Новости – Люди












Люди
«Ребенок присмотрен, прикормлен, уроки сделаны — рай для родителей»

Зданий Православной гимназии, где учатся младшеклассники. Фото: Екатерина Русилова
Кто и почему учится в православной гимназии Смоленска
15 марта, 2014 07:54
16 мин
Православная гимназия существует в Смоленске уже 22 года. Конкурс на одно место в этом учебном заведении всегда большой: от 3 до 7 человек. А результаты ЕГЭ по различным предметам у гимназистов составляют от 70 до 100 баллов. Корреспондент «РП» попыталась узнать, кто учится в православной гимназии и почему смоляне стремятся отдать своих детей в негосударственное образовательное учреждение.
В православной гимназии начальная и средняя старшая школы занимают разные здания.
Православная гимназия для младшей школы находится в церкви Смоленской иконы Божией Матери. С одной стороны гимназии окна смотрят на Днепр и стоящую на противоположном берегу старшую школу. С другой — на подножие Соборного холма, на котором расположен Успенский собор. По бокам гимназии — смоленская крепостная стена.
На входе охранник. В гимназии тихо — идут уроки.
– Сейчас у нас 119 детей, — говорит Светлана Ростова, замдиректора православной гимназии в начальной школе. — В каждой параллели у нас два класса. Классы небольшие, в среднем мы можем набрать 16 человек.
Светлана отмечает, что такой набор объясняется нехваткой учебных площадей.

Фото: Екатерина Русилова
Про поступление детей в гимназию рассказывает обстоятельно.
– Собеседование с детьми проводятся. Отбор осуществляется по уровню их интеллекта. Проходят собеседование и родители, потому что все-таки у нас конфессиональная школа и нам важно знать, какие критерии важны для родителей, почему они пришли к нам, в православную гимназию. Детей мы воцерковляем. Это не значит, что мы тут фанатично детей заставляем молиться с утра до вечера, ни в коем случае. Но у нас особый уклад жизни. И задача, чтобы ребенок хотел пойти в церковь.
Родители мотивируют свой выбор православного гимназического образования по-разному. Для одних важна дисциплина, которая характерна для учеников гимназии.
– Как наш духовник говорит: послушание превыше поста и молитвы. Это наш девиз. Чтобы слушались и учителей, и обязательно родителей, — уточняет Светлана.
Других прельщает уровень образования, который обеспечивает педагогический коллектив учебного заведения.
Занятия начинаются с утренней молитвы в небольшом зале в 8:15. Потом дети расходятся по классам. В гимназии работают по развивающей системе Занкова. В каждом классе есть учитель и воспитатель. Первые классы занимаются до часа дня, остальные — до двух. Потом — обед и часовая прогулка по набережной. Во второй половине дня помимо обязательного по учебным планам урока по основам православной культуры проводятся занятия по индивидуальным планам. Идет кружковая и внеклассная работа, ученики выполняют свои домашние задания. Родители могут забрать ребенка сразу после уроков или в конце своего рабочего дня.
– Пока дети маленькие, воспитатель контролирует их, проверяет домашние задания, — рассказывает Светлана. — Чтобы к пятому классу их подготовить самостоятельно выполнять домашнее здание, уже в третьем классе мы проверяем только черновики. В четвертом классе мы только организуем самоподготовку и дети уже сами должны решить, что они будут делать в первую очередь, а что потом. Ребенок у нас находится до шести вечера. Они даже портфели не уносят домой. У нас стопроцентное посещение группы продленного дня.

Фото: Екатерина Русилова
Из начальной школы ученики уходят редко.
– У нас если уходят, то по каким-то серьезным причинам: семья переезжает или родители почувствовали, что ребенку тяжело здесь учиться. Действительно с нашими требованиями сложно, и родителям прежде всего. И работаем мы с родителями очень активно: что-то у ребенка не получается, мы сразу к родителям, — говорит Светлана Ростова.
Звенит звонок. На перемене оживленно. Все ученики в форме: серый верх, черный низ, но форма не однотипная. Меня проводят по нескольким классам. Обстановка везде похожа: парты, стулья, учительский стол, над доской иконы, далее уголок с именными иконами учеников.
– Это исходило от родителей, — комментирует замдиректора. — Если у ребенка именины, мы ему поем «Многая лета».
Перед началом следующего урока беседую с учениками выпускного, четвертого класса.
– Как вам здесь учится? — спрашиваю и сразу все поднимают руки, чтобы ответить. По очереди выслушиваю каждого из 10 учеников. Они стараются отвечать по-особенному, никто никого не перебивает.
– Отлично. Учителя очень добрые.
– Добрые, но справедливые.
– Объясняют все хорошо.
– Пока каждый не поймет тему, нам будут твердить ее.
– В других в других школах и ругаются, и обижают друг друга, а тут все дети добрые.
– Завуч и учителя стараются, чтобы мы стали друзьями с параллельным классом, потому что в старшей гимназии мы уже будем учиться все вместе, надо же дружить.
Многие говорят, что у них здесь уже учился брат или сестра. А на «продленке» учителя помогают справиться с домашней работой. Маленькие выпускники уже начинают думать о будущем.
– У нас будут очень трудные экзамены. Надеемся, что попадем в старшую гимназию.
На выходе встречаю нескольких родителей. Спрашиваю, почему их ребенок учится именно в этой гимназии.
– Я хочу, чтобы ребенок находился в традициях и ценностях, которые важны для нашей семьи, — говорит Жанна, мама первоклассника. — У нас семья религиозная, поэтому выбрали для сына это учебное заведение. Да и уровень образования здесь, по-моему, лучший в городе.

Фото: Екатерина Русилова
– У нас семья не церковная, но мы соблюдаем правила гимназии. Здесь ребенок в безопасности. Буду говорить откровенно: здесь дочь изолирована от детей из неблагополучных семей, значит, дурного влияния не будет. Посмотрите, как ведут себя в общеобразовательной школе дети. Они с первого класса ругаются матом, а старшеклассники курят, выпивают и что только не творят, — убежденно говорит Екатерина.
Нижне-Никольская церковь, утро. Ко входу ведет высока лестница. В холле женщина в спецодежде одного из ЧОПов.
В коридоре немноголюдно. Пахнет свечами. Тепло. То и дело заходящие гимназисты сразу скрываются в раздевалках: отдельно для мальчиков и для девочек. Потом так же быстро пропадают в глубине коридора. Ученики одеты, как и в младшей школе, одинаково: пиджак, юбка у девочек, пиджак, брюки у мальчиков. Одежда в основном темного цвета, чаще всего — черного.
Замдиректора по воспитательной работе Инна Лисовская предлагает пройти в учительскую.
– Всего в гимназии 198 детей. Из них большинство в начальной школе, — рассказывает замдиректора. — Сейчас у нас по одному классу в параллели. Но нам подарили бывшее здание налоговой — четырехэтажная церковь. Епархия там делает ремонт — будем расширяться, тогда сможем взять по два класса в параллели, — говорит Инна.

Здание, где занимаются ученики старших классов православной гимназии. Фото: Екатерина Русилова
Сейчас в классах учеников немного. Опять же из-за ограниченного количества посадочных мест в здании церкви.
– Мы подняли сейчас «потолок» до восемнадцати, потому что из начальной школы идет много детей, — это уже замдиректора по учебной работе в старшей средней школе Наталья Галко. – Идеальный класс — 12–14 человек, это оптимальное количество детей для обучения. Сейчас у нас так получается только в старших классах.
В коридоре раздается три коротких звонка. Все идут на утреннюю молитву. В специальной комнате с алтарем, мальчики и девочки занимают каждый свое место и затихают. Начинается молитва.
Она длится примерно 15 минут. Затем Лисовская делает объявление о трех мероприятиях, которые пройдут сегодня. Желает хорошего дня, дети расходятся. По пути в учительскую Инна останавливает девочку в клетчатой черно-белой юбке и проводит короткую беседу о недопустимости такой вещи в форме учащегося гимназии.
В 8:30 ученики расходятся по классам.
– У нас всегда день начинается с утренней молитвы. Перед началом каждого урока у нас молитва, но уже по классам, — продолжает рассказывать Лисовская. — Потом уроки, завтраки, обеды, мероприятия.
Прошу рассказать о процедуре поступления в гимназию.
– Родители приходят, знакомятся с уставом, с правилами гимназиста. Если у они согласны вести наш образ жизни, то пишут заявление.
– Какие родители могут привести ребенка для поступления к вам?
– Любой может. Родители невоцерковленные приходят. Некрещеные дети приходят. Вообще у нас только 10% церковных семей, — говорит замдиректора по воспитательной работе.
С детьми и родителями при поступлении, как и в младшей школе, проводится собеседование. В пятый класс зачисляют по результатам выпускных работ в начальной школе.
– Преимущество за детьми нашей школы для поступления, конечно. Составляется рейтинг по уровню образования и по степени участия в жизни школы, отсекается первых 18 человек — их мы и берем. В прошлом году у нас так не получилось, взяли 19 детей и еще 6 детей сирот из православного детского дома, — рассказывает Инна. — У нас очень трудно прийти в промежуточные классы. Потому что английский язык — один из профильных предметов, изучается с первого класса 4 дня в неделю. Наши дети после 4 класса приходят с уровнем уже. Если ребенок приходит к нам из общеобразовательной школы, то он сдает русский, математику и английский для поступления.
Английский язык в старшей школе преподается 5 раз в неделю. Еще гимназисты изучают церковнославянский, латинский и древнегреческий. Православный компонент вводится с первого класса. Остальные общеобразовательные предметы преподаются согласно государственному образовательному стандарту. Учащиеся гимназии принимают участие в различных городских о областных олимпиадах и конкурсах, а само учебное заведение является региональным представителем всероссийских конкурсов по русскому языку, информатике, английскому языку, естествознанию и мировой художественной культуре.
– В основном, конечно, приходят за образованием, — говорит Инна Лисовская. — В начальную школу поступают, потому что это хорошая, как я всегда говорю, «камера хранения»: утром ребенка сдадут, у нас школа полного дня, вечером заберут. Ребенок присмотрен, прикормлен, уроки сделаны — рай для родителей. В старшую школу приходят, потому что у нас очень хорошо сдают ЕГЭ.
Для учащихся 10 класса, которые выбрали предмет для сдачи на экзамене, организуются дополнительные занятия.
– То есть то, что другие дети проходят у репетиторов, наши ученики проходят у своих учителей бесплатно, — уточняет Наталья Галко.
Выпускники православной гимназии поступают в вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Минска, Калининграда. По словам замдиректора по учебной работе, процент желающих получить высшее техническое или гуманитарное образование примерно равный среди воспитанников. А вот духовное образование выбирают всего пятнадцать процентов гимназистов.

Урок алгебры в выпускном классе. Фото: Екатерина Русилова
Стать выпускником православной гимназии не так-то легко. C учебной нагрузкой справляются не все дети. Родителям таких учеников рекомендуют продолжить обучение ребенка по месту жительства.
– Но это редко. По обучению — один воспитанник в год, — говорит замдиректора по воспитательной работе. — По воспитанию подобные рекомендации чаще. Не думайте, что если это православное гимназия, то дети идеальные, нет. Дети, что называется, с тротуара приходят к нам, не с паркета. Например, сейчас прошла первая неделя Великого поста, а ребенок две службы пропустил, на две службы опоздал, в конце пятой службы подрался, у нас и такое бывает. Мы приглашаем родителей, объясняем, что такое поведение — это не только внешнее, но и внутреннее отношение к церкви. Может быть, мы не будет мучить мальчика и друг друга, может, он пойдет в другую школу, где не такие требования к дисциплине.
В дисциплине главное — послушание. Оно распространяется не только на манеру поведения, но и на отношение к учебе.
– Церковь — единоначалие: главный сказал, все остальные подчинились, как в армии. С самого начала мы говорим детям о том, что у нас послушание: я сказал — ты сделал, если я ошибусь, я отвечу перед Богом, перед директором за свою ошибку. Это распространяется и на учебу: мы не объясняем, почему надо делать домашние уроки. Учитель задал уроки, на следующий день ты пришел подготовленным. Так же и в воспитательных мероприятиях, — объясняет Лисовская.

Помещение столовой в гимназии. Фото: Екатерина Русилова
— Мы ушли в лицей. В старшей школе изменилось руководство и изменилась политика. Внимания, которое раньше уделяли личности ребенка, не стало, — говорят родители, которые забрали своего ребенка после седьмого класса. — Поэтому приняли решение поменять учебное заведение. Но младшая школа осталась очень сильной по образованию и духовной жизни.
В гимназии есть система наказаний, прописанная в правилах учебного заведения, за нарушения дисциплины. Сначала делают устные предупреждения, затем письменное замечание заносят в дневник, после идет письменное предупреждение. Последняя ступень на пути к расставанию с хулиганом — строгий выговор с предупреждением и вызов родителей. Они подписывают протокол, что знают о вынесении ребенку строгого выговора с предупреждением. Если поведение ученика не изменяется, с ним расстаются.
– На самом деле отчисляли так только один раз, — говорит Инна. — Обычно договариваемся.
Под конец встречи спрашиваю учеников пятого класса, нравится ли им учиться в гимназии.
– Здесь классно, хорошо. И учителя добрые, — почти хором отвечают пятиклашки.
– А почему вам здесь нравится? — допытываюсь я.
— Потому что здесь много мероприятий и вообще интереснее. Мы здесь больше получим знаний. И нам здесь все объясняют, пока мы не поймем, — по очереди отвечают дети.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости