Новости – Люди












Люди
Хатанга опустела

Музей мамонта в Хатанге. Фото: Игорь Михалев, РИА Новости.
Корреспондент РП побывала в хранилище древних животных
13 января, 2014 15:35
7 мин
На северо-востоке Таймырского полуострова находится единственный в мире музей мамонта в вечной мерзлоте. В 23-тонном ледяном кубе 3 х 5 м заморожен мамонт Жаркова. Именно после его обнаружения ученые заговорили о возможности клонирования древнего животного.
Сейчас легендарный музей мамонта принимает только редких гостей заполярного поселка. А было время, когда жизнь в Хатанге и окрестной тундре была гораздо более интенсивной — благодаря усилиям всего одного человека, француза Бернара Бюига.
Для местных жителей иностранец всегда был своим человеком и кормильцем. За останки древних животных — мамонтов, овцебыков, древних лошадей — он платил от 20 долларов за килограмм. Провести француза, пытаясь сбыть кости домашнего скота, оленей или собак, не удавалось. Как специалист по палеонтологии он легко отличал кости мамонта от останков оленя.
Бьюиг развивал арктический туризм в Хатанге. Тысячи любителей экстремального отдыха смогли посетить Северный полюс, выбрав точкой отправки этот поселок.
Но едва Бернар Бюиг покинул Хатангу, от былой значимости поселка не осталось и следа. Исчезли туристы — на полюс теперь предпочитают путешествовать через Шпицберген, перестали прилетать кино- и телегруппы — здесь в начале века фильм о стране мамонтов снимал даже канал «Дискавери», все реже заглядывают в глушь Таймыра ученые с мировым именем — японцы в свое время хотели создавать здесь уникальную научную лабораторию для изучения доисторических животных.
Из помощников француза в Хатанге остался только Гамет Агамерзаев — участник экспедиций Бюига и смотритель музея мамонта. Он принимал участие во многих начинаниях Бернара Бюига. Именно Гамет в качестве помещения для найденных артефактов предложил использовать ледник, вырытый на высоком берегу реки Хатанги в вечной мерзлоте для хранения скоропортящихся продуктов, оленины и рыбы. Сегодня он привел корреспондента РП в музей.
Шепот разносится в разреженном воздухе на сотни метров. Входим в подземную ледяную пещеру, еще у входа становится…тепло. Несколько метров по ледяному полу вверх — в стену вморожены в качестве поручней бивни мамонтов — и мы оказываемся в самом необычном музее мира.
В пещере мамонтов все блестит и переливается. Пол, потолок и многочисленные останки животных покрыты инеем. А вот стены, разделяющие музей на комнаты, прозрачно-матовые. Они сложены из ровных кусочков льда из акватории порта Хатанга. Лед Гамету привозят знакомые портовики.
Взгляд падает на огромный кусок льда. На вершине треугольника покрытая инеем детская игрушка, напоминающая плюшевую собачку. Блестящие глаза-пуговки. Ребенок, наверное, забыл. Пытаюсь дотронуться.
– Осторожней с росомахой, — тихий голос Гамета разносится по многочисленным тоннелям и возвращается эхом. — Нос уже отбили.
Это не игрушка, а детеныш росомахи. А нос действительно отсутствует. Промороженное тело зверя почти такое же хрупкое, как хрусталь.
Вдоль стен — в ящиках и на стеллажах — черепа, челюсти и кости: толстые и тонкие, длинные и короткие, самых невообразимых форм. Градусник, лежащий на груде костей, показывает температуру — -10 оС.
По словам Гамета, идеальная температура для хранения останков -10-12 градусов. Выше температура не поднимается благодаря ежегодной глазировке помещения. Из пожарного брандспойта стены и потолок обливают водой, которая в течение часа превращается в корку льда.
На останках бирки. Надписи понять несложно: латинское название животного, место и дата находки, информация о том, кто кости обнаружил. Все экспонаты пронумерованы.
Под номером 2000/204 числится лось. Рядом — на подставке из глыбы льда — череп дикой лошади. Его Гамет с напарником нашли в августе 2000 года на озере Таймыр во время экспедиции.
Здесь же выставлен другой типичный представитель мамонтовой фауны — мускусный бык. На Таймыре его называют овцебыком. Это животное сохранилось лишь в отдаленных арктических регионах.
В галерее, где находится легендарный куб вечной мерзлоты, очень мало света. Первое, что видишь — два огромных бивня. Гамет замечает недоумение экскурсантов и рассказывает о находке:
– В конце прошлого века тундровик Жарков нашел череп и два 70-килограммовых бивня. Старик принес их Бернару Бюигу — на продажу. Француз выкупил бивни в обмен на информацию о месте находки. Чутье Бернара не подвело — с помощью самой совершенной техники на берегу речки Кырса-Юрах в вечной мерзлоте была обнаружена почти целая туша шерстистого мамонта. У него отлично сохранились не только трехметровые мощные бивни и кости скелета, но и шерсть, шкура. В октябре 1999 года провели спецоперацию по перевозке Жаркова в Хатангу: выпиленный 23-тонный кусок мерзлоты с мамонтом внутри в поселок доставили с помощью грузового вертолета. Вглубь ледника куб затаскивали с помощью бульдозера несколько дней.
В ледяной лаборатории провели сотни анализов и взяли тысячи проб. Если обойти Жаркова со стороны, то можно увидеть, что куб разделен на сектора. Он обвешан бирками. Хорошо видны и просверленные в бивнях отверстия.
– Пробы помогли установить, что мамонт жил 23 тыс. лет назад. Самец погиб в 47 лет плюс-минус два года. Посмотрите, в некоторых расчищенных местах хорошо видна шерсть. Ворсины очень длинные — от полуметра до полутора! И очень жесткие на ощупь, — продолжает экскурсовод.
После обнаружения мамонта Жаркова на 3–4 года Хатанга стала местом паломничества. Ученые, путешественники, журналисты, историки. И, конечно, авантюристы. В 2003 году случилась неприятность, по сути поставившая крест на программе исследований мамонтов, которую спонсировал Бернар Бюиг. Когда и француз, и Гамет отсутствовали в Хатанге, из музея бесследно исчезли 24 целых бивня (целыми называют кости, у которых еще не были взяты пробы. — Примеч. авт.). По ценам 2003–2004 годов бивни можно было продать за 100 тыс. долларов каждый.
Правоохранители задержали заказчика в Москве. Им оказался один из туристов, прилетавший в Хатангу к Бюигу. Исполнители преступления — местные жители. Нашли и части бивней, уже готовые к продаже умельцам, которые вырезали бы из них фигурки. В момент кражи пострадал и мамонт Жаркова. Воришки хотели унести его бивни, но не смогли их вытащить из куба. Если приглядеться к мамонту, около основания можно заметить специальный крепеж, который не позволяет бивням разъезжаться. Сцепку сделал Гамет.
После ЧП Бернар Бюиг, как рассказывают аборигены, к Хатанге охладел. Программу свернул. Занялся другими проектами в области палеонтологии.
Хатанга опустела. Жизнь вернулась в обычную колею.
И только Гамет Агамерзаев, азербайджанец по рождению и северянин по духу, продолжает ежедневно приходить теперь уже в свой музей мамонта.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости