Новости – Титульная страница












Титульная страница
«Слонам» запретили летать

На «Небесной ярмарке Урала» каждый гость может за отдельную плату покататься на воздушном шаре. Фото: Катя Полянина
В городе Кунгур запретили проводить воздухоплавательные соревнования
8 октября, 2013 08:48
4 мин
«Небесная ярмарка Урала» проводится с 2002 года с подачи пилота Андрея Вертипрахова и тогдашнего главы города Амира Махмудова. Тогда, 11 лет назад, в ярмарке приняло участие всего 6 пилотов. Однако это стало настоящим событием. И с годами мероприятие только набирало обороты и все больше стало походить на настоящий фестиваль.
С 2003 года летные соревнования совместили с Днем города. Количество летчиков на «Небесной ярмарке» увеличилось почти в 4 раза — каждый год приезжали больше 20 экипажей. На полторы недели городок погружался в атмосферу праздника.
Почти сразу на ярмарке появилась традиция — ночное свечение. Аэростаты под светомузыку взмывают и приземляются в кромешной темноте. Обычно все это проходит на набережной: в воде еще и отражаются сами шары. Назвали зрелище «Танец слонов», он очень полюбился местной публике и гостям фестиваля. Поэтому разместиться в местных гостиницах к закрытию, когда по традиции проводился «танец слонов», было невозможно.
Проблемы у Кунгура начались еще в 2012-м, когда организаторы переименовали «Небесную ярмарку» в «Воздушные олимпийские игры». Появились олимпийские кольца, флаг, зажгли огонь. Пресс-центр фестиваля мотивировал это желанием поддержать Олимпиаду в Сочи. Однако президент Федерации воздухоплавания России Леонид Тюхтяев отозвался об этой идее крайне категорично, написав в своем блоге: «Неуместная самодеятельность кунгурских идиотов». В частности, он заявил, что «Федерация не давала санкции на проведение мероприятий с таким неуместным в данном случае названием, никак не помогала и не способствовала их проведению».
В 2013-м году ярмарка получила статус международных соревнований. В Кунгур приехали пилоты из Японии, Венгрии, Германии, Латвии, Франции. На фестиваль прибыл и губернатор Виктор Басаргин, который сказал, что «”Небесная ярмарка Урала” — визитная карточка Пермского края».
В этом же году Тюхтяев написал в своем блоге еще один гневный пост — «Кунгурская магнитная аномалия», сообщив, что на ярмарку не пускают его доверенного человека. Тюхтяев отправил в Кунгур своего представителя — журналистку Жанну Лосеву. Вертипрахов, который сейчас является директором «Небесной ярмарки», объявил Лосеву персоной нон-гранта, заявив, что «она на прошлых выборах помогала не тому мэру». «Не тот мэр» — это Амир Махмудов.
Амир Махмудов — экс-глава Кунгура, на протяжении многих лет является членом Федерации воздухоплавателей России. Собственно, Амир Нариманович — один из тех, кто придумал и воплотил этот проект. На протяжении семи лет он был одним из организаторов фестиваля. До 2010 года был президентом Федерации воздухоплавательного спорта Пермского края.
Вот что Махмудов рассказал «Русской планете»: «Жанна Викторовна Лосева никогда, я подчеркиваю, никогда не принимала участие в политической жизни Кунгура, а в выборах и подавно. Лосева была в Кунгуре на ярмарке в 2005, 2006, 2007 и 2009 гг. Выборы были в 2008-м. Во-вторых, несмотря на хорошее личное отношение к нам, для Лосевой главное — воздухоплавание. Она фанатично предана этому спорту и политические коллизии ее мало интересуют.
«Жанна Викторовна — принципиальный человек, — добавил Махмудов. — Если нарушены правила, регламент, порядок, положение проведения соревнований, она требует неукоснительного их исполнения, невзирая на должности, положение, чин или личное отношение. Запрет Лосевой посетить «Небесную ярмарку Урала», я думаю, продиктован именно этим обстоятельством. Хотя не исключаю, что руководство города Кунгура могло настаивать на отказе за принципиальную позицию Лосевой в 2009 году на рейтинговых соревнованиях — Кубок России. Нарушений в тот год было предостаточно».
Тюхтяев еще летом пригрозил, что Кунгур лишат права выдвигать свою кандидатуру на проведение «рейтинговых мероприятий Федерации воздухоплавания России».
И вот спустя несколько месяцев, 30 сентября, президент Русского воздухоплавательного общества Станислав Федоров в своем ЖЖ сообщил, что «город Кунгур лишен на 2 года права подачи заявок на всероссийские и международные соревнования». И пояснил: «Это не наказание. Просто объективно на данный момент город не готов к приему крупных международных соревнований. И по инфраструктуре, и по отношению организаторов. Никто не запрещает и дальше проводить «Небесную ярмарку», куда все пилоты приезжают добровольно и готовы терпеть все тяготы и лишения военно-полевой жизни. А вот даже у чемпионата России уже совсем другой уровень. Ему надо соответствовать. Не говоря уже о категорийных международных мероприятиях. Если за два года организаторы сумеют исправить недостатки и доказать это, большое воздухоплавание вернется в Кунгур».
Анна Луговая — начинающий пилот, пока участвовала всего в нескольких чемпионатах, но как наблюдатель ездит по всей России. Анна рассказала «Русской планете», что в Кунгуре организация мероприятий ничуть не хуже, чем в других городах: «Я была, например, в Рязани, Туле, Великих Луках. В Луках нас, наблюдателей, вообще поселили в общежитие училища, где горячая вода была два часа вечером, которую ты даже не успеваешь застать, потому что из вечернего полета возвращаешься позже. И почему-то тогда никто у организаторов полномочия не забрал. Но вообще такие проколы стараешься не замечать. Полеты шаров — всегда праздник, и, когда смотришь на небо, все остальное забывается. И это самое главное»
Амир Махмудов сообщил, что не считает решение о запрете проведения соревнований в Кунгуре предвзятым:
«В этом году члены ФВР Станислав Федоров и Юрий Митягин представляли интересы федерации на соревнованиях в Кунгуре и оценивали все происходящее “изнутри”, с профессиональной точки зрения. Специфика проведения соревнований, правила понятны только людям сведущим и поэтому я полагаюсь на оценки и выводы Федорова и Митягина. Практически все члены бюро ФВР принимали активнейшее участие в становлении нашего фестиваля и относятся к нему с уважением. Решение было скорее вынужденной мерой, видимо, иные способы влияния на организаторов были исчерпаны.
Я двояко отношусь к этому решению. С одной стороны — резко отрицательно. Кунгур много лет добивался признания и оттачивал навыки по организации и проведению такого масштабного фестиваля. В 2007 году фестиваль был признан имиджевым мероприятием региона. С другой стороны, понимаю, что члены бюро федерации, вынося свой вердикт, руководствовались соображениями развития, совершенствования и популяризации воздухоплавательного спорта.
Хотелось бы, чтобы выводы сделали организаторы «Небесной ярмарки» и обратили серьезное, пристальное внимание на соревновательную часть фестиваля. Шоу с участием звезд эстрады — дело хорошее, но нельзя отодвигать воздухоплавание на второй план. Организаторы первых фестивалей вложили немало сил и энергии, ставя этого «ребенка» на ноги. Мне очень обидно, что остаточный подход к соревновательной части отдельных деятелей может привести к неотвратимым последствиям. Значимость любых соревнований достигается участием в них высококлассных спортсменов. На два года Кунгур лишен такой возможности «благодаря» глупой самонадеянности руководства фестиваля “Небесная ярмарка” и городских властей».
В пресс-центре Федерации воздухоплавания России не откликнулись на просьбу корреспондента «Русской планеты» дать официальный комментарий по поводу запрета на проведение соревнований по воздухоплаванию в Кунгуре. Также не удалось добиться каких-либо разъяснений со стороны Кунгура. Директор фестиваля «Небесная ярмарка» Андрей Вертипрахов хранит перед прессой молчание, воздерживаясь от каких-либо комментариев.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости