Новости – Общество
Общество
«На месте огородов были могилы»
Христорождественский храм в селе Истья виден издалека. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
Как жители села Истье своими силами восстанавливают Христорождественский храм
26 ноября, 2015 12:18
7 мин
Храм Рождества Христова в поселке Истья Рязанской области виден издалека. Построенный в 1816 году помещицей Анной Петровной Хлебниковой-Полторацкой как семейная церковь, он давно нуждается в реставрации. Накануне 200-летия храма прихожане искренне верят, что произойдет чудо и кто-нибудь поможет остановить разрушение памятника архитектуры. Пока селяне пытаются справиться своими силами.
Кажется, жители искренне радуются, когда приезжие спрашивают дорогу к храму. Охотно указывают ближайший путь. Воскресная служба начинается в 9 утра. Прихожане уже заранее на месте: неспешно подходят к иконам, оставляют поминальные записки и записки о здравии. Жертвуют на восстановление храма и на оплату услуг ЖКХ. Поздравляют друг друга с праздником в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушницы». Получают благословение у настоятеля — отца Владимира Покровского.
В помещении, где проходят службы, тепло: по словам помощницы настоятеля Надежды Антонушкиной, отопление пришлось включить в шесть утра.
– Сегодня у нас радостное событие, крестины, поэтому затопили с самого раннего утра. Чтоб ребеночек не замерз. И после обряда сразу выключим: дорогое это удовольствие. Теперь, слава Богу, эта часть протапливается, разрушение от сырости остановлено. Но основная часть храма по-прежнему необитаемая и сырая, стены рушатся, там никаких ремонтных работ не проводилось, только расчистили все.
Прихожане смеются: ремонт в обычной квартире вселяет в хозяев панический ужас, а реставрация храма вообще представлялась глыбой, которую невозможно сдвинуть с места. Мечты о восстановлении появились еще в 1998 году, тогда же церковь вернули епархии, в 2000 году местные жители услышали мелодичный звон с той самой высокой колокольни, которую видно за несколько километров. За 16 лет смогли провести внутреннюю отделку ныне действующей части храма, в которой некогда была трапезная. Местный житель Юрий Грошкин почти с нуля создал алтарь, изготовил церковную утварь, заканчивает роспись главного иконостаса. Но средств и рабочих рук катастрофически не хватает.
– Храм построила помещица, а достраивали и перестраивали его в прошлые века всем миром, — говорят жители села. — И у нас должно получиться.
Единственные посетители основной части храма — голуби, продукты их жизнедеятельности покрывают весь пол. Игорь Анатольевич периодически выметает нечистоты обыкновенным веником, но перевес сил — заметно с первого взгляда — явно не на стороне Курочкина. Птицы облюбовали хоры, разместились под самым сводом, который нуждается в ремонте в первую очередь.
– Купол бы сделать, ведь дождь льет — все внутрь затекает, все продолжает сыреть, плесневеть, — рассказывает церковный староста Игорь Курочкин. — Тут вроде бы дел — не переделать. С другой стороны, кладка-то не чета современной, а в несколько кирпичей, так что храм рушится понемногу, да окончательно не разрушится в ближайшем веке. И отреставрировать было бы можно.
В XX веке храм, как и многие другие, перестал функционировать по своему прямому назначению.
– Я в 1959 году сюда приехал, так на этом месте, где огороды, были могилы. Чьи, не знаем. Может быть служителей церкви, может, обычных селян. Но они тут были, а потом сровняли все с землей, да и тропинка прямо рядом пролегла. Нехорошо, — замечает староста.
Основная, неиспользуемая часть храма. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
Рядом с незаметными теперь могилами — груда внушительного размера камней. Такие же свалки виднеются и за храмом. Эта совсем свежая, чуть дальше — уже заросшая травой.
– Обрушается храм, мы постоянно куски разбираем и складываем в сторонку. Но уже страшно, летом был серьезный случай. Приехала во-о-н в тот дом девочка, внучка нашего местного, ей говорили, что нельзя возле храма ходить. Но дети — они ж какие: скажешь «нельзя» — значит интересно, значит, обязательно нужно туда сходить. И побежала прямо под стеной. Только пробежала — прямо за ее спиной кусок камня и обрушился, — сетует староста.
Он долго пытается открыть подвал — замок никак не поддается. Курочкин все же побеждает немного проржавевшую железяку, входим в длинный сводчатый коридор. Света нет, все вокруг вижу лишь через фотокамеру со вспышкой, подсвечиваю телефоном. При входе, за современной стальной дверью, на массивных петлях осталась висеть одна створка дубовой двери. По правой стороне, среди колонн, сложенных из кирпичей, обрезки труб. Староста поясняет: это материал для будущей церковной ограды, «батюшка раздобыл».
– В церкви во времена советской власти колхозные овощи и мясо хранилось. Холодильник для мяса стоял прямо при входе в придел. Но председатель колхоза сказал, что, как только решится вопрос с восстановлением храма, он тут же все вывезет, препятствовать не станет, будет только рад. Так и получилось.
И он, и Надежда Антонушкина говорят, даже хорошо, что храм использовался под склады, потому что церкви, которые при советском строе пустовали, находятся в очень плачевном состоянии и восстановлению не подлежат.
Юрий Грошкин, занимающийся внутренней отделкой действующей части храма, долгие годы работал художником-оформителем, теперь стал и иконописцем, и столяром, и плотником. Каноны иконописи изучал самостоятельно. Еще говорит, что вдохновение приходит само по себе, стоит только как следует отдохнуть от проделанной работы.
– Вдохновение — оно вот оно. Посмотришь на природу, подышишь нашим воздухом — можно и снова к работе приступать. Два придела в действующей части доделаем, а с главной частью храма что делать? Подсчитывали, сколько нужно денег: еще лет пять назад получилось, что никак не меньше 30 млн рублей. Это сколько же сейчас понадобится?
– Еще в 90-е годы на наш машиностроительный завод приехали москвичи, так сказать, поднимать производство, — вспоминает Антонушкина начало восстановления храма. — И мы пошли просить помощи. Рассказали все московскому руководству, мол, не справимся сами, нет таких средств. Показалось, что столичные жители совсем безучастны к нашей проблеме, и я начала про себя молиться. Вдруг один из них, Всеволод Александрович Молчанов, и говорит, мол, из средств предприятия выделить не могу, но помогу своими силами. И помог, и до сих пор нас не бросает.
Активисты-«реставраторы» благодарят и начальника службы сельского ЖКХ, и руководство местных электросетей, и некоторых предпринимателей, которые родились и выросли в Истье, а теперь переехали в Рязань. Помогает и машиностроительный завод.
– Иногда кажется, что дело дальше не идет, а вот поговорила с вами, припомнила, кто не равнодушен к нашим нуждам, и понимаю, что унывать не стоит. В первую очередь мы сейчас нуждаемся в средствах, чтобы заплатить за газ: при жесткой экономии выходит 5–6 тысяч в месяц. К 200-летию храма мечтаем поменять рамы, но даже не знаем, сколько это будет стоить: тут нужно приглашать специалиста, а цены-то растут изо дня в день. Хорошо бы заменить старый газовый котел на новый: этот становится совсем бесполезным, как говорится, светит, да не греет. И побелить надо бы. Хочется верить, что все у нас должно получиться, ведь уныние-то — грех, — улыбается напоследок Надежда Петровна и приглашает приехать на рождественскую службу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости