Новости – Титульная страница
Титульная страница
Месть мелким шрифтом
Глава группы компаний «Тинькофф» Олег Тиньков на презентации новой кредитной карты банка «Тинькофф кредитные системы». Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева.
Воронежец Дмитрий Агарков отказался от возможности отсудить у банка «Тинькофф Кредитные системы» 24 млн рублей
15 августа, 2013 18:13
5 мин
Впервые в истории современного банковского бизнеса заемщику удалось обвести банкира вокруг пальца. Конфликт между банком «Тинькофф Кредитные системы» и его клиентом длился около пяти лет и наконец-то завершился. Дмитрий Агарков требовал исполнить обязательства по кредитному договору, условия которого предложил сам Агарков. В досудебной претензии, направленной в юридическую службу банка, воронежец указал сумму 24 млн рублей, но 14 августа клиент и банк договорились.
Пять лет назад Дмитрий обнаружил в своем почтовом ящике письмо. На конверте в графе «Имя отправителя» значилось ЗАО «Тинькофф Кредитные системы». Банк предлагал Дмитрию оформить кредитную карту. Для этого нужно было заполнить заявление-анкету и отправить ее по адресу, указанному на конверте.
– В свое время я, как и многие россияне, обжегся на кредитной карте, которую получил по почте в 2005 году, — рассказал журналистам воронежец. — По той карте все суды я проиграл. Мне пришлось выплатить огромные проценты за пользование средствами банка. Во время этих судов меня заставили выучить, что такое акцепт, что такое оферта, я уже все знал о заключении договоров. Когда в 2008 году мне по почте пришло предложение от «Тинькофф Кредитные системы», где мелким шрифтом мне предлагают взять кредит под большие проценты, я уже знал, что в Гражданском кодексе существует статья первая о свободе договора между двумя сторонами и я вправе предложить банку свои условия. Что я и сделал.
Свои условия Дмитрий Агарков прописал именно в части с мелким шрифтом (которую никто, как правило, не читает), предварительно отсканировав заявление-анкету. В частности, воронежец указал, что процентная ставка за пользование кредитом, а также комиссия за выдачу наличных составляют 0%. В своем варианте договора Агарков отметил, что условия пользования кредитной картой размещены на созданном им сайте www.tcsbank.at.ua (а не на www.tcsbank.ru, как было указано изначально). Помимо всего прочего, он прописал на сайте, что «вправе не оплачивать все комиссии и платы, предусмотренные тарифами». При этом воронежец подтвердил, что «с действующими Общими Условиями и Тарифами, размещенными в сети Интернет, ознакомлен».
Иными словами, Агарков прописал для себя безлимитный и беспроцентный кредит.
Кроме того, воронежец указал на своем сайте, что «банк не имеет права вносить изменения и дополнения в настоящие Общие Условия в одностороннем порядке», а в случае нарушения этого пункта «Банк выплачивает компенсацию Клиенту в размере 3 млн рублей за каждое очередное изменение, дополнение, замену Общих условий». А если банк с этим не согласен, то он «может расторгнуть Договор в одностороннем порядке», но только «при выплате Компенсации Клиенту в размере 6 млн рублей».
Агарков утверждает, что отправил измененную анкету-заявление в банк ради шутки и очень удивился, когда через месяц ему пришла кредитная карта.
Это означало, что банкиры согласились на условия, указанные клиентом. А еще то, что они угодили в собственноручно расставленный капкан — условия договора работники банка прочитать не удосужились.
Нарушать договор банк начал с первых же дней (и это немудрено, так как в «ТКС» думали, что Агарков подписал их вариант договора). Например, был установлен лимит на кредитную сумму — всего-навсего 7 тыс. рублей (потом, правда, 19 тыс.). Дмитрий закрыл на это глаза.
Два года воронежец пользовался кредитом, погашал задолженности в срок, и вопросов к нему не возникало. Но в апреле 2010 года он все же просрочил минимальный платеж, и банк почти сразу расторг с Дмитрием договор, выставив заключительный счет. Это означало, что ЗАО «Тинькофф Кредитные системы» нарушило условия договора. Однако Агарков предпочел не доводить дело до суда.
До суда дело довел сам банк два года спустя — за это время в «ТКС» так и не ознакомились с текстом договора. Сумма иска — 45 658 рублей 37 копеек (в нее входила просроченная задолженность по основному долгу, просроченные проценты, штрафные проценты и суммы комиссий платы за обслуживание). Но представители Агаркова согласились оплатить только сумму основного долга, которая составляла 19 тыс. рублей, сославшись на текст договора и на сайт с условиями пользования кредитной картой. 6 сентября 2012 года мировой суд вынес решение в пользу ответчика. Но несмотря на это из банка ему до последнего времени приходили СМС. В них было написано, что Агарков по-прежнему должен банку более 45 тыс. рублей с учетом просрочек, комиссий и штрафов.
А на днях истец и ответчик поменялись местами. Дмитрий Агарков требовал, чтобы банк исполнил свои обязательства: выплатил за изменения условий и тарифов в одностороннем порядке по 3 млн за каждое. По мнению клиента, банк нарушил восемь таких пунктов. Как считает Агарков, выступив с иском к нему о взыскании процентов и штрафов, банк нарушил свои обязательства. И это подтверждается материалами и решением мирового суда. Однако Елена Шушунова, руководитель PR-отдела «Тинькофф Кредитные системы», пояснила «Русской планете», что сумма иска составляла 900 тыс. рублей.
– Некоторые СМИ некорректно интерпретировали и пишут о 24 млн, — сказала она.
Екатерина Маркова, адвокат Воронежской городской коллегии адвокатов, считает, что у Дмитрия Агаркова были все шансы выиграть дело.
– В соответствии со статьей 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, что были установлены судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, для суда обязательны, — сказала Екатерина Маркова «Русской планете». — Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Договор, предложенный Агарковым, стороны заключили добровольно. По словам адвоката, это значит, что «в соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона».
Между тем сам Олег Тиньков утверждал в своем «Твиттере» следующее: «Про воронежца, по мнению наших юристов, он не 24 миллиона, а реальные 4 года за мошенничество получит. Теперь это дело принципа для @tcsbank». А потом добавил: «Будем дело возбуждать. Суд признал по гражданскому иску. Так что все еще впереди!» По словам Тинькова, в действиях Дмитрия Агаркова присутствует «подлог, корысть», а также «вероятен сговор с сотрудником банка». В частности, как он считает, «анкета была подделана до степени смешения». Также Тиньков писал, что в текстах договоров, которые предлагает банк, «нет мелкого шрифта, все понятно и прозрачно», и что «воровать — это грех». То есть Олег Тиньков фактически назвал Дмитрия Агаркова мошенником и вором.
Как рассказал «Русской планете» Александр Колбасин, сотрудник юридического агентства «Консультант», 12 августа представители Дмитрия Агаркова направили в Хорошевский райсуд Москвы иск о защите чести и достоинства к Олегу Тинькову. Выбор суда обусловлен тем, что, по словам представителя истца, «ответчик, скорее всего, не является гражданином РФ и, по непроверенным данным, зарегистрирован в Милане».
Также «Русской планете» стало известно, что юристы могут подать заявление в полицию о возбуждении в отношении Тинькова уголовного дела по статье «Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» (ч. 5 ст. 128.1 УК РФ).
Александр Колбасин заявил «Русской планете», что его клиент в ближайшее время покинет страну. Связано это с угрозами в его адрес от лица банкиров. И уже на минувших выходных Агарков вылетел за границу.
Как стало известно «Русской планете», 14 августа конфликт был улажен по обоюдному согласию сторон. В пресс-релизе Оливер Хьюз, президент банка «Тинькофф Кредитные Системы», сообщил, что «конфликт неконструктивен, поэтому мы решили завершить его по-джентльменски, путем снятия взаимных претензий».
– В 2008 году это была просто шутка, когда я составил свою форму анкеты и предоставил ее в банк вместо официального бланка, — утверждает в пресс-релизе Дмитрий Агарков. — Но шутка зашла слишком далеко. Конечно, я не рекомендую подобным образом поступать другим людям. Перед получением кредита надо много раз подумать и изучить условия банка, но, если уж согласился, то следует выполнять условия.
– Мы согласны с Дмитрием в том, что банки должны лучше разъяснять клиентам условия обслуживания, — добавил Оливер Хьюз. — Мы ведем работу по повышению финансовой грамотности, предоставляем клиентам всю необходимую информацию, даем советы по грамотному использованию банковских карт. Банк заинтересован в выстраивании долгосрочных и эффективных отношений с клиентами, а клиенты должны быть ответственными заемщиками.
Также президент «Тинькофф Кредитные Системы» сказал, что специально для Дмитрия Агаркова они выпустили дебетовую карту Tinkoff Black, по которой банк начисляет 10% годовых на остаток по карте и платит cash back до 30% по отдельным видам покупок.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости