Новости – Люди












Люди
Повезет — не повезет

Фото: instagram.com/anton_414
Кто должен избавить Комсомольск-на-Амуре от нелегальных перевозчиков
7 ноября, 2014 11:57
9 мин
Снег, выпавший на ноябрьских праздниках, осложнил ситуацию на трассах между Комсомольском-на-Амуре и другими городами края. Движение на них время от времени то ограничивают, то вообще закрывают для междугородних автобусов. И единственным доступным общественным транспортом становятся нелегальные перевозчики: они не обращают внимания на опасность проезда по снегу и наледи, зачастую ездят не по правилам и не имеют лицензии.
Корреспондент «Русской планеты» выясняла, почему процветают нелегальные перевозчики и как с ними бороться.
Деньги
Эта история повторяется в Комсомольске-на-Амуре регулярно. Стоит случиться снегопаду, как дороги до Хабаровска, Амурска, Биробиджана закрываются и комсомольчане оказываются перед выбором: либо ждать, пока движение откроют, либо добираться с помощью частных перевозчиков, на южнокорейских микроавтобусах.
– Когда из-за неблагоприятных погодных условий дорога закрывается, нелегальные перевозчики особенно активизируются, — подтверждает корреспонденту РП генеральный директор транспортной группы «Дальавтотранс» Владимир Герасимов. — Большегрузную технику и большие междугородные автобусы не выпускают. Причем не выпускают самые надежные, подготовленные автобусы так называемой категории М3. А микроавтобусы, которые официально не перевозят пассажиров, проехать могут.
Прямо на вокзалах частники собирают желающих добраться до дома любой ценой, которая, кстати, с непогодой заметно растет.
– Мы с дочерью на праздники съездили в Хабаровск, на юбилей к родственнику, — рассказывает РП жительница Комсомольска-на-Амуре Ирина Порожняк. — Туда добрались рейсовым автобусом, а когда 3 ноября нужно было возвращаться домой, выяснилось, что дорога уже второй день как закрыта из-за снегопада. Поехали на частнике. Билеты до Хабаровска нам обошлись в 1500 рублей на двоих, а за обратные билеты мы отдали уже 4000 рублей — по две тысячи с человека.
– В обычные дни нелегальные перевозчики берут примерно на 100 рублей больше, чем стоит проезд у официальных. У нас утвержденная комитетом стоимость билета от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре составляет 760 рублей, — комментирует гендиректор «Дальавтотранса».
Если разобраться, комсомольчане теряют деньги дважды. Один раз — когда платят нелегальным перевозчикам завышенную цену за проезд. Второй — когда потом вынуждены будут покупать более дорогие билеты на легальные автобусы.
– Если не будет нелегалов, то наполняемость автобусов лицензированных перевозчиков повысится, — поясняет ситуацию корреспонденту РП уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов. — Сейчас автобусы зачастую ходят заполненные на 10–20%, иногда наполовину. Если пассажиров станет больше, то расходы на обслуживание транспорта, налоги, зарплаты и прочее у легальных межмуниципальных перевозчиков останутся прежними, а доходы возрастут. Они получат деньги тех пассажиров, которых сейчас перевозят нелегалы. Это означает, что лицензированным перевозчикам не нужно будет поднимать цены на проезд. А вопрос удорожания билетов всегда очень болезненный для населения.
Время
Одна из основных причин, почему комсомольчане пользуются услугами нелегальных перевозчиков, — большие автобусы ходят не часто. Особенно это актуально в пятницу и воскресенье, когда из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре или обратно едут студенты и работающие в другом городе жители.
– Предприятия, занимающиеся лицензированными межмуниципальными перевозками, могли бы ввести дополнительные рейсы в дни пиковых нагрузок, — говорит бизнес-омбудсмен Олег Герасимов. — Однако для этого они должны достаточно точно спрогнозировать поток пассажиров. А когда нелегалов на транспортном рынке настолько много, сложно понять, вывезут они всех желающих или нет, какой будет нагрузка. Поэтому вводить дополнительные рейсы рискованно и нерентабельно. И пассажирам приходится мириться с достаточно большими интервалами и терять время на ожидание следующего большого автобуса.
Дорогу до Хабаровска, на которую большой рейсовый автобус тратит около 6 часов, микроавтобусы проезжают примерно на час быстрее. Но время ожидания, пока наберется полный салон, может составлять и час, и более. Так что, как говорят представители государственного перевозчика, еще вопрос, кто доберется до другого города раньше.
Безопасность
Главный недостаток частников, на который указывают сторонники государственного транспорта — проблемы с безопасностью. Нелегалы превышают скорость, пренебрегают остановками для отдыха, и в каком состоянии находятся их машины, пассажиры никогда не знают достоверно.
– По действующему законодательству, перевозки людей предусматривают повышенные требования к безопасности использующихся для этого автобусов, — поясняет корреспонденту РП инженер по безопасности Андрей Василенко. — Поэтому техническое состояние автобусов официальных перевозчиков перед каждым выходом в рейс проверяет механик. Дважды в год автобусы проходят полный техосмостр. Тщательная проверка особенно важна на длительных междугородных маршрутах, где риск опасных поломок выше. Частные перевозчики такой уровень контроля за состоянием своих автомобилей, естественно, обеспечить не могут, поскольку это обходится дорого. Хорошо, если они хотя бы за своим собственным состоянием следят. Ведь если водитель маршрутного автобуса обязательно проходит предрейсовый осмотр, то частников никто не проверяет, трезвые, к примеру, они садятся за руль или нет.
Гарантии
Если водитель микроавтобуса попадет в аварию, то возмещать пассажирам ущерб за синяки, ушибы и более серьезные травмы никто не будет: нелегалы не несут ответственности за жизнь и здоровье тех, кого они везут.
– Каждый пассажир любой транспортной компании, осуществляющей лицензированные автобусные перевозки, застрахован на сумму не менее чем 2 млн 25 тыс. рублей, — комментирует РП ведущий специалист страховой группы «Согласие» Дмитрий Алексейченко. — Приобретая автобусный билет, вы автоматически приобретаете и страховку от несчастных случаев, поскольку перевозчики по закону обязаны страховать свою ответственность перед пассажирами. Если что-то случится, вам выплатят компенсацию в зависимости от степени тяжести полученной в общественном транспорте травмы. Например, за обычное легкое сотрясение мозга можно получить в районе 100 тыс. рублей, за сломанную руку — в районе 500 тысяч. Страховые выплаты предусмотрены и за поврежденное имущество.
Выплаты ущерба за травму у частника пострадавшие могут добиваться через суд. Но шансы выиграть невысоки: документов, подтверждающих факт проезда, водители микроавтобусов, как правило, не выдают.
– Одним из основных документов в судебных делах, связанных с выплатой компенсаций пострадавшим в общественном транспорте, является приобретенный билет, — объясняет корреспонденту РП юрист Владимир Емельяненко. — Именно билет доказывает, что пострадавший был пассажиром автобуса, в котором он получил ту или иную травму.
Что делать?
– Официально организатором межмуниципальных перевозок является правительство Хабаровского края. Поэтому ему и необходимо заняться регулированием транспортного рынка, чтобы эту функцию не выполняли нелегальные перевозчики, как это происходит сейчас. Для начала — запретить автовокзалам обслуживать нелегальных перевозчиков, — делится соображениями омбудсмен Олег Герасимов. — На сегодняшний день микроавтобусы нелегальных перевозчиков свободно приходят и уходят с автовокзалов Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Биробиджана. Закрыть для них эту возможность — самое простое решение проблемы.
Пресекать деятельность нелегалов — как спекулянтов, не выплачивающих налоги — дело еще и полиции.
– Мы пока не можем победить нелегальных перевозчиков ни во внутригородских, ни в межмуниципальных перевозках, потому что никто не хочет за это браться, — добавляет Герасимов. — По закону, проблему нелегальных пассажирских перевозок должна решать не ГИБДД, а полиция, однако она не торопится этим заниматься. А значит, чтобы изменить ситуацию, как минимум нужна политическая воля. Нужно дать задание полиции, чтобы она начала выполнять свои непосредственные обязанности. Ведь перевозчики ежедневно проезжают по одному и тому же маршруту, мимо одних и тех же постов ГИБДД. Объехать посты на дорогах невозможно, они специально так расположены. Нелегалы работают годами, по 5–10 лет подряд. Опознать их машины и зафиксировать нарушение на видеокамеры, которые есть на постах — проблема небольшая, было бы желание. Тогда их можно будет привлечь к ответственности. А если законов для борьбы с нелегалами не хватает, то, наверное, их можно принять?
В пресс-службе Главного контрольного управления правительства Хабаровского края «Русской планете» сообщили, что работают вместе с полицией по пресечению работы нелегальных перевозчиков. Но, как говорится в ответе на наш запрос, «можно сделать вывод о недостаточной работе правоохранительных органов в данной сфере». Вместе с тем в ГКУ отмечают, что суды на практике освобождают от административной ответственности нелегальных легковых перевозчиков, если те оказываются не зарегистрированными в качестве ИП. Сейчас в Госдуме РФ рассматривается законопроект об ужесточении ответственности за транспортировку пассажиров без лицензии, и само хабаровское управление готовит предложения по поправкам в Кодекс административных правонарушений.
Комментарии представителей краевого УМВД получить пока не удалось.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости