Новости – Общество
Общество
«Экскурсий не будет»
Фото: из архива музея
Единственный в России музей гражданской авиации в Архангельске может прекратить существование в любой момент
29 июня, 2016 14:30
8 мин
В Архангельске решается судьба уникального и единственного в стране музея авиации Севера. Более 20 тыс. уникальных экспонатов, раритетов, включая настоящие самолеты, могут пойти на металлолом или уйти в руки частных коллекционеров. Причина — отсутствие денег, но руку помощи музею готовы протянуть и областная власть, и аэропорт. Почему музейщики не готовы обменяться рукопожатием, узнавала «Русская планета».
Второклассник Алеша Мальцев в музее авиации Севера человек уже свой. Наизусть рассказывает биографии летчиков, фото которых выставлены на стендах, со знанием дела объясняет, что за махина-двигатель выставлен в одном из залов и часами может просиживать на тренажере вертолета МИ-2 — настоящем, на таком обучаются летчики.
– Я как будто в боевик попал, — с наслаждением рассказывает Алешка. — Каждый раз себе представляю, что лечу на Северный полюс или пересекаю Тихий Океан! А недавно мне папа фильм на компьютере поставил про Валерия Чкалова. Я теперь в него играю!
В музей ребенок попал случайно — класс повели на экскурсию. Ничего особенного мальчишка не ждал — лишь бы в классе лишний раз не сидеть, но после посещения потребовал бабушку сводить его еще раз, а сейчас уже твердо уверен, кем станет.
– У нас есть, что посмотреть, — рассказывает РП директор музея авиации Севера Николай Кононов. — Личные вещи пилотов, фотографии, вырезки из газет, коллекция значков, пропеллер самолета У-2, наша гордость — реплика самолета «Блерио-11», совершившего в 1911 году первый полет над Архангельском, который мы сами собрали по чертежам в натуральную величину. Поднял самолет в воздух летчик Васильев, по биографии которого у нас есть такие уникальные материалы, каких нет ни в одном архиве.
В экспозиции под открытым небом — настоящие, хоть и списанные самолеты АН-26, ТУ-134, ТУ-154, по салонам которых водят экскурсантов. А недавно в музей привезли винт с самолета Р-5 с Земли Франца-Иосифа, который пролежал там 85 лет. В музей раритет в качестве подарка доставила команда теплохода «Сомов». Еще один подарок — сбитый немецкий самолет, поднятый со дна Белого моря. На боевой машине воевали в Корее летчики 518 Берлинского полка, который до расформирования в 1998 году стоял в Талагах. Сейчас мы восстанавливаем этот самолет, чтобы выставить его в музее.
Еще один военный самолет, воссозданный музейщиками — подарок авиакомпании. Его нашли в 2000 году вместе с летчиком. Останки пилота похоронили, самолет отдали музею.
– Началась авиация на Севере с полетов летчика Васильева, — объясняет Николай Кононов. — Тогда гражданская авиация была, если грубо сравнивать, неким видом спорта. Васильев совершил самый большой перелет из Петербурга в Москву, выиграл денежный приз, и затем его пригласили в Вологду, а после в Архангельск.
Летчикам гражданской авиации за перелеты платили большие деньги. Это все равно как сейчас престижные футбольные клубы покупают ведущих спортсменов, приводит сравнение директор музея. В Первую мировую Васильев служил на фронте летчиком и пропал без вести. Его фото, вырезки из газет и кабина настоящего самолета хранятся только в Архангельске.
– Систематические полеты начались в Архангельской области в 1931 году, — продолжает директор музея. — Это был слет исполкомовских работников, которых сначала привезли сюда, а после развезли по домам на самолете. Посадку и высадку совершали на поверхности Северной Двины — на льду. Есть фото на память.
Еще одна гордость музейщиков — личные вещи, фото и воспоминания фронтовика Бориса Телегина.
– Он жил в деревне, когда началась война, ему было 13 лет, — рассказывает Кононов. — И он однажды увидел приземлившийся самолет. Машин таких он никогда не видел — интересно же! Забрался в крыло и улетел на фронт! Привезли его, получается, на корейский фронт, только там и обнаружили, ахнули — он промерз весь, столько времени в крыле сидеть. Что делать — оставили, выучили. Стал техником, так и остался служить в 5 полку ВДК. В мирное время работал во 2-м Архангельском отряде инженером, я знал его хорошо.
Идея создания музея авиации Севера принадлежит другому фронтовику — Гавриилу Личкову. Официально учреждение открылось в 1981 году, получив звание народного, но занимались его оформлением и сбором материалов с 1979 года. Безвозмездно помогали сотрудники краеведческого музея, художники. Самые уникальные экспонаты дарили авиакомпании, являвшиеся соучредителями музея. В тяжелые времена музей переименовали в некоммерческое учреждение, но его по-прежнему опекали авиакомпании, а содержал аэропорт.
До 2012 года музей располагался в фойе гостиницы аэропорта, занимая 2-й и 4-й этажи, а после его перевели в бывший тренажерный зал аэропорта. Ремонт директор делал за свой счет, хотя зарплату не получает все 5 лет, которые руководит учреждением.
За аренду музей не платит, но за коммуналку накопились долги порядка 150 тыс. рублей. В месяц же по самым скромным подсчетам содержание музея может обходиться в 10-15 тыс. рублей.
Но содержать музей пока никто не берется. А в начале года его и вовсе продали, посоветовав музейщикам искать спонсоров.
Фото: из архива музея
Фото: из архива музея
– Нет у акционерных обществ в уставе такой строки, чтобы музеям помогать, — говорит Николай Кононов. — Ходили мы к руководству аэропорта. Нам сказали, что нас не бросят и даже ремонтируют для нас помещение. Но и определенности никакой не дали. Оставят ли штат, сколько человек, сколько платить будут — те же 50-100 рублей, чтобы до аэропорта доехать тоже найти где-то надо! У меня четыре сотрудника молодых бесплатно работают — вряд ли их женам это нравится.
В марте музейщики написали письмо губернатору. С 27 апреля прекратили работу. Судьба музея должна решиться со дня на день.
– Мы рассматривали вариант забрать музей к себе, — говорит РП заместитель директора ОАО «Аэропорт Архангельск» Александр Дубинин. — У нас была мысль сделать из этого бренд, водить в музей иностранные экскурсии. Это же история, это наш труд! И помещение для них мы давно уже отремонтировали. Но когда я попросил директора музея предоставить нам список экспонатов, чтобы провести инвентаризацию, взять их на учет, а также представить статистику посещений, бюджетные движения, план работы, этого предоставлено не было. Был получен ответ в духе «мы музей, а не коммерческая организация». И как мы можем взять на баланс то, не знаю что? А ведь музею можно сделать хорошую рекламу и ничего плохого не будет в том, если он еще и будет зарабатывать. Но пока в таком ключе мы сотрудничать не готовы. Да, экспонаты нам очень жаль, терять музей не хочется, я поговорю еще раз с директором, чтобы найти какой-то приемлемый вариант.
Что касается областной власти, реакция на письмо музейщиков последовала незамедлительно.
– Наши сотрудники выехали на место, — рассказывает РП пресс-секретарь регионального министерства культуры Ксения Горяева. — По вопросу сохранения музея было проведено рабочее совещание, предложен ряд мер. В частности, музею сразу предложили подготовить документы для участия в конкурсе грантов — и у них были все шансы выиграть. Депутату областной думы Белокоровину было подготовлено письмо с просьбой выделить деньги на оплату коммунальных услуг. Краеведческому и Северному морскому музею было дано указание предоставить музею авиации выставочные площадки, а для популяризации его деятельности мы собирались разместить на официальном сайте «Культура Архангельской области» информацию о музее. Руководству музея было предложено уточнить расчет средств, необходимый для его содержания и зарплат сотрудникам, чтобы выделить из бюджета области дополнительные средства. Ни одного документа с марта месяца по сей день нам не поступило. Музей занял непонятную позицию.
Сейчас сотрудники музея «сидят на чемоданах». Решить все должен совет соучредителей, который вынесет вердикт до конца недели. Найдут помещение — тогда и диалог состоится, считают музейщики.
– А не будет ничего, распродадим все и закроемся! — в отчаянии говорит директор Николай Кононов. — Самолеты пойдут на металлолом, значки и прочие экспонаты разойдутся по частным коллекциям. Цена-то у всего этого небольшая, кто на них позарится. Рассчитаемся с долгами и забудем.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости