Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Льготников будут избегать»

Что ждет жителей Башкортостана после приватизации республиканских санаториев
Владимир Лактанов
3 мин
Передача санаториев в частные руки проводится ради того, чтобы работа медучреждений стала более эффективной и прибыльной, считают эксперты. Фото: kurortrussia.ru
В Башкирии завершается процесс приватизации республиканских медучреждений, находящихся в подчинении Минздрава Башкортостана. В их числе 10 крупнейших санаториев, куда люди едут отдыхать и лечиться не только со всей Башкирии, но и из других регионов страны.
Вопрос о передаче республиканских здравниц в частные руки впервые был поднят правительством Башкортостана в 2012 году. Однако тогда дело не было доведено до конца. Не в последнюю очередь и из-за возмущения жителей республики: в Башкирии тогда прошли митингии пикеты под девизом «Нет разбазариванию национального достояния!»
Три года спустя процесс возобновился: до конца нынешнего октября все башкирские санатории должны стать частными. «Русская планета» решила выяснить, что ждет пациентов санаториев после приватизации здравниц.
Непрофильные активы
Ни в одном из приватизируемых учреждений корреспонденту РП не смогли ответить на простой вопрос: возможен ли рост цен на путевки и услуги санаториев и как может измениться перечень последних. Но при этом нигде не заявили и о том, что для пациентов ничего не изменится, а цены останутся на прежнем уровне.
–Несмотря на то, что приватизация здравниц завершается, что-либо конкретное об уровне цен на услуги сейчас сказать трудно, — рассказывает РП Ринат Шаяхов, заместитель директора санатория «Юматово». — Здесь все решает только новый собственник учреждения. Но кто именно им станет — мы сейчас также не можем сказать. На первоначальном этапе будет создано акционерное общество со 100-процентным участием государства, а затем появится и частный владелец. В любом случае передача санаториев в частные руки проводится ради того, чтобы работа медучреждений стала более эффективной и прибыльной. Так, в процессе приватизации санаторий избавится от непрофильных активов, которые тянут его назад. Это, в частности, коммунальное хозяйство: санаторий «Юматово» фактически поддерживает деятельность сферы ЖКХ для всего поселка, что само по себе неправильно. Добавьте сюда еще и долги местных жителей за коммунальные услуги.
Кстати, собеседник нашего издания, представляющий еще одну башкирскую здравницу, на условиях анонимности поделился: по его сведениям, период, когда в АО будет велика доля государственного участия, станет предельно коротким, можно сказать — простой формальностью. И санатории перейдут к частникам, очевидно, до конца этого года. Разумеется, из соображений эффективности.
Бюджетники и коммерция
Все верно: акционерные общества — организации коммерческие по определению, и главная цель их создания — получение прибыли участниками АО. Но не окажется ли так, что в число непрофильных услуг, от которых стоит избавляться как можно скорее, войдет и помощь пациентам-льготникам? Тем более что их, как выяснилось, не всегда жалуют и в государственных здравницах.
Льготными и бесплатными в санаториях бывают не только путевки, но и отдельные медицинские услуги. Фото: yantau.tmweb.ru
Адвокат Арина Василевскаяне раз работала с подобными делами. Людям, которым бесплатное (точнее, за счет Фонда социального страхования) лечение в санаториях гарантировано государством (в их числе ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий; пациенты, страдающие тяжелыми заболеваниями; дети из малообеспеченных семей; некоторые группы неработающих пенсионеров), даже сейчас получают отказы в предоставлении путевок.
– Мне приходилось сталкиваться с различными ситуациями. Так, одному моему клиенту — ветерану боевых действий отказали в предоставлении бесплатной путевки, ссылаясь на отсутствие денег в региональном фонде ФСС, — рассказывает РП Арина Василевская. — В другом случае 80-летней пенсионерке-инвалиду, которая вообще никогда в жизни не пользовалась правом на бесплатное лечение в санатории, заявили, что очередь льготников в здравницу слишком длинная, и ждать придется не менее трех лет. В обоих случаях дела благополучно разрешились через суд в пользу истцов. И оба раза оказывалось, что за противозаконными отказами, так или иначе, стоит руководство государственных санаториев: им было выгоднее принять «коммерческих» посетителей, а не «бюджетных». Частные здравницы, которые за счет «коммерции» в основном и живут, льготников будут, как мне думается, всячески избегать.
Дешевые или доступные
Кстати, льготными и бесплатными в санаториях бывают не только путевки, но и отдельные медицинские услуги. Их при наличии полиса у пациента оплачивает Фонд обязательного медицинского страхования. Однако «частники» по этой программе могут работать, а могут и не работать — тут дело хозяйское.
–Здесь все зависит от того, работают ли данные медицинские учреждения по договору госзаказа или нет, — поясняет РП заместитель генерального директора страхового общества «Надежда» Наталия Шеходанова. — Если у санатория заключен договор с Фондом обязательного медицинского страхования, то определенный этим договором перечень и объем услуг должен оказываться гражданам бесплатно в обязательном порядке, независимо от формы собственности медучреждения. В принципе, это легко проверить. Вся информация о подобных договорах размещается на сайтах территориального фонда ОМС. Так что при желании любое злоупотребление со стороны негосударственной организации можно отследить.
Единственное, что не вызывает у экспертов сомнений: коммерческие услуги в частных санаториях наверняка станут и качественнее, и разнообразнее. Хотя и дороже.
–Все проще некуда: частник заинтересован в получении прибыли, и сделает все возможное, чтобы привлечь клиентов, — говорит кандидат экономических наук Иван Нестеренко. — Другое дело, что наши предприниматели часто меры не знают, определяя уровень цен на свои услуги, и это приводит к результату, обратному ожидаемому: люди охотнее едут отдыхать за границу, а российские здравницы заполнены в сезон в лучшем случае наполовину. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин