Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«На всех памятников не напасешься»

Почему в Ижевске не хотят ставить памятник создателю первого советского мотоцикла
Владимир Лактанов
3 мин
Петр Можаров. Фото: архив музея завода Ижмаш. Кадр телеканала "Вести.Удмуртия"
В Сочи нашли могилу создателя первого советского мотоцикла Петра Можарова. Искали ее 80 лет. О последнем пристанище гения не знал никто. Однако находка не произвела впечатления ни на чиновников Ижевска, ни на руководство завода, где был создан первый «Иж».
Петр Можаров ушел из жизни в 1934 году в Сочи, где, как выяснилось, и был похоронен. Его место захоронения долгие годы искали и родственники, и сотрудники музея ижевского завода «Ижмаш», на котором инженер Можаров и создал первый советский мотоцикл. Могилу нашли, но сегодня на ней лишь разбитая могильная плита.
Потомственный дворянин Петр Можаров получил классическое образование. В 1910 году поехал учиться в Германию на инженерный факультет Лейпцигского университета. Четыре года спустя вернулся домой, в Тамбовскую губернию. Изобретал уже тогда: построил глиссер, затем аэросани. И наконец, вместе с двоюродными братьями Борисом и Сергеем построил трехместный аэроплан. На всю Россию тогда было всего 250 самолетов.
– Они втроем были очень дружны и любили полихачить, — рассказала РП троюродная правнучка Можарова Виктория Лещук, которая живет в Белгороде. — В семейном архиве есть вырезка из дореволюционной газеты, в которой говорится, что один из них привлечен к административной ответственности за быструю езду. У них, кстати, были первые автомобили в губернии. Когда в 1914 году император Николай II посещал Тамбов, они его возили по городу.
Деревенский аэроплан, рассекающий в небе губернии, принес Петру Можарову первую славу. Его пригласили работать на Тамбовский пороховой завод. В 1924 году, чтобы полнее использовать свои инженерные знания, он переехал в Ижевск, где устроился работать на оружейный завод.
Когда родина озаботилась созданием первого советского мотоцикла, Можарова отправили в командировку в Германию. Оттуда инженер привез детали, двигатели и документацию. На заводе создали мотосекцию, в цехах которой к осени 1929 года под руководством талантливого инженера выпустили первый «Иж». Параллельно этому готовилось еще пять разных моделей.
– В музее завода «Ижмаш» представлены первая и четвертая модель мотоциклов Можарова, — объясняет хранительница музейных фондов Галина Ковалюх. — После 1933 года началось серийное производство. Правда, уже без Можарова.
В 1930 году инженера переводят в Ленинград, чтобы он организовал там мотоциклетное производство. Уже через год на заводе «Красный Октябрь» начался выпуск массового в то время можаровского мотоцикла «Л-300». В 1934 году Петр Можаров поехал на отдых в Сочи. Там его жизнь и прервалась. По одной версии его убили, по другой — он застрелился, чтобы спасти жену и сына от репрессий со стороны Кремля.
– После революции большая семья Можаровых разъехалась, кто куда, — говорит Виктория Лещук. — Петр остался в России, Борис уехал в Германию, Сергей — во Францию, кто-то оказался в Одессе. Потом была война. Семейные связи стали еще меньше. Мы в семье знали, что Петр похоронен в Сочи, но не знали где. Кладбище оказалось вроде как срыто.
Могилу Можарова искали и сотрудники «Ижмаша», но все безрезультатно. Тайна раскрылась совершенно случайно.
Жительница Сочи Ружена Гребенюк гуляла с собакой в парке мемориала воинской Славы. Неожиданно терьер Оскар начал что-то раскапывать. Ружена увидела надгробную плиту, очистила ее, прочитала фамилию.
– В тот момент я подумала, что возможно, этого человека кто-то ищет, — вспоминает Гребенюк. — Зашла в Интернет, и сразу поняла масштаб личности Можарова. Связалась с музеем завода «Ижмаш». Самой тоже хотелось, чтобы история этого неординарного человека получила логическое окончание. Ходила в наш музей, рассказала, какой человек у нас здесь похоронен. Мол, хорошо бы поставить ему памятник. В ответ мне сказали, что в Сочи очень много великих людей похоронено, на всех памятников не напасешься.
Ситуацию с памятником не смог разрешить и директор музея завода «Ижмаш» Алексей Азовский:
– С подачи нашего музея администрация Ижевска написала письмо в администрацию Сочи. Хотели узнать, разрешат ли нам перезахоронить прах Можарова, если его могила будет найдена в Сочи, в нашем городе или как-то поучаствовать в создании памятника. Сочинцы тогда готовились к Олимпиаде, может быть, поэтому их ответ мы получили только через год. И то, это был не ответ, а отписка, в которой не было указано ничего конкретного — мол, так и так, будем думать и решать.
Правнучка инженера Виктория Лещук считает, что о перезахоронении речь идти не может. В Сочи он нашел свое последнее пристанище и не надо тревожить прах. Тем более что Петр Можаров не принадлежит ни конкретному Ижевску, ни Ленинграду. Он столько сделал для своей страны, что только ей и принадлежит. При этом благодарности от родины родственники не ждут.
– Семья готова установить памятник Петру Можарову, помощи не просим, — уверяет Виктория Лещук. — Там проблема с разрешительными документами, все-таки — это Аллея Славы мемориала. Красивое и светлое место. Я постоянно общаюсь с байкерами и Сочи, и Ижевска. Они, конечно, знают имя моего прадеда, благодарны ему за то, что он сделал. А вопрос о памятнике они никогда не поднимали. Да и откуда у байкеров такие средства?
Между тем цена вопроса не такая уж и большая. Стандартная гранитная плита 70 на 180 см с подставкой, цветочницей и, соответственно, установкой обойдется заказчику в 80 тысяч рублей, как узнал корреспондент «Русской планеты», позвонив в одно из сочинских похоронных бюро.
Казалось бы «Ижмаш» — завод, на котором создан первый советский мотоцикл, мог бы тоже поучаствовать в благородном деле.
– Производство мотоциклов «Иж» было остановлено в 2008 году, — объяснил директор музея завода Алексей Азовский. — Теперь «Ижмаш» стал концерном «Калашников». Новые владельцы к мотоциклам отношения не имеют. Другими вещами занимаются. Они купили завод, но не его историю.
В приемной гендиректора концерна секретарь, посовещавшись с помощником, сообщила, что звонить надо в московский офис, ничего не ответив по поводу возможных намерений руководства ижевского завода увековечить память легендарного конструктора: вопрос просто не обсуждался. Руководитель пресс-службы Екатерина Никифорова попросила выслать вопрос по электронной почте, а затем и вовсе не стала отвечать на телефонные звонки.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин