Новости – Люди












Люди
«Моя мечта — чтобы мы полностью заместили импортную воду»

Международный форум минеральных водных источников H2O. Фото: Лариса Бахмацкая / "Русская планета"
Как с помощью фестиваля воды H2O ищут возможность для развития Кавминвод
23 мая, 2016 16:36
8 мин
С 19 по 21 мая в Пятигорске проходил Международный форум минеральных водных источников H2O. Он собрал 700 участников из разных стран — Австрии, Китая, Голландии, Италии, Чехии. Одним из главных вопросов форума был — как превратить Кавмингруппу в жемчужину Кавказа.
Не с кого спросить
Кавминводы (КМВ) — уникальный регион нашей страны. Он включает в себя четыре города Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск. Здесь целебно все — минеральные воды, лечебная грязь, воздух. В Ессентуках находится самая большая в Европе грязелечебница, в которой можно поправить здоровье тамбуканской глиной. Курорты Пятигорска и Кисловодска способны поднять на ноги «хроников» с застарелыми болезнями. Минеральная же вода известна во всем мире и экспортируется за рубеж. Но, к сожалению, в последние десятилетия курортные города утратили свой парадный вид и неуклонно теряют отдыхающих, уступая европейским аналогам.
По словам бывшего руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод Михаила Бондаренко, Минздав, Минфин, Минприроды не интересуются этим уникальным регионом.
– Курорты испытывают серьезные проблемы, федеральным властям пора обратить на них внимание. Огромное количество скважин в плачевном состоянии, их надо закрывать. По некоторым сведениям, в Кисловодске вода уже утратила свои свойства из-за бесконтрольного бурения частных скважин. Нельзя допустить, чтобы это случилось и в других городах. Поэтому Министерство по делам Северного Кавказа подготовило закон о Кавказских Минеральных Водах, который призван спасти ситуацию. Сейчас он находится на доработке в Кремле, — рассказывает РП Бондаренко.
Директор ОАО «Нарзан» Юрий Гринько также говорит о проблемах.
– Мы являемся инициаторами обращения в Генпрокуратуру с требованиями вмешаться, потому что куча компаний занимается вредительством, не заботясь о скважинах. Их же нельзя просто выкопать, потом бросить и уйти. Они же всем вред наносят. Сейчас идет большое расследование, реакция есть, но чем закончится, пока не понятно, — вздыхает Гринько.

Работа Международного форума минеральных водных источников H2O. Фото: Лариса Бахмацкая / "Русская планета"
Работа Международного форума минеральных водных источников H2O. Фото: Лариса Бахмацкая / "Русская планета"
Перспективы минерального импортозамещения
Бизнес-эксперт компании «Нарсан», специалист по минеральной воде Алексей Кузовлев рассказал РП, что проделал большую работу, проанализировав отечественный рынок воды за последние шесть лет.
– Динамика рынка минеральной воды в тоннах показывает стабильный рост, правда, в 2015 году он немного упал. Потребление минеральной питьевой воды растет очень хорошими темпами. Рынок воды в России — один из самых стабильных. На практике это означает, что россияне готовы платить за качественную воду, а фактически за свое здоровье. Готовы наши соотечественники и расставаться с деньгами, оплачивая санаторно-курортное лечение, — считает эксперт.
По мнению Кузовлева, более 34% рынка воды относятся к питьевой и слабо минерализованной воде, и только 16 процентов относятся к потреблению лечебно-столовой воды.
– За последние шесть лет количество употребляемой питьевой воды практически удвоилось, спрос на минерализованные воды сначала подрос, а потом немного упал. А к сегменту лечебно-столовой воды доверия почему-то все меньше и меньше. Чем хуже нам живется, тем меньше мы о себе заботимся, — рассуждает представитель компании «Нарсан». — Это статистика, цифры, и по ним можно сделать выводы.
Кузовлев настаивает, что Северо-Кавказский Федеральный округ должен отставить свои интересы по производству воды.
– Северный Кавказ занимает только 19 процентов рынка реализации минеральных вод. Очень много хорошей воды выпускают в Сибири, в Приволжском федеральном округе. СКФО должен отстаивать свои интересы. Если сегодня не заняться вопросом увеличения выпуска воды, то завтра та же Новосибирская область возьмет вверх. По статистике в нашей стране представлено более 600 брендов. Покупатель просто теряется в их обилии. Лидерами же продаж являются «Бонаква», «Святой источник», «Шишкин лес» и другие негазированные воды, а не наша «Ессентуки», — говорит собеседник. — Многое зависит от крупных магазинов, огромных сетей. Если попасть в них, тогда процент продажи воды из Кавминвод увеличится.
Краевые власти считают, что фестивали, подобные H2O, привлекут не только новых туристов, но и помогут решить проблемы с помощью ученых и курортологов.
– Мы и раньше проводили подобные фестивали, просто под другими названиями, — объясняет РП зампред правительства Ставрополья и министр экономического развития региона Андрей Мурга. —Наши курорты — это природное достояние всей России, мы являемся лидерами по национальному оздоровлению, бальнеологии, импортозамещению. Мы хотим, чтобы люди вместо таблеток пили нашу полезную лечебную воду, и при этом отдыхали дома. Много лет я удивляюсь, когда в магазине или ресторане вижу импортную воду. Моя мечта — чтобы мы полностью заместили импортную воду.
Что делать
По словам Алексея Кузовлева, у нас нет идеологии, которая бы работала на сознание потребителя. Пока есть только санаторно-курортные комплексы, наследие советских времен. Нужно же продвигать, например, спа-бизнес, потому что люди готовы платить за свое оздоровление. Почему же не приносить эти деньги курортам?
– Сейчас создалась благоприятная геополитическая обстановка для развития внутреннего туризма, в первую очередь оздоровляющего. Люди могут те же самые деньги оставлять не на иностранных курортах, а на местных. Я приезжаю на Кавказские Минеральные Воды, чтобы почувствовать природу, и для меня второстепенны условия проживания. Первична уникальность природы. Главное наше преимущество — богатство нашей природы, а санатории хорошие построить не сложно. Тем боле, что такой воды, как на КМВ, в мире просто не существует. Есть аналоги, которые отличаются химическим составом, но не повторяют формулы лечебно-столовой воды, — уверен Алексей Кузовлев.
Присутствовавший на форуме заместитель председателя правительства Республики Ингушетия Игорь Храновский считает, что необходимо создать крупные медицинские объекты в регионе.
– Есть перспектива создания крупного медицинского кластера на территории СКФО. Ядро его будет на Кавказских Минеральных Водах, а в филиальную сеть и интеграцию войдут все республики Северного Кавказа. Мы также выпускаем несколько видов минеральной воды, но с масштабами Кавмингруппы пока сравнивать сложно, — улыбается представитель Ингушетии.
Министр здравоохранения Ставрополья Виктор Мажаров напоминает, что уникальные источники Ставрополья используют уже два столетия и есть серьезные наработки по лечению разных болезней.
– У нас прекрасные методики, и наработки наши весьма эффективны, используются в практическом здравоохранении, а особенно в реабилитации пациентов, это очень важно. Мы проводили два круглых стола по практическому здравоохранению, и интерес очень большой. Выяснилось, что желающих принять участие больше, чем мы рассчитывали. Будем делить по узким направлениям, чтобы не мешать в одну кучу минеральную воду, санатории, курортологию, строительство новых терренкуров.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости