Новости – Титульная страница
Титульная страница
«Кто первый, тот и победил»
Фото: Мария Лукоянова
Корреспондент «Русской планеты» проверила на себе преимущества и недостатки электронной регистратуры
11 декабря, 2013 16:00
3 мин
Очередь в поликлинике Заводского района Саратова образуется задолго до начала приема у терапевта. Бывалые пациенты приходят заранее, чтобы первыми попасть в кабинет к врачу. Корреспондент «Русской планеты» оказалась пятой в «живой очереди», к ее попытке пройти в назначенное по записи время другие пациенты отнеслись недружелюбно.
- То, что у вас на 15:45 электронная запись, ничего не значит, тут живая очередь! У людей — раньше вашего, но все равно стоят, ждут, — заявляет женщина средних лет.
- У меня дела, я на это время планировала, — робко парирует корреспондент «Русской планеты».
- У всех дела, — вмешивается другая пациентка. — У меня сын-инвалид дома один, но я жду.
Услышав нарастающую ругань в коридоре, из врачебного кабинета выходит медсестра и строго заявляет: «Все пойдете по записи!»
Министерство здравоохранения области заявило, что с 2012 года более 260 тыс. пациентов записались на прием к врачам с помощью электронной регистратуры. В этом году услугой воспользовались 183,7 тыс. пациентов. По отчету ведомства, электронная запись организована в 112 областных медицинских учреждениях и в 32 саратовских. Насколько электронные очереди упростили жизнь саратовских пациентов и врачей?
Пытаясь оформиться в электронной регистратуре через интернет, корреспондент «Русской планеты» столкнулась с тем, что просто внести данные паспорта и полиса ОМС недостаточно. Нужно сначала написать заявление о согласии на обработку персональных данных в поликлинике по месту жительства, в противном случае электронная регистратура просто вас не авторизует.
- В нашей поликлинике заявление обрабатывается в течение двух дней, человек вносится в базу, после чего может записываться к любому врачу, — пояснила корреспонденту «Русской планеты» главный врач детской городской поликлиники № 2 Наталия Лукьянова.
Через электронную регистратуру можно записаться на прием не только к врачу районной больницы, но и к специалистам региональных медучреждений, например, в Областную клиническую больницу. Но попасть к специалисту этой клиники можно только по направлению из районной поликлиники, за которым придется все-таки отстоять очередь.
Труднее всего в очередях приходится маленьким пациентам. Объехав несколько детских поликлиник, корреспондент «Русской планеты» в каждой увидела очереди мам с детьми. Из опрошенных родителей записью через интернет не пользуется никто: проще «по старинке в регистратуру позвонить». По словам Натальи Лукьяновой, каждый второй ее пациент доволен, что существует запись, а каждый первый — недоволен. Из дома записываются единицы, при том, что в неделю поликлиника обслуживает порядка 3 тыс. человек. Врачи недоумевают, почему так происходит.
- У нас на сайте есть образец этого заявления, можно скачать, заполнить и принести его. Мы обклеили всю поликлинику объявлениями, раздавали бланки родителям, будем раздавать памятки с информацией о сайте и электронной регистратуре, — говорит замглавврача по обязательному медицинскому страхованию детской городской поликлиники № 2 Владимир Сазонов.
- У нас много молодых родителей, которые умеют пользоваться интернетом. Казалось бы, они должны быть продвинутыми в этом вопросе, — рассуждает Лукьянова. — Это такое удобство — не стоять у трубки, не ждать, пока регистратор предложит тебе время.
Врачи признаются, что неполадки с электронной очередью возникают постоянно, хотя в поликлинике новое оборудование и сверхскоростной интернет:
- Бывают случаи, когда у человека, который записался из дома через электронную регистратуру, стоит время 08:10, а у нас не может такого быть, потому что интервал приема всегда 15 минут. Или электронная регистратура позволяет записаться из дома на то время, которое уже занято по записи. Эта проблема, я думаю, возникает из-за постоянных перенастроек программы, — говорит Сазонов. — Мы пишем в Горздрав, в фирму технической поддержки, они работают над этим, но программа «сыровата».
Администрированием электронной очереди в поликлинике занимаются совместители, работающие параллельно в двух-трех местах. Медучреждение не может предложить им конкурентоспособную зарплату, чтобы обеспечить себя специалистами на весь день, поэтому те приходят устранять недостатки по факту.
Чтобы работать с электронной регистратурой, врачи и медсестры прошли обучение в специализированной фирме. В нынешнем году обучение врачей и техподдержка осуществлялись за счет Минздрава. За бюджетные деньги закупили оборудование и программное обеспечение. Но со следующего года поликлиника начнет оплачивать услуги технической поддержки и расходные материалы за свой счет, из средств, «списанных» с медицинских полисов пациентов. По государственной программе поликлинике дали только 2/3 того, что нужно:
- Подразумевается, что доктор, принимая больного, заполнил определенную форму на компьютере, а не от руки, распечатал ее и вклеил в карточку, это ускоряет работу, но компьютеров и принтеров не хватает, — говорит Сазонов.
В целом же медики положительно оценивают нововведение:
- Раньше были листы самозаписи, они раскладывались на столе, к каждому врачу — свой журнал с графиком приема. Это неудобно, потому что один пациент мог записаться к одному и тому же доктору на разное время и дни, трудно было осуществить контроль за самозаписью, — пояснила главврач Лукьянова.
- Работа наша упростилась, — добавляет ее заместитель Сазонов, — листы записи — это не XXI век. Сначала были трудности, но теперь стало легче, регистраторы обучились.
Мама Лариса пользовалась электронной регистратурой во взрослой больнице, но в детской не делает этого, поскольку фактически все равно приходится высиживать очередь. Со своим двухлетним сыном Леней она бывает в больнице минимум раз в месяц:
- Это не частная клиника, где записался на время, приехал, и тебя в это время приняли. Здесь толку от нее нет: кто первый, тот и победил. Особенно тяжело с «грудничками», иногда стоишь по часу, таких маленьких, конечно, пропускают без очереди, но все равно трудно. Поэтому иногда, чтобы не стоять, едешь в частную клинику, отдаешь деньги и без проблем делаешь, что тебе нужно.
Как видим, пока нововведение, призванное экономить время пациентов, работает в поликлиниках Саратова с большими оговорками. Многие пациенты не понимают, зачем вообще нужна электронная очередь, ведь жизнь она им не облегчила. По наблюдению корреспондента «Русской планеты», самые востребованные специалисты — невролог, хирург и терапевт. У их кабинетов всегда очередь, которую фактически регулируют не электронная запись или врачи, а сами пациенты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости