Новости – Люди












Люди
«Мемориально-панихидная скульптура»
Скульптурная группа «Интернационал» в Липецке. Фото: Наталья Горяйнова
Корреспондент «Русской планеты» выясняла, на что указывают скульптуры Липецка
28 марта, 2014 14:21
7 мин
Памятник революционерам, скульптурная группа «Интернационал», композиционное оформление площади Героев, статуя Ленина на Соборной площади, памятник Петру I — это известные символы Липецка. Все скульптурные достопримечательности Липецка, в принципе, умещаются в один подарочный набор. Небольшое количество художественных памятников, по мнению скульптора Юрия Гришко, объясняется относительной молодостью города. Несмотря на то что недавно Липецк отпраздновал свое 310-летие, как большой город он начал развиваться только с 1954 года, когда получил статус областного центра.
– Большая слабость Липецка, как относительно большого города-полумиллионника состоит в том, что мы ничего не сохранили от старого Липецка, за исключением нескольких домов. Более-менее приличная архитектура у нас стала появляться недавно. До этого были не дома, а тара для жилья. Среди таких домов и не может появиться необходимость поставить скульптуру. Что можно появиться рядом с ширпотребной безликой архитектурой? И только в последнее десятилетие стал формироваться архитектурный силуэт города: какие-то шпили, башенки, неровности. Липецк еще не город, а просто функция. О возникновении какой художественности и пластичной образности можно говорить при такой убогой архитектуре? — говорит «Русской планете» народный художник России, академик Российской академии художеств Юрий Гришко.
По его словам, в Липецке пока развивается лишь «мемориально-панихидная скульптура», и очень мало живой городской скульптуры, которая создает облик города.
– У нас пока устанавливаются памятники серьезного содержания, увековечивающие историческое событие или историческую личность, выдающегося деятеля искусства культуры, но городу крайне не хватает собственно декоративной пластики, садово-парковой скульптуры, которая привносила бы эмоциональную интонацию, тепло, может быть, улыбку, — соглашается с академиком искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Татьяна Нечаева.
Монументальные композиции в Липецке начали появляться в 70-80 годах, когда отстроившийся город уже мог выделить деньги на свое украшение. Как правило, это были памятники, посвященные Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и героям труда. В одном Липецку повезло: несмотря на идеологическую подоплеку, скульптуры были сделаны лучшими художниками страны.
Так, бронзовый Ленин на Соборной площади, установленный в 1982-м взамен гипсового, был создан народным художником СССР Львом Кербелем. Памятник «Интернационал», известный в народе как «The Beatlеs» — российским художником Александром Вагнером. Интерьерный памятник Льву Толстому в Липецком академическом театре и памятник Бунину в Ельце созданы народным художником России Юрием Гришко, а памятник Плеханову – скульптором Евгением Вольфсоном, позже переехавшим в Москву.
– Если монументальная скульптура выполняется хорошим мастером, который понимает специфику этого вида искусства, то из-под руки художника выходит подлинное произведение, на которое время не воздействует, — говорит Нечаева. — Изменится политический строй, эпоха, поменяется художественный язык, но мы с удовольствием будем смотреть на умные и талантливые вещи, пластика которых безупречна. Среди липецких монументалистов не было конъюнктурщиков, которые бы делали что-то только для своего времени. Во всех памятниках запечатлевались общечеловеческие ценности. Вот даже знаменитая работа Александра Вагнера «Интернационал». Она ведь не просто о революционерах. Она о цене всех революций. По сути, в Липецкой области было не так уж много идеологических памятников. Временные, выполненные в гипсе или бетоне, убраны, а серьезные памятники хорошо вписаны в ландшафт города.
Первая попытка украсить Липецк городскими скульптурами, которые не несут идеологического подтекста, была сделана в 1994 году, когда в эксплуатацию было сдано новое здание железнодорожного вокзала. Рядом появились композиции на «железнодорожную» тему: «Дама и носильщик», «Начальник вокзала и обходчик», «Кузнецы».
– Любому городу, а Липецку особенно, необходимо много городской скульптуры, — продолжает Нечаева. — Она очень обогащает ландшафт, создает настроение, воспитывает вкус, разнообразит городское пространство и формирует его. Маленькая пластическая вещь может поставить точку и организовать вокруг себя среду, акцентировать масштабы, и человеку станет удобно.
Нечаева считает, что попытка липецких властей привнести юмор и теплоту на улицы города закончилась неудачно. Металлические фигурки, появившиеся в Липецке в 2008 году, любви у липчан не вызвали. И если молодожены с удовольствием фотографируются у «битлов» Вагнера, то юмористические композиции «Дворничиха» и «Дама с собачкой» сочинского скульптора Акопа Халафяна обходят стороной.
– Если когда-то треть населения была связана с металлургическим производством, не нужно думать, что у людей не развит вкус или нет чувства юмора, — рассуждает Нечаева. — В этих скульптурах и качество невысокое, и вкус сомнительный. К тому же это не оригинально и не остроумно, а было уже кем-то давно придумано, а потом растиражировано. Это ширпотреб. А оценки «прикольненько» для городской скульптуры маловато.
Татьяна Нечаева считает, что городская скульптура может вызывать улыбку, должна провоцировать на эмоции и просто обязана быть эстетически безупречной.
– К сожалению, городская культура развивается не так быстро, как строятся дома. Наш город по своей сути юный, формирующийся, современный, поэтому ему необходима красота. Красота в архитектуре и пластическом оформлении.
Проектов по привнесению красоты на городские улицы у липецких скульпторов много. Николай Рогатнев хочет создать аллею любви в Нижнем парке. В мастерской академика Юрия Гришко уже тесно от скульптур, проектов и заготовок. Который год 76-летний художник мечтает создать в Липецке скульптурный сад-сквер, где в тенистых аллеях можно было бы разместить фигуры Пушкина и Лермонтова, композитора Игумнова и певицы Обуховой, ученого-путешественника Тянь-Шанского и еще нескольких исторических персонажей, прославивших липецкую землю.
– Есть в Липецке красивое место, исторически сложившееся — Верхний парк, — говорит Гришко. — Там можно сделать ряд скульптурных композиций на историческую тему. Туда могли бы приходить учителя с детьми, проводить уроки. Горожане бы приходили отдыхать, назначали бы там свидания. Мы бы сделали небольшие полутораметровые композиции, отлитые в чугуне, поставили бы две-три скамейки и проложили дорожки к следующему тематическому уголку. У нас есть прекрасная набережная, которую тоже можно было бы украсить современными городскими скульптурами на детскую и юношескую темы. Они были бы близки и понятны липчанам: дети на скейтбордах, мама, гуляющая с малышом, создали бы определенное настроение в нашем городе.
Липецкий академик вспоминает Советский Союз, где в культуру, выполнявшую государственный заказ, вкладывались деньги. Сейчас, считает он, такого заказа пока нет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости