Новости – Люди












Люди
Мягкий вариант Москвы

Фото: vk.com/lebedinskij
Корреспондент «Русской планеты» выясняла, каким видят Нижний Новгород жители других областей России
11 марта, 2014 15:34
8 мин
Нижний Новгород весьма привлекателен для тех, кто желает переселиться из депрессивных регионов. Десятки крупных вузов, производств привлекают молодых людей. Основываясь на впечатлениях приезжих, «Русская планета» составила портрет столицы Приволжья.
Молодежь традиционно едет в Нижний Новгород за образованием. Особенно город притягивает жителей области. Уровень подготовки в нижегородских вузах достаточно высокий и вполне сравним со столичным. А вот психологически для уроженцев маленьких городов и поселков наш город более комфортен, чем, скажем, Москва или Санкт-Петербург.
– Я выросла в поселке Красные Баки. Мама с детства внушала мне, что когда я стану взрослой, поеду поступать в Нижний Новгород, — говорит корреспонденту «Русской планеты» студентка ННГУ имени Лобачевского Ксения Беспалова. — Столица кажется мне более сложным, дорогим городом, здесь же я чувствую себя в безопасности. Нижний – это такой мягкий вариант Москвы.
По такому же принципу выбирала место учебы и Екатерина Смирнова, приехавшая из Кургана.
– Курган — это край географии, а меня всегда тянуло в центральную Россию. Раньше я грезила о Санкт-Петербурге, но провалилась там на экзаменах. В итоге приехала сюда и выучилась на переводчика в Лингвистическом университете.
Еще одна распространенная причина переезда в Нижний Новгород — трудовая миграция. Многие крупные компании назначают руководителями филиалов людей, добившихся результатов в других городах. Так пару лет назад стал директором отдела маркетинга магазина цифровой техники Олег Юрьев. Ради работы он приехал из Владивостока.
– Нижегородский филиал нашего магазина — это такая сборная солянка, карта России в лицах, — говорит Юрьев.
Представители более старшего поколения, приехавшие в Нижний Новгород в советский период и позже, в 1990-е, чаще называют вынужденные причины переезда: пришлось приехать по распределению либо из-за трудной обстановки в своем городе, как в случае с бывшим жителем Казахстана Александром Зайцевым. Он покинул родину в 1990-е, когда там началось притеснение русскоязычного населения.
– Русские вмиг стали людьми второго сорта. Зарплату, пенсию нам не платили, на работу не брали, предлагали только низкоквалифицированный труд. Скажем, мастером на завод или в милицию устроиться было невозможно, — вспоминает Зайцев. — Однако притеснения шли именно от власти. С товарищами, соседями мы как дружили, так и продолжали дружить.
Для тех, кто приехал издалека, на выбор Нижнего Новгорода повлияло наличие в городе близких, дальних родственников и знакомых.
Мигранты неоднозначно характеризуют Нижний Новгород и в оценке отталкиваются от родных городов и поселков.
– Я вырос в деревне, поэтому для меня любой город — хороший, — говорит 54-й летний Валентин Бочкарев, перебравшийся в Нижний из села Слободское Нижегородской области еще в 70-е. — Вы, горожане, приезжаете в деревню и восхищаетесь природой, воздухом. Я к деревне романтических чувств не испытываю, с ужасом вспоминаю, как с четырех лет за коровой ходил и навоз куриный собирал. Приезжал в деревню только когда мать была жива, а сейчас дом продал. Для меня нет ничего красивее огней ночного Нижнего.
Выходцы из сельской местности часто говорят о культурном голоде, который испытывали до переезда и который сейчас с лихвой могут удовлетворить в Нижнем.
В один голос мигранты, как и гости города, отмечают красоту Волжского и Окского откосов, вида на Стрелку.

Художник Леонид Колосов родился Тюменской области, юность провел в Крыму, а вдохновение нашел только на Волге. Нижегородские пейзажи присутствуют в большинстве его работ. Вот как он вспоминает свои первые впечатления от города:
– Я приехал по-летнему одетый, а вокруг был снег. Странно накутавшиеся нижегородцы напомнили мне милых, теплых, мягких, круглых домовых. Меня поразили здешние просторы и старые, все разные, невысокие деревянные домики с дымком из труб, их необыкновенный, прямо-таки космический дух. Живя в Одессе, Керчи, я мог часами сидеть у моря и ничего не рисовать из-за отсутствия вдохновения. А когда я приезжал в этот город, окруженный покрытыми густым туманом деревушками, озерами, березами, то на глаза у меня появились слезы. Мне хотелось тут же все описать, охватить необъятность этих просторов. Это был непередаваемый словами восторг от природы, особого духа города. В нем живет душа, любовь его создателей.
Еще из достопримечательностей мигранты чаще всего называют Кремль, здание Сбербанка на Большой Покровской и старинные купеческие улочки. Выделяются и такие особенности Нижнего Новгорода, как контрастность.
– Первое впечатление от Нижнего — сказка, мечта! Однако жилье в Нижегородском районе мне было не по карману, пришлось поселиться в Московском — это тусклый, серый промышленный район, воздух очень тяжелый. Особенно смущает запах от Масложирового комбината, — рассказывает «Русской планете» студентка технического университета имени Р. Е. Алексеева.
Мигранты из других областей России не выделяют в характере и поведении нижегородцев каких-то особенностей. Единственное, что отмечают многие выходцы из малых городов и поселков, так это пренебрежительное отношение к ним: «деревенщина», «колхозник». Нижегородцы любят посмеяться над говорком приезжих, хотя сами, по словам мигрантов, имеют массу языковых особенностей.
Большинство мигрантов, с которыми удалось пообщаться «Русской планете», не испытывали сильного языкового напряжения. Все они прошли путь от неприятия нижегородского диалекта до привыкания и употребления некоторых диалектизмов в собственной речи.
– Я приехала в Нижний Новгород из Кирова пять лет назад. Чего я только не натерпелась из-за своей манеры говорить, в вузе меня часто передразнивали. А я не обижаюсь, пусть, это моя визитная карточка. Слышат меня и сразу говорят — «кировская», — рассказывает Светлана Юсупова.
Многие приезжие отмечают, что собственного говора они не замечают, зато нижегородские особенности им здорово режут слух, особенно «яканье».
– Нижегородцы ужасно тянут гласные, говорят — «даавай, до заавтра», — отмечает курганчанка. — Однажды возникло непонимание со словом гардина. Я всегда считала, что это такая легкая ткань, которую вешают на окна, в Нижнем — это почему-то еще и карниз.
– Очень странно отвечают на вопрос «Который час?»: пол часа седьмого, или без пятнадцать минут шесть. И еще сильное ударение на «я» при этом делают. В моем городе ответили бы — сорок пять минут шестого, — делится впечатлениями выходец из Владивостока Олег Юрьев.
Светлану Юсупову смутило слово «убраться». На ее родине это слово используется только в одном смысле — сделать уборку. В Нижнем оно употребляется еще и в значении «поместиться, влезть куда-либо».
– Помню свое удивление, когда зазывая меня в переполненную маршрутку, подруга крикнула: «запрыгивай, все уберемся!» — отмечает Светлана.
Студентка Ксения Беспалова из села Красные Баки подметила чистоту русского языка в Нижнем Новгороде.
– В Нижнем меньше мата, сленга и тюремных речевых замашек. Мне это понравилось, — отметила девушка.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости