Новости – Общество
Общество
«В Россию можно только верить. Думаю, это про нас всех»
Аарон Мартин на службе в Никольском храме. Фото: Хомайко Лариса // «Русская планета».
В Барнауле мексиканец из США служит в храме, преподает английский и восхищается сибиряками
23 марта, 2015 15:00
8 мин
– Раульича ждете? Он в трапезной, постную пищу ест. Ему нравится, — говорит благочинный Барнаульского округа иерей Олег Голубитский.
В Никольском храме закончилась служба. С темных икон смотрят строгие святые. Неулыбчивые прихожане расходятся по домам. Черноглазый жизнерадостный Раульич, американец мексиканского происхождения, сильно выделяется на их фоне — как будто и в Барнауле его освещает солнце родного Сан-Мигеля. Никто не удивляется, что в храме американский пономарь, — привыкли. На Пасху он будет читать Апостол на испанском и английском языках.
В приходе все называют его на русский манер, по отчеству: Раульич. Для студентов Алтайского политехнического университета он — Аарон Раульевич Мартин, преподаватель английского. Аарон живет в студенческом общежитии.
– Я родился в Мексике, город Сан-Мигель-Эль-Альто. Это обычный мексиканский городок, маленький, провинциальный, и католическая церковь, как и везде в провинции, была основанием нашей общей жизни. Там до сих пор сохраняются традиции, которые исчезли в других местах, — рассказывает 24-летний Аарон.
Большая семья Аарона жила бедно, но не горевала. В холодильнике всегда было пусто, про деньги говорили так: их должно быть столько, чтобы хватало на необходимое; что сверх — «гадость». Бабушка говорила: «Каждому — одна кока-кола в день». Но Аарон с братом всегда получали по две: для себя и для кого-то из друзей.
– Когда мы отмечали Рождество, у нас в доме всегда было по 30–40 человек. Наша жизнь была общей, не было места, про которое можно было сказать: «Мое», — все было для всех. Когда мне исполнилось восемь лет, ситуация в Мехико начала ухудшаться. Взрослые видели первые признаки политического кризиса, от которого наша страна страдает до сих пор. Мама решила, что нам будет лучше переехать в США. Жизнь стала более современной: из Мексики, где католическая церковь была основой жизни, я попал в Штаты, где ее роль была не так велика.
В старших классах я узнал про философию, прочитал труды великих мыслителей и потерял свою детскую веру, став атеистом. Мне даже стала как-то противна религия. Убеждения фундаменталистов, считавших, что жить надо так, как написано в Библии, казались мне лицемерием. И я тогда думал, что если у меня возникнет вопрос о Боге, то тогда я буду искать его. И все, — говорит РП Аарон Мартин.
В 17 лет Аарон изучал немецкий язык в школе, его увлекла немецкая культура. По гранту благотворительного фонда ему удалось прожить год в Германии, в протестантской семье. Домой он вернулся уже протестантом.
Вскоре Мартин поступил в Мичиганский университет. На втором курсе заинтересовался православием, стал изучать историю христианства.
– Быть верующим в США — это сейчас такой спорный вопрос. Религия воспринимается скорее негативно. Считается, что верующий человек — просто игнорант, невежественный, не имеющий никаких знаний.
В 2011 году умерла бабушка Аарона. Христианство открылось для него с другой стороны.
– Я понял, что православие мне ближе. Особенно про Пасху, про понимание жизни. И это дало мне надежду: бабушка умерла, но православие обещало, что ее жизнь имеет значение даже после ее смерти.
В православном храме в Мичигане Аарон познакомился с пожилой русской женщиной, дочерью эмигранта, бывшего генерала царской армии.
– Она стала моей русской бабушкой. Наталья Ильинична очень образованный человек, в том смысле, как это понималось в XIX веке. Она научила меня любви к России, русскому языку. Это были не разговоры про политику, идеологию, а действительно выражение любви к Родине.
В университете Аарон полтора года учил русский язык и писал диссертацию про российских немцев. Теперь его душа рвалась в Россию — с той же страстью, как раньше в Германию. И однажды он поехал сюда по студенческой программе.
Все было удивительным. Незнакомые бабушки в Вологодской области поили чаем, маленькая девочка каждый день прибегала учиться считать на английском и очень скоро считала без акцента.
– Меня поразила ее жажда знаний! И я подумал: раз у русских детей и студентов есть такая потребность в изучении английского языка, тогда я хочу использовать свои умения, чтобы развивать их таланты.
Аарон подал заявку в программу Фуллбрайта (это программа образовательных грантов для укрепления культурно-академических связей между странами) и узнал, что его выбрал политехнический университет в Барнауле. Сибирский город американца поразил.
Аарон легко нашел общий язык со студентами. Фото: Хомайко Лариса // «Русская планета».
– Местами Барнаул имеет претензию быть Нью-Йорком: дома на Ленинском проспекте уходят прямо в небо, а еще дальше здания в двадцать, тридцать этажей. В другом квартале — постройки царского времени, проходишь еще немного — и там уже все выглядит так, как будто это деревня. Как это может быть в одном месте? Деревня и город, провинция и современность… И меня поражают барнаульцы — это очень живые, эмоциональные люди. Мне теперь кажется, что у нас в США жизнь довольно скучная.
Аарон преподает английский язык студентам четвертого курса. Они уже довольно хорошо знают предмет, и на занятиях Раульича идут постоянные разговоры о жизни: американец рассказывает про Америку, студенты — про Россию. И везде одни и те же проблемы.
– Зачем мы получаем образование? Только для того, чтобы получить рабочее место? Разве не для того, чтобы развивать собственные таланты, человеческие качества? Мои студенты думают, что если они не получат конкретной пользы от образования, то оно и не нужно. Отсюда какое-то пренебрежительное отношение к гуманитарным наукам: «Не стоит изучать английский, если я не смогу посетить Америку или Англию». В нашей стране думают, к сожалению, так же. Но разве не стоит изучать иностранный язык ради того, чтобы открыть себя миру? — спрашивает Аарон.
Он отмечает, что российское общество сейчас разобщено и страна переживает трудный период. И считает, что это из-за крайнего эгоцентризма современных людей: «Как думаю я, так должен думать весь мир». Поэтому люди страдают от одиночества и тотального непонимания друг друга. В США, по его словам, все так же.
– Как говорил Тютчев, в Россию можно только верить. Но я думаю, это не только о России. Это обо всех нас. Что мы можем делать для других? Вот вопрос, который мы должны себе задавать.
***
– Американец Сэнди Кролик, философ. Окончил Хобартский колледж, Чикагский и Вирджинский университеты. Десять лет занимался академической наукой, затем работал на крупные корпорации, такие, как General Electric и Computer Sciences Corporation. Преподавал в американских университетах, написал множество научных работ. Был авторитетным экспертом в сфере бизнеса. Однажды все бросил и уехал жить в Барнаул. Здесь он пишет книги и преподает в педакадемии. «Русская планета» рассказывала о том, за что Сэнди полюбил Сибирь;
– Итальянец Лука Мариотти с женой Мартой и пятью детьми. Работает водителем, преподает итальянский язык и помогает обустраивать в Барнауле католический приход;
– Испанец Хосе Рикат, с женой и семью детьми. Так же, как его друг Мариотти, бросил на родине работу со стабильным доходом, дом, устоявшийся быт и отправился в Сибирь обустраивать католический приход. Тоже работает водителем. Каждые два года в Риме проводится лотерея: все желающие стать миссионерами-катехизаторами вытягивают записки с названиями городов. Рикатам выпало: «Барнаул, Сибирь».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости