Новости – Люди












Люди
Купить за «спасибо»
Фото: Екатерина Русилова
Как работает первый в Смоленске социальный магазин
23 января, 2014 15:09
9 мин
Благотворительный магазин «Спасибо» был открыт в прошлом году для помощи малообеспеченным, многодетным, а также пенсионерам и инвалидам. Люди, испытывающие финансовые затруднения, за символические пожертвования и «спасибо» приобретают в нем необходимые вещи и обувь, которые приносят все желающие на безвозмездной основе. Полученный доход уходит на оплату аренды торговой площадки и налогов. Корреспондент РП разобралась в том, как устроен магазин изнутри.
Инициатором и организатором магазина стала Татьяна Муховатова — доброволец епархиальной службы «Милосердие», в обычной жизни работающая кондуктором автобуса.
– Мне всегда хотелось чего-то добиться и быть полезной, — рассказывает Татьяна корреспонденту РП. — Именно не добиться для себя каких-то материальных ценностей: квартира, машина — нет. Мне всегда хотелось быть полезной людям.
– А как возникла идея создания магазина?
– Идея пришла после банальной истории. Моя подруга не знала, куда девать очень красивый меховой жилет, — он ей был не нужен. Она меня спросила, куда его пристроить. Я тоже не знала. И она его просто выбросила. А я его взяла и открыла в интернете группу по обмену вещей. И на этот жилет оказалось столько желающих: кто-то туфли предлагал, кто-то менялся на сумку, кто-то на зонтик. Такое движение закрутилось! Потом я узнала про магазин «Спасибо» в Санкт-Петербурге. Он открылся в 2010 году. Посмотрела в интернете о чарити шопах (англ.: благотворительный магазин. — Примеч. РП) в Лондоне. Посмотрела еще Казань, Воронеж и поняла: есть перспектива. Почему бы не попробовать в Смоленске?!
Не обошлось и без трудностей. Одной из них стал поиск места для будущего магазина: арендная плата за торговые площади довольно высокая. Самое дешевое место было найдено на Колхозной площади в торговом доме «Желябовский» — небольшой «пятачок» за 10 тыс. рублей в месяц. Но и такую сумму на аренду удается собрать отнюдь не каждый месяц. Недостающие деньги Татьяна докладывает из своей зарплаты кондуктора.
– Я обращалась за помощью в епархиальную службу — помогли. Правда, деньги я просила не на аренду, а на уплату налогов. Но все-таки мне хочется, чтобы это был самостоятельный проект. Моя мечта — чтобы все это само себя окупало.
Особенно трудно было вначале, когда магазин только открылся, и посетителей почти не было.
Не обошлось и без помощи посторонних людей в аренде торговой площади.
– Я вообще под свое ИП взяла это все, — рассказывает предприниматель Ирина Симонова. — Потому что наш торговый дом не сдает просто так, без документов, помещения. У меня здесь «Ремонт одежды», видите рядом павильон? Чтобы Татьяне сдали помещение, нужны были документы. Вот под мои документы это и снимается.
Ирина говорит, что отношение к ней среди коллег по торговому дому после открытия «Спасибо» изменилось сразу:
– Они со мной не разговаривают теперь, потому что считают, что я от этого что-то имею. Распрей много. Они начали говорить, что воняет от новых посетителей. На самом деле ни от кого не воняет. Хочу сказать, что приходящие люди, хоть они и бедные, гораздо чище их, по 100 тысяч раньше каждый день в карман кладущих.
Сама Татьяна тоже говорит о том, что отношение других обитателей ТЦ «Желябовский» бывает «не очень», но она к этому относится философски и думает о будущем:
– Я пришла сюда не на их мнение смотреть. Мне, конечно, важно их мнение, но не настолько, чтобы я что-то переделывала в своей цели: помогать. Пока это востребовано, я буду здесь. Пока это нужно будет, я буду это делать. В дальнейшем планирую соседний павильон снять, чтобы отдельно детское сделать, мужское, чтобы все по полочкам, по размерам.
Бывают сложности и с клиентами. Дело в том, что хотя магазин и создавался для людей, нуждающихся в помощи, некоторые не нуждающиеся пытаются извлечь свою выгоду из благотворительного мероприятия.
– У кого-то развит «хватательный рефлекс»: они не нуждаются, но хотят взять всего-всего-всего, и побольше, — говорит Татьяна. — Если такие приходят часто, то мы в той же епархии узнаем, нуждающийся ли это человек или нет. Если нуждающийся, то я отдаю все бесплатно, но в единичном экземпляре, чтобы именно он пользовался. А есть такие люди, которые возьмут ту же шубу, и могут здесь же, на рынке, носить, продавать. Но таких людей видно, просим любезно больше не приходить. Также цыгане приходят, они не нуждающиеся — они стоят около забора и торгуют. Тоже просим не беспокоить, потому что это магазин все-таки в 99% направлен на малообеспеченных и пенсионеров.
– А что за люди составляют недостающий до ста 1%?
– Может, даже меньше одного. Это люди, которым понравилась вещь и они не нуждающиеся. Они просто идут по коридору, увидели ее. Такие пожертвовали на благотворительность и взяли понравившуюся вещь.
Во время нашей беседы в магазин приходили разные люди: одни хотели выбрать вещи, другие — отдать. Было несколько мам, подбирающих для детей теплую одежду.
– Я в Смоленске сейчас живу, а так — из области. Дочка позвонила и сказала, что есть такой магазин, она в газете прочитала. Попросила что-нибудь для своего маленького, ему второй месяц, посмотреть. Просто они хотят купить себе жилье, экономят, — рассказывает посетительница, пришедшая с дочкой Настей. — А мы от мужа ушли — он пьет сильно, мы и ушли. А зарплата у меня еще не скоро. Я сейчас продавцом работаю. Сложно.
Пока Татьяна рассказывала свою историю, Ирина, мама владелицы магазина, пыталась разговорить молчаливую и боязливую Настю, предлагая ей выбрать какую-нибудь игрушку из стоящего рядом ящика. Татьяна Муховатова подобрала одежду для младенца и девочки.
В магазин заходит еще одна мама с дочкой. Приехали из Озерного на лечение в больницу.
– Приехали, когда все таяло — вещи теплые не взяли. Ребенок со мной — ее девать некуда. А сейчас мне на лечение деньги нужны, купить вещи сразу сложно, — говорит мама.
Ирина и Татьяна рассказали, что приезжают к ним из Духовщины, Глинки и других районов. Бабушки и дедушки приходят за одеждой для себя и внуков. А многодетные родители набирают сразу по 3-4, а то и по 6 сумок с одеждой и обувью для своих детей. При этом сумма за вещи не оговаривается заранее, да и ценников никаких нет. На столе стоит копилка и каждый кладет туда столько, сколько может.
– В основном идут те, у кого зарплата — минималка. Вот у меня у самой зарплата 6 тысяч, — говорит постоянная клиентка «Спасибо » Галина. — Я куплю и свое что-то принесу. Вещи валяются дома — целый шкаф вещей у каждого.
За время моего пребывания в магазине «Спасибо» людей, приносящих вещи, было больше, чем клиентов. Пожилые и молодые женщины, семейные пары — все говорили, что давно искали, куда бы отдать ненужную, но в хорошем состоянии одежду и обувь.
– Ох, нашла я вас наконец-то, —пожилая женщина тяжело дышит, в обеих руках пакеты.
Ирина тут же выносит табурет и предлагает посетительнице перевести дух.
– У меня еще дома вещей много, но мне тяжело носить, — говорит женщина.
Бывают здесь и необычные посетители.
– Приходят богатые женщины и пожертвования серьезные оставляют за винтажные вещи. За счет этого можно существовать. Я даже не ожидала такого, — рассказывает Ирина Симонова.
В магазине не спрашивают документов, подтверждающих финансовое положение человека. Муховатова считает, что по людям не должно быть видно, что они нуждающиеся. Потому что яркая внешняя демонстрация своего трудного положения может быть показушной. А когда по человеку открыто читается его сложное положение, в людях это вызывает жалость и они начинают помогать. Потворство социальному иждивению приводит к обесцениванию помощи.
– Когда начинаешь действовать по принципу: у тебя проблемы — вот тебе еда, вот тебе одежда, вот тебе дом, — люди начинают думать, что им все обязаны. Они принимают помощь как должное. Но когда эту же вещь они взяли и оставили хотя бы 100 рублей в нашей копилке, они гордятся тем, что купили вещь, смогли ее себе позволить, — сказала Татьяна.
Магазин «Спасибо» подходит к своей деятельности несколько иначе, чем благотворительные фонды или организации при церкви:
– Дело в том, что в такие организации нужно прийти и попросить: дайте мне это или это. И, может быть, тебе дадут то, что тебе не подойдет. И сказать, что это не подходит по каким-то причинам, стыдно, — говорит Татьяна. —А сюда может прийти любой человек и выбрать. При этом он будет чувствовать себя хозяином положения. Пусть он получает 3 тысячи в месяц. Но когда он придет сюда, то будет чувствовать себя богачом, потому что он положит любое символическое пожертвование и выберет себе то, что ему нужно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости