Новости – Титульная страница












Титульная страница
Лето перезимовать

Ледник Черно-Июсский еще два года назад был разделен на три части, к нынешнему сезону он вновь набрал вес. Фото предоставлено: Игорь Гуляев, начальник экспедиции.
Ледники Кузнецкого Алатау растут вопреки глобальному потеплению
13 ноября, 2013 08:30
3 мин
Такие данные приводят географы, вернувшиеся из экспедиции в заповедник. Сейчас в разгаре камеральный период: ученые обрабатывают данные, собранные «в поле». Ревизия ледников пришлась на конец лета. Где вертолетом, где вездеходом, а больше — на своих двоих группа исследователей преодолела огромные расстояния. Заповедник большой. Горные склоны — крутые. Оборудование — тяжелое. Намучались. Зато с пользой для науки.
– Ледники всегда измеряют в конце лета — начале осени. Это оптимальный период, очень короткий, и нужно успеть, — рассказывает Игорь Гуляев, руководитель экспедиции. — Надо попасть в это «окно», когда снег прошлогодний уже растаял, а свежий еще не выпал. Тогда ледовое тело оказывается на поверхности, оно обнажено. И точность измерений по всем интересующим нас параметрам довольно высокая.
Следить за состоянием ледников очень важно для расположенного в горах заповедника. Именно ледники и многолетние снежники являются в Кузнецком Алатау той составляющей экологических условий, которая сохраняет уникальную популяцию северного оленя. Его местный подвид разительно не похож на своих двоюродных братьев, в изобилии обитающих на просторах тундры. Он крупнее, у него есть некоторые особенности системы терморегуляции и другие биологические отличия. Лесной северный олень занесен в Красную книгу России. В заповеднике осталось всего пара сотен особей.

Не будет льда и снега — популяция обречена. Лесному оленю летняя жара вредна не меньше чем зимний голод. Поэтому стада поднимаются в горы — спасаться от палящего солнца на снежных полях. И, что важно: там, среди льда, оленей не так сильно донимает таежный гнус. Мошкары и комаров в Кузнецком Алатау очень много, и кабы не ледники, кровососы не дали бы оленям нагулять жир к суровой сибирской зиме.
– Выживание полностью зависит от того, удастся ли им «перезимовать лето», если можно так выразиться, — объясняет сотрудник заповедника. — Если олень зимой не будет иметь жировую прослойку, то попросту замерзнет. Кто был в тайге, тот поймет, что гнус может довести до безумия, тут уж не до жиру, быть бы живу — в прямом смысле слова. Вот и прячутся во льдах, где нет насекомых.
Кузбасские ледники интересны ученым и сами по себе. Без привязки к экологической системе и сохранности исчезающих подвидов крупных млекопитающих. Это природная аномалия. Долгие годы гляциологи (исследователи природных льдов. — Примеч. авт.) доказывали, что на территории Кузнецкого Алатау им приходится иметь дело именно с ледниками, а не с чем-то другим.
Дело в том, что высоты в этих горах сравнительно небольшие. По крайней мере, значительно меньшие, чем принятая в географии условная снеговая линия, выше которой ледники бывают, ниже — нет. Во всем мире эта условная снежная граница проходит на высоте около 2,5–3 тыс. метров над уровнем моря. В Алатау ледники лежат на отметках вдвое ниже, например язык Канымского ледника спускается до уровня 1,2 тыс. метров над уровнем моря. Так что согласно официальной науке здесь ледников быть и не должно. Но, как оказалось, аномалия объяснима.
Как образуется ледник? Снег, который выпадает летом, тает не полностью. На следующий год история повторяется, появляется новая порция. Со временем эта масса прессуется. Просачиваются талые воды, которые дополнительно уплотняют покров. И образуется лед. Достигнув определенной массы, тело ледника обретает способность к самостоятельному движению.
В высоких горах, которые поднимаются выше снеговой линии — Кавказ, Алтай, Памир, Тянь-Шань, и так далее — существование ледников климатически оправдано. В Кузнецком Алатау — нет. Что же происходит в кузбасских горах, благодаря чему баланс таяния снега оказался смещен настолько, что высота перестала иметь значение?
– Все дело в количестве осадков, которые могут выпасть в этом горном массиве за год, — уверен руководитель экспедиции в заповедник Игорь Гуляев. — Наши горные хребты занимают барьерное положение по отношению к западным влагонесущим ветрам. Насыщенный водой воздух движется со стороны Атлантики вглубь материка, и встречает на пути препятствие: горы. Воздух в хребет упирается, пытается через него переползти. Поднимается вверх, а там холодно. Конденсация влаги происходит. За счет этого в Кузнецком Алатау выпадает огромное, просто аномальное количество осадков. По этому показателю наш регион можно сравнить с областями с морским климатом. Поэтому у нас и снега чрезвычайно много.
А потом выпавший в горах снег подхватывает ветром. Метели несут его в долины, в распадки. На склонах накапливаются огромные массы снега. За зиму вырастают сугробы величиной с многоэтажный дом. Как же они растают за лето? Поэтому ледник может образоваться и на небольшой высоте. Просто так все совпало. И аэрография, и расположение речных долин и хребтов.
Кузнецкий Алатау уникален с точки зрения географии. Ближайший район, где на схожих отметках наблюдается образование ледников — это Приполярный Урал. Но он, во-первых, гораздо севернее, во-вторых — заметно ближе к морям. А тут — практически центр материка.
Даже специалисту сложно сказать, сколько же ледников сохранилось на территории заповедника Кузнецкий Алатау к сегодняшнему дню. По данным, имевшимся на конец 70-х годов прошлого века, когда гляциологи только приступили к изучению ледников в этом районе, их насчитывалось больше 90. Сейчас эту цифру можно смело делить на три. Часть ледников изменила структуру. Стаяла. За сорок лет в регионе произошли заметные климатические сдвиги. Это еще не глобальное потепление, но тем не менее.

А может случиться и так, что в сокращении численности ледников виноват технический прогресс. У гляциологов — новое оборудование. Это прежде им приходилось полагаться на рулетку и нивелир во время измерений ледового поля. Теперь есть GPS и спутниковые системы. Измерения благодаря этому точнее. Ученым стало доступно больше характеристик, благодаря которым можно точно сказать, что же они обследуют: все-таки ледник или большой многолетний снежник.
– Если сравнивать с предыдущими замерами, мы можем сказать, что ледник Черно-Июсский, например, выглядит в нынешнем году намного лучше, — уверяет Игорь Гуляев. — Сделать окончательные выводы пока нельзя. Процессы образования и деградации ледников очень протяженные во времени. Но были годы, когда этот ледник почти исчез.
По большому счету ученые на протяжении последних лет отслеживают только морфометрические характеристики ледника. Проще говоря, длину-ширину-площадь. И могут сравнивать эти показатели со статистикой, собранной в годы прошлых экспедиций. На более детальные изыскания не хватает средств. Но и то, что делается — уже не мало. По крайней мере, экспедиция нынешнего года смогла успокоить работников заповедника: до исчезновения ледников и снежников в Кузнецком Алатау еще очень далеко, и стадам уникальных оленей по-прежнему есть, где перезимовать лето.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости