Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Курс ропса

В лучшей сельской школе России платят деньги ученикам и мечтают о газовой котельной
Елена Коваленко
4 мин
Фото: Никита Ефимов / «Русская планета»
Лесниковская общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района Владимирской области второй год подряд занимает первое место во Всероссийском конкурсе «Лучшая сельская школа — 2016».
– Эта, как мне кажется, одна из лучших сельских школ, и она не зря завоевала почетное звание уже во второй раз, — прокомментировал РП начальник управления образования администрации Гусь-Хрустального района Дмитрий Борзенко. — Педагогический коллектив здесь год за годом стремится идти в ногу со временем, совершенствуя методики преподавания.
Корреспондент РП провел в Лесниковской школе день и понял, как много скрывается за этой формулировкой.
Мир. Труд. Зарплата
Директор школы Михаил Овечкин проводит импровизированную экскурсию по территории. И сразу чувствуется, что школьники не сидят без дела. Часть ребят работает на приусадебном участке.
– Мы сажаем много, — говорит Михаил Ильич. — А вот — котельная. Но мы рассчитываем, что скоро у нас все-таки появится газовая котельная — более современная и не такая затратная. Деревня газифицирована. Школа пока нет.
Внутри здания уютно. Много стендов, а на стенах рисунки. С директором школы мы заходим в его небольшой кабинет, где с трудом размещаются пара стульев, стол, цветы, да шкаф. Традиционно выкрашенные в зеленый цвет стены смотрятся аскетично.
Чем больше говорит Михаил Овечкин, тем сильнее горят его глаза. Постепенно понимаю, что Лесниковская школа — это отдельная страна.
– Все началось в 1988 году с создания хозрасчетного отряда «Современник» — тут помогло руководство совхоза, который тогда существовал. Дети работали в полях, помогали ветеранам. Делали все — владельцам грядок, грубо говоря, оставалось только собрать урожай. Постепенно мы увидели, что ребята приучаются к труду, привыкают к помощи людям пожилого поколения. Воспитательная составляющая начала действовать.
Дальше — больше. В 1994 году в школе была внедрена бизнес-игра, которая на самом деле за годы стала чем-то большим.
– Мы ввели так называемые «ропсы» — свою валюту. И за определенные заслуги каждый ребенок мог заработать эти деньги. Кто-то — за успеваемость и хорошие отметки. Но если не удается учиться на отлично — поработай по хозяйству, помоги в библиотеке или кому-то из учителей.
Потом директор и бухгалтер конвертировали заработанные ропсы в рубли. Курс стабильный — один к одному.
– Сумму я перечислял в местный магазин — ученики могли что-то купить на заработанные деньги. Практически любой товар, кроме табака и алкогольной продукции, — улыбаясь, резюмирует директор.
Третий важный шаг школа сделала в 1998 году, когда здесь появилась своя республика «Маленькая страна». С гимном, гербом, конституцией, президентом — им становится кто-то из учеников. Михаил Овечкин уверяет: с тех пор республика отлично работает, а не существует только на бумаге. Дети реально принимают участие в управлении школой, вплоть до ряда решений, связанных с административно-хозяйственной деятельностью.
– Такая система позволяет ребенку трудиться, зарабатывать, познавать основы экономики и управления, — уверен директор.
Затянули пояса
– Не кажется ли вам, что тогда, в 90-е годы, вы создавали успешное маленькое государство в государстве большом, где дела шли все хуже?
– Именно так, — соглашается руководитель. — Наверное, нам тоже хотелось некой стабильности. Мы ведь даже считали: в школе инфляция была на уровне 1-2 процентов. Уж точно меньше, чем по стране. Но во главе угла все равно стояли воспитательный и образовательный процессы.
Сегодня Лесниковская ООШ, как и вся страна, затянула пояса. Деньги ученикам не переводятся. Но система продолжает работать. Также сохранились благотворительные акции и добрые традиции в вопросах помощи пожилым людям.
Равно как сохранился и труд. Так, например, сегодня после занятий четверо мальчишек помогают переносить парты из кабинета в кабинет. Это часть переезда — осенью в здание школы будут переведены несколько групп из местного детского сада.
– Посмотрите, на столах ни одной царапины. И педагогам я всегда говорю: «Если ребенок на занятиях ковыряет парту, что-то пишет или рисует на ней, это наша недоработка. Это мы, педагоги, не смогли заинтересовать ученика, увлечь его — ему просто скучно».
О чем еще директор школы говорит педагогическому коллективу и школьникам, я узнаю за следующий час. Во-первых, он отбирает телефоны. Пользоваться мобильниками запрещено и на уроках, и на переменах. И ученикам, и педагогам. Во-вторых, и преподавательницам, и ученицам нельзя приходить на занятия в брюках.
Фото: Никита Ефимов / «Русская планета»
Малокомплектная школа — не диагноз
В одном из кабинетов идет урок иностранного языка. В другом влажная уборка. Шумно в библиотеке, где дети наравне с взрослыми кстати, президент республики, девятиклассница Аида Асварова тоже здесь пакуют книги.
– В этом наш залог успеха все делаем сообща и с душой. А вместе, как известно, и горы можно свернуть, говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Янцен.
В учительской педагоги демонстрируют достижения воспитанников школы. Они выкладывают на стол два десятка дипломов это только за последний учебный год. В школе учатся всего 42 ребенка.
В условиях оптимизации сети общеобразовательных учреждений «малокомплектная школа» зачастую звучит как приговор или диагноз. Во многих районах их планомерно закрывают. В Лесниковской ООШ, с ее заряженностью, энергией, этого не чувствуется. Говорю об этом Ирине.
– Конечно, для нас это не диагноз, соглашается завуч. Знаете, я сюда приехала меньше 10 лет назад. По большому счету, здесь впервые увидела настоящий лес. Еще увидела потрясающих, добрых, отзывчивых и целеустремленных людей. Мы стремимся делать наших ребят именно такими. Верим, что школа будет жить — тогда будет жить и деревня.
За примерами полумертвых деревень далеко ходить не надо. В Лесниково же, по словам педагогов, развалилось сельхозпредприятие, но пока работают клуб, почта и прочие объекты социальной сферы. К тому же, неподалеку действуют несколько лесопилок — это выручает.
Михаил Овечкин смотрит на будущее школы и деревни оптимистично и вместе с местными чиновниками от образования выступает за создание целого школьного округа. Он должен объединить несколько учебных заведений. Школа в поселке Золотково станет базовой, а еще несколько школ, в том числе и Лесниковская, ее филиалами. Идея может быть реализована уже в следующем учебном году.
– Более того, мы мечтаем создать на базе школы настоящий профцентр, размышляет директор. Он дал бы молодежи возможность обучиться и получить права тракториста. Тогда больше молодых людей оставалось бы на родной земле. Кроме того, школьный округ должен смягчить кадровую проблему. Где я сегодня найду учителя музыки, грамотного специалиста, на 0,4 ставки? Конечно, никто сюда ради такого объема ездить не будет. Но в условиях округа у преподавателя будет загруженность сразу в нескольких школах уже, допустим, две ставки получится.
Мы вновь идем по территории школы мимо столовой и мастерских.
– Этот «дом радости» я создаю уже почти 30 лет, говорит Михаил Ильич о школе.
Он замечает, что пришел сюда на работу довольно случайно в начале 80-х годов, когда у Овечкина даже не было профильного образования, «партия сказала: «Надо». В 1987 году молодой преподаватель стал директором.
С учетом обстоятельств, в случайность верится мало. Интересно, что основное здание школы было построено в XIX веке местным купцом, к роду которого относится и Овечкин. В этом же доме родилась бабушка Михаила Ильича. При советской власти дом национализировали, а бабушка избежала гибели только потому, что успела вовремя и удачно выйти замуж, сменить фамилию.
– В 30-х годах прошлого века здесь была создана школа, рассказывает директор. Об истории дома в детстве я от бабушки слышал многое. Намного позднее появилась пристройка, но в старой части даже сохранился крючок, на который подвешивали колыбель бабушки. А в некоторых классах под потолком можно увидеть лепнину…
Михаил Овечкин еще и выпускник Лесниковской школы. Так что это место родное для него во всех смыслах слова. Может быть, потому и чувствуется в директоре неуспокоенность.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин