Новости – Люди












Люди
Эффект бабочки

Гусеница моли-минера. Фото: Wikipedia/ NKSwampie
Кто угрожает калининградским каштанам
21 мая, 2014 13:40
7 мин
В сквере на Московском проспекте в воскресенье, 18 мая, оживленно. Здесь на набережной, напротив Кафедрального собора, экологи, активисты и десятки школьников, возглавляемые своими классными руководителями, развешивают рисунки с изображением громадных чешуекрылых. Это моль — орхидский минер. Главный враг практически всех на свете конских каштанов. Гусеницы этих бабочек, пожирают листья, отчего, те желтеют и уже к середине лета опадают. В итоге многие деревья ослабевают и с наступлением весны могут попросту не выйти из зимней спячки. А со временем и вовсе зачахнуть, пораженные различными вредителям и инфекциями.
Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме масштабной гибели деревьев активисты и проводят экологическую акцию «Весенние дни спасения каштанов». Работы много — предстоит защитить около 70 деревьев, то есть весь сквер. Руководит мероприятием эколог, председатель КРОО «Экозащита! — женсовет» Александра Королева. Она координирует действия активистов, попутно объясняя мне тонкости лечения конских каштанов.

Эколог Александра Королева. Фото: Личная страница в Facebook
– Основное поколение орхидской моли, которая весной окажется на листьях каштана, зимует в опавшей листве и почве. И, соответственно, считается, что 85 процентов эффективности лечения деревьев — это уборка листвы под ними, — говорит Александра.
За прошлую осень она, ее коллеги и друзьями трижды собирались для уборки опавших листьев.
– Весной из куколок вылупятся бабочки, против них существует специальная ловчая липкая лента. На ленте размещаются контейнеры с феромонами, которые привлекают самцов. Самцы прилипают к ленте, и самок становится некому оплодотворять. Соответственно количество яиц и гусениц, впоследствии пожирающих листья, заметно уменьшается, — продолжает вводить меня в курс дела эколог.
Бабочки этого вида впервые были отмечены в окрестностях Орхидского озера в Македонии в 1980 году. Шесть лет спустя они были описаны как новый вид. Спустя некоторое время ученые зафиксировали постепенное распространение их на север. В течение всего пары лет каштановоядная моль заселила территорию Хорватии, Венгрии и Румынии. К 1994 году бабочка добралась до Чехии и Германии, спустя четыре года она расселилась по всей Польше, а к 2003 году оказалась нашей области, где к 2011 подъела уже немало деревьев. В самом Калининграде, растут несколько десятков тысяч каштанов. Если позволить минеру и дальше пожирать на них листья, то городу будет нанесен колоссальный эстетический вред, уверена председатель региональной «Экозащиты».

Сквер на Московском проспекте, где проходила акция поспасению каштанов. Фото: Олег Зурман
Местные власти, по словам Александры Королевой, к инициативам экологов пока проявляют полное безразличие. В прошлом году группа общественников собирала кучу подписей под предложением внести защиту каштанов в перечень расходов городского бюджета, однако в мэрии сказали, что денег на это нет. По подсчетам эколога, для того, чтобы полностью обезопасить одно дерево от вторжения моли требуется примерно две тысячи рублей. Часть финансирования экологи получили в рамках реализации международного проекта «Граждане с экоинициативой». Недостающие для лечения каштанов препараты активисты приобретают на собственные деньги в Польше и сами же туда за ними ездят.
В наш разговор о судьбе калининградских каштанов вмешивается мужчина лет сорока. Он хочет узнать, что здесь происходит и не нужна ли какая помощь. Александра рассказывает ему, что тут спасают каштаны и нужны стремянки, чтобы подняться на дерево. Мужчина понимающе кивает головой, исчезает, а через 10 минут появляется вновь. В руках у него две переносные лестницы. Казалось, что он их все время возил с собой, ожидая лишь удобного случая.
– У нас было все, кроме необходимого количества стремянок. Даже специально для этого давали объявление в соцсетях. Несколько людей отозвалось, так что дефицита с лестницами, как видите, нет, — с улыбкой в голосе говорит Александра.
В данный момент экологи и активисты должны залезть на все 70 растущих в сквере деревьев и повесить в нижних ветвях ловушки с теми же феромонами. Дело в том, что, какая-то часть самок все же отложит яйца. Кроме того велика вероятность, что моль налетит с других каштанов, которые никто не лечит. Срок действия феромонов — 4-6 недель, потом ловушки снимают. Выглядят они как треугольные призмы.

Взрослая особь Орхидской моли. Фото: Wikipedia/ Rich Andrews
Еще один способ борьбы с каштановой минирующей молью — синицы. Эти птицы их естественный враг, продолжает просвещать меня в экологии Королева.
– Самый простой способ привлечения синиц на каштаны — сколотить скворечник. Синица съедает за день больше корма, чем весит сама. Пара синиц, выкармливающая девять птенцов, ежедневно доставляет своим чадам примерно 1800 насекомых и личинок. А за все время пребывания в гнезде птенцы съедают около 15 тысяч насекомых и личинок.
– У акций по спасению каштанов тоже есть свои естественные враги. Это люди, — включаясь в беседу, с грустью иронизируют постоянная участница этих акций, Анна Алимпиева. Она социолог, «Дни спасения каштанов посещает регулярно». — Спустя буквально неделю, после того как мы на стволах разместили специальные пояса с феромонами, кто-то их сорвал. Зачем человеку желтые липкие ленты, к тому же весьма прочно привязанные к дереву — непонятно. Чтобы их снять требуется немало усилий, но кто-то же, зачем-то явно старался, — недоумевает активист.
Миссия по спасению каштанов в сквере на Московском проспекте завершается к двум часам дня. Ловушки развешаны, школьники довольны. Взрослым, пришедшим на акцию впервые, лечить каштаны, кажется, понравилось не меньше детей. Обещают, что непременно придут поддержать экологов снова. В следующий раз защитники каштанов соберутся в середине июля. Будут лазать по деревьям, и менять феромоны в ловушках.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости