Новости – Титульная страница
Титульная страница
Воронеж прогнил и задолжал
Фото: Николай Борисов
«Русская планета» вспоминает важные малозаметные события 2013 года
25 декабря, 2013 15:11
3 мин
2013 год выдался для Воронежа богатым на события. В основном широкая общественность обсуждала выборы мэра, добычу никеля и поджоги автомобилей. За этими резонансными новостями не так заметно прошли не менее важные, но при ближайшем рассмотрении весьма показательные.
Сумма муниципального долга на 1 августа 2013 года составила рекордные 5 млрд 714 млн 744 тыс. рублей. Сюда вошли кредиты, привлеченные в местный бюджет от других бюджетов РФ, от кредитных организаций, а также гарантии муниципального образования.
Для сравнения: по состоянию на 1 января 2004 года муниципальный долг составлял 690 млн 209 тыс. рублей, а через год его размер увеличился и составил 700 млн 393 тыс. рублей.
Значительная часть муниципального долга 2013 года — 1 млрд 305 млн 529 тыс. рублей — это бюджетные кредиты, взятые на празднование 425-летия Воронежа в 2011 году. Средства были получены от Министерства финансов РФ, погасить их нужно было в 2013-2014 годах. Именно эти кредиты являлись одной из причин дефицита городского бюджета уходящего года.
Депутат городской думы Галина Кудрявцева считает, что деньги, взятые на празднование юбилея Воронежа, можно было потратить рациональнее.
– Например, на замену инженерных коммуникаций. Тем более что их износ в городе доходит до 100%. Это был бы хороший подарок для воронежцев. Одних только уличных водопроводных сетей в городе 1 363 км, а за последние шесть лет заменили всего 41 км, — рассказала Кудрявцева корреспонденту «Русской планеты».
В уходящем году в долги влез не только муниципалитет, но и предприятия агропромышленного комплекса региона. По данным агентства бизнес-информации Abireg, наиболее уязвимыми оказались малые и средние компании — по состоянию на конец августа этого года, на грани разорения находилось почти 80% хозяйств.
Слова Галины Кудрявцевой о почти стопроцентном износе инженерных коммуникаций Воронежа требуют некоторых уточнений: по данным на июль 2013 года, износ коммунальных теплосетей составил 68%, водопроводных — 72,1%, а канализационных — 64,3%. Отдельно стоит упомянуть износ электросетевого хозяйства: менять нужно 50% воздушных и 61,7% кабельных линий электропередачи.
В мэрии сетуют на бардак, творящийся в стране. Мол, пожинаем плоды «лихих 90-х» — некоторые коммунальные сети брошены и до сих пор являются бесхозными, а многие из них даже не нанесены на карту. Но городская администрация собирает их — ничейные инженерные сети оформляются и заносятся в Росреестр. Если хозяин не дает о себе знать в течение года, то сети переходят в муниципальную собственность.
– От собственника зависит очень многое, если не все, — рассказал «Русской планете» собеседник из мэрии. — Например, около 60% тепловых сетей находится в собственности у коммерческой организации «Квадра». Они исправно следят за состоянием вверенных им коммуникаций, ведь в противном случае потеряют прибыль.
Однако ситуация зависит не только от собственника, но и от «возраста» самого города.
– Вообще, в старых городах ситуация с инженерными сетями всегда сложная, — отметили в мэрии. — А, например, в Набережных Челнах, которые были построены в XX веке, дела обстоят намного лучше.
В течение многих лет Воронеж занимал третье место в ЦФО после Москвы и Московской области по темпам строительства. Но в 2013 году вместо повышения цен на 10%, которое прогнозировали некоторые крупные компании-риелторы, их рост в Воронеже составил лишь 2,1%.
Причем, как рассказал корреспонденту «Русской планеты» руководитель отдела продаж агентства недвижимости «Агитель» Павел Манжурин, застыли цены не только на новое жилье, но и на вторичное.
– На мой взгляд, этот спад связан с введением очень большого объема нового жилья и набирающей обороты точечной застройкой. Поэтому предложения опережают спрос, и рост цен, как в соседних регионах, не наблюдается, — считает Манжурин.
К тому же, по словам риелтора, рост экономики приостановился, наступает стагнация. Играет свою роль и насыщенность кредитами — многие сейчас выплачивают банкам, поэтому рост продаж жилья в дальнейшем тоже вряд ли будет увеличиваться.
А по общему объему взятых населением кредитов в 2013 году Воронежская область вошла в четверку самых неблагополучных регионов. Такие выводы содержатся в исследовании, проведенном финансовыми экспертами «Альфа-Банка». Помимо Воронежской, лидируют по закредитованности жителей Самарская, Новосибирская и Иркутская области. В ходе исследования оценка степени риска определялась в зависимости от соотношения долговых сумм к среднему показателю уровня доходов.
– Насколько я могу судить, уровень закредитованности жителей нашего региона крайне высок, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» кредитный инспектор одного из коммерческих банков Максим Трифоненков. — В Воронежской области кредит выплачивает практически каждый третий, причем, большая часть должников — это люди со средним или средне-специальным образованием, с уровнем дохода от 7 до 20 тыс. рублей.
По мнению Трифоненкова, низкий уровень заработной платы в сочетании с высоким уровнем цен как раз и заставляет воронежцев обращаться за «помощью» к банкирам. Притом, что по потребительским кредитам, как правило, идут большие проценты.
По данным Управления ГИБДД ГУ МВД по Воронежской области, в 2013 году на дорогах региона произошли заметные улучшения. В первую очередь, это связано с общим снижением аварийности: за 11 месяцев нынешнего года в Воронежской области было зарегистрировано 3 517 ДТП, в которых погибло 525 человек и было ранено 4 315. Для сравнения: в прошлом году произошло 3 920 аварий с 615 погибшими и 4 716 ранеными.
Возможно, уменьшение количества дорожных катастроф связано с тем, что в этом году частными лицами было зарегистрировано 168 231 транспортное средство против 187 723 в прошлом году. Но, как отмечает председатель воронежского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Сергей Тупикин, дело не только в этом:
– Увеличилось количество светофоров и подъездных карманов, больше автомобилей стали забирать на штрафстоянку. Дороги лучше освещаются, да и качество самого дорожного полотна за последние три года выросло. Около переходов стало значительно больше соответствующих дорожных знаков и светофоров с таймером.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости