Русской планеты» старший помощник прокурора РТ Равиль Вахитов, обращение жителей принято к рассмотрению. Фактам, изложенным в жалобе, дадут правовую оценку. При необходимости будут приняты меры прокурорского реагирования.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин