Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Мы — сокровище нашей страны»

Чем привлекает туристов в Калининградскую область федеральный музей

Владимир Лактанов
5 мин

Коллекцию музея могут пополнить все желающие. Фото: world-ocean.ru

«Музей Мирового океана» — уникальное учреждение не только для Калининградской области, но и для России в целом. Это первый комплексный маринистический музей нашей страны и один из самых молодых в мире. В его коллекции свыше 55 тыс. различных предметов и 50 объектов. Корреспондент «Русской Планеты» встретился с директором Светланой Сивковой, чтобы узнать каким ей видится будущее «Музея Мирового океана» и почему россияне должны посетить его хотя бы раз в жизни.
– Светлана Геннадьевна, вы открываете новое здание в музейном комплексе. Какие объекты там разместятся?
– Скажу вам больше: мы открываем не просто новое здание, а фондохранилище. В истории российских музеев это происходит не так уж часто. Первая выставка, которая пройдет там, получила название «Глубина». И сделано это вовсе не случайно, ведь наше музейное судно «Витязь» как раз тот корабль, который измерил глубину Марианской впадины, самой глубокой точки Земли — 11 022 метра.
В этой «Глубине» будут представлены как обитаемые, так и необитаемые глубоководные аппараты, а так же один спускаемый космический аппарат. Кстати, в глубинах космоса уже успело побывать более 500 человек, а в глубинах океана только трое.
Также в здании открытого фондохранилища разместятся приборы для исследования физики и химии океана, навигационное оборудование различных эпох, морское и водолазное снаряжение. Мы готовим большие фотографии и фильмы, чтобы у нас получилась законченная история, как человек исследовал океан.
Наши приборы можно будет не только созерцать, но и активно работать с ними. Например, в аппарат для изучения подводного мира «Тетис» можно будет залезть, почувствовать атмосферу, в которой работают гидронафты. Затем попасть в барокамеру. К сожалению, океан еще слишком мало изучен, гораздо меньше, чем нам хотелось бы. И скорее всего именно в нем лежат ответы ко многим вопросам задаваемым нами сегодня. Экспозиция «Глубина» поможет нам в этом.
– Найдется ли место для скелета кашалота, любимого горожанами и гостями музея?
– Конечно же, мы не забыли про него. Это один из самых крупных скелетов в нашей стране, длиной более 16 метров. После реконструкции он, наконец, обретет новый дом. Мы назвали его Юрой. Может это и не самая удачная идея, но животное было добыто китобойной флотилией «Юрий Долгорукий», базирующейся когда-то в Калининграде. Лично для нас это многозначное название: ЮРА — юрский период, Jura — море, на языке балтийских народов, окружающих нас.
– Ожидает ли посетителей какой-то приятный сюрприз?
Мы договорились с институтом Океанологии и РАН об установке знаменитого глубоководного аппарата «Мир-1». Это один из двух всемирно известных батискафов, которые были задействованы в съемках фильма «Титаник» американского кинорежиссера Джеймса Кэмерона. Хотя, у аппаратов есть и другие заслуги: исследование подводных лодок «Курск» и «Комсомолец», множества судов затонувших в обеих Мировых войнах, но самое главное — изучение глубоководных желобов, геотермальных источников, погружение в Северном Ледовитом Океане и установка флага России на Северном полюсе.
«Витязь» — самое крупное научно-исследовательское судно в мире. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
«Витязь» — самое крупное научно-исследовательское судно в мире. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Но следует помнить, что «Мир-1» будет оставаться в нашем музее не всегда. Это действующий аппарат. Скорее сейчас он перейдет к нам на временное хранение между экспедициями. На самом деле это уникальное событие, это как действующий космический аппарат вывести с орбиты и выставить в музее Космонавтики в Москве, а затем запустить его заново.
– Кого вы ожидаете увидеть в день открытия?
– Для нас сохраняется одна интрига. Мы еще точно не знаем, получится ли у Джеймса Кэмерона посетить нас именно в день открытия, но два подарка от него придут без всяких сомнений. Первый — копия аппарата «Мир-1» в масштабе 1:10, а второй — копия «Deep Sea Challenger», на котором Джеймс опустился в Марианскую впадину, став третьим человеком в истории, сделавшим это.
Среди гостей также будут люди, работающие на «Мире», и погружавшиеся на нем, включая Анатолия Сагалевича, руководителя лаборатории обитаемых глубоководных аппаратов института Океанологии, ученого, с мировым именем.
– Как часто люди приходят в музей с находками? Недавно вы получили в коллекцию редчайший для Калининграда зуб мамонта, какие еще объекты привлекают к вам посетителей?
– Люди, помогающие нам, становятся нашими друзьями, причем это не только калининградцы, но и жители других российских городов, и даже иностранцы. Например, в Москве живет Виктор Нейман, который постоянно присылает нам раковины морских моллюсков. И уже сейчас вместе с ними мы готовимся в выставке «Раковины моллюсков морей России», собираем полноценную коллекцию.
У нас есть подлинные вещи Адмирала Макарова, в коллекции находится пианино с первого российского ледокола «Ермак», вещи с дирижабля «Италия» и часть его оболочки, найденных, когда ледокол «Красин» пришел на помощь экспедиции Умберто Нобиле.
А еще, не так давно, мы приобрели коллекцию метеоритов. Вообще коллекции любого морского музея достаточно массивны и обширны. У нас это, помимо вышеперечисленного, и якоря, и двигатели, и мачты, элементы парусных судов, лебедки. Также присутствуют коллекции тематических монет и почтовых марок, книг, фотографий, карт, мемориальных предметов. Теперь все это найдет свое место в нашем хранилище, куда сможет попасть любой желающий.
– Наверное, вам приносят огромное количество тематической литературы и фотографий?
– Это действительно так. В Калининграде было огромное количество моряков и рыбаков, нам часто приносят фотографии, старые журналы. Особенно интересны объекты, связанные с китобойным промыслом, который наша страна много лет уже как прекратила в промышленных масштабах.
У нас также собраны библиотеки известных ученых: Крепса — физиолога, ученика Павлова и Орбели, Добровольского — основателя кафедры Океанологии МГУ, Штокмана — первооткрывателя Штокмановского месторождения, сотрудника научной группы корабля «Витязь».
Сегодня музеи все чаще выполняют имиджевую для городов функцию, считает Светлана Сивкова. Фото: из личного архива
Сегодня музеи все чаще выполняют имиджевую для городов функцию, считает Светлана Сивкова. Фото: из личного архива
В год литературы мы подали заявки во многие российские библиотеки с просьбой помочь восполнить библиотеку корабля «Витязь». Когда-то она была единственной в справочнике библиотек СССР как «Судовая библиотека научно-исследовательского судна “Витязь”». Откликнулись многие, со всех уголков страны нам продолжают присылать маринистику, а один из крупнейших московских книжных магазинов передал нам интереснейшие образцы 50-х годов.
– Вашу коллекцию кораблей считают уникальной, даже для мировых музеев — в чем ее особенность?
– В нашей флотилии есть «Витязь» — самое крупное научно-исследовательское судно в мире, имеется подводная лодка 641-го проекта — единственная сохранившаяся такая подводная лодка. У нас единственный в стране рыболовецкое судно-музей «СРТ-129», в Санкт-Петербурге стоит принадлежащий нам самый старый ледокол в стране «Красин», а в Калининграде содержится судно «Космонавт Виктор Пацаев» — последнее судно легендарной звездной флотилии, принадлежащее «Роскосмосу». Также в нашем музее собрана уникальная коллекция лодок. В основном это лодки народов России, но уже есть финская и норвежская. Только представьте: чукотские байдары, берестянки, архангельские лодки, карбас, нанайские лодки, донской каюк, планируем построить шаланду — всего, собраны традиционные лодки более 25 народностей нашей страны. Все они участвуют в фестивале «Водная Ассамблея».
Не так давно на борту ледокола «Красин» побывала английская принцесса Анна, она очень внимательно изучила все, а потом спросила: и это все принадлежит музею, вы за этим ухаживаете? Услышав положительный ответ, она удивилась еще больше, сказав: У нас в Англии такое даже невозможно представить!
– Какое будущее ждет «Музей Мирового океана»? В каких направлениях вы планируете развиваться дальше?
– Про нас говорят всегда, как про один из самых динамично развивающихся музеев страны. Совсем скоро у нас открывается упомянутое выше хранилище и экспозиция «Глубина», затем настанет черед главного комплекса «Планета-Океан» — огромной голубой стеклянной сферы, которая появится к 2017 году. Мы планируем открыть выставочный центр в Светлогорске, и наконец-то пополнить свою коллекцию плавучим маяком Ирбенским, как единственным сохранившемся в России.
Несмотря на сложности и проблемы музей развивается. Можно закрыть банк или крупное предприятие, но закрывать музеи нельзя — это и есть настоящие сокровища нашего государства. Мы делаем великие дела, мы ее золотая кладовая, которая работает со множеством людей.
Сегодня музеи все чаще выполняют имиджевую для городов функцию. Мы здесь есть, и к городу уже по-другому относятся. Наш музей ежегодно посещают свыше 450 тыс. человек, что для федерального музея цифра не очень большая. Но в масштабах Калининграда — это 100% населения города, невероятный показатель.
Наш регион только недавно стал для россиян туристической Меккой, отчасти это и наша заслуга. При том, что у нас музей сложный, в нем очень много объектов, разбросанных по всему городу: от кораблей до сохранившихся городских ворот, находящихся в нашем ведении. «Музей Мирового океана» — единственный комплексный морской музей России.
У музея есть три функции: сохранить, изучить и представить. Наш самый далекий и перспективный проект — реконструкция железнодорожного моста через Прегель. Мы планируем сделать его пешеходным.
Этот мост легко могли уничтожить, пустить на металл, «РЖД» он был не нужен, и много лет не использовался. Но это первый железнодорожный мост Кенигсберга, о нем писал даже «Петербургский инженерный журнал», как об уникальнейшем сооружении своего времени! Прежде чем заявлять о готовности восстанавливать его, мы обследовали конструкцию и к удивлению обнаружили, что износ не превышает за прошедший век и 5%.
Было бы неплохо, если у нас появятся новые пешеходные мосты, которые свяжут различные части города, труднодоступные сейчас. Минкультом поставлено условие — проводить работы за свой счет. Так что мы будем зарабатывать деньги на билетах, чтобы к 2024 году — трехсотлетию философа Канта, нашего земляка, соединить любимые им два береги реки пешеходной дорогой и выставочным залом.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин