Новости – Люди












Люди
Оплата за километры

Фото: vk.com/ •Шаблыкино В|Контакте•/ Александр Майоров
Корреспондент «Русской планеты» узнала, как работает отделение Почты России в орловской глубинке
24 февраля, 2014 18:05
8 мин
Очередь
Я поднимаюсь по бетонным ступеням, открываю дверь отделения почтовой связи Шаблыкино и попадаю в небольшую комнату. Помещение забито людьми. Очередь к стойке оператора тянется от самой двери. У посетителей в руках квитанции на оплату коммунальных услуг, конверты, деньги. Последняя в очереди — Жанна Васютина, нервно сворачивает в трубочку сторублевые купюры. Я занимаю очередь за ней очередь.
– Ну, что ж такое там? — обращается Жанна к стоящей впереди нее бабушке. Женщина заглядывает вперед, но не получив ответа обращается ко мне. — Вот, наверно, две недели назад, было два оператора. Сегодня один! Рабочий день! Разгар рабочего дня, а она одна сидит! А мне ж еще на работу успеть надо. Хорошо, что во вторую смену сегодня, начальник уже уехал.
Минут через пятнадцать Жанна все же добирается до единственного оператора. Очередь позади меня, как и четверть часа назад, упирается во входную дверь.
– Здравствуй, Мариночка, — обращается Жанна к оператору. — Я там пометила сумму, которую нужно заплатить. Пока так оплачу. Там еще у меня, кроме света и воды, за газ долг висит почти в тысячу. Пока нет таких денег, чтобы все сразу оплатить.
– А журнальчик будете брать сегодня?— спрашивает оператор Марина Смолина.
– Да, конечно. «1000 Советов» давайте, мой любимый, — отвечает Жанна Васютина.
Пару минут спустя она, уже улыбаясь, забирает оплаченную квитанцию, сдачу и свой любимый журнал.
– У нас оператора два всего. Работают они по шестидневке. В понедельник один оператор отдыхает, в субботу — другой, а потом меняются. И так всегда. А вообще, два оператора работают, — объясняет мне начальник отделения почтовой связи Шаблыкино Алина Сидченко.
Мы беседуем в ее небольшом и просто обставленном кабинете. Из мебели здесь стол, тумбочка да два стула. В углу комнаты стоят коробки, перемотанные лентой с фирменным логотипом «Почта России».
Спрашиваю, часто ли бывают большие очереди на почте и отчего они возникают:
– Дело в том, что квитанции на оплату коммунальных услуг разносятся по почтовым ящикам жителей села в 14-х числах месяца. А там еще и пенсии, и зарплаты многие получают к этому времени. Середина месяца. Деньги у людей есть, вот и бегут они платить, пока возможность имеется. Очередь бывает в течение трех-четырех дней, потом посетителей мало, — рассказывает Алина Сидченко.

Здание почты в Шаблыкино. Фото: Марина Сенина
Начальник почтового отделения рассказывает, что работа на почте «не самая сахарная». Должность она получила всего полгода назад. Но уже задумывается о том, чтобы переехать из села.
– Я сама родилась в Шаблыкино и люблю эти места. Но зарплата небольшая у нас, часто приходится задерживать на работе. Хорошо, что конфликтных ситуаций не особо-то много бывает. Иногда только придет кто-нибудь, чтобы спросить, почему почтальон газету не принес. И то потом выясниться, что почтальон и не должен был приносить ее в этот день, выходной у него был. Так что я подумываю о том, чтобы в Орел переехать, все-таки уровень жизни там другой. Здесь работы-то нет особо, вот и тружусь тут, — говорит Алина.
Алина Сидченко отмечает, что на почте все, кроме нее, уже «устоявшийся коллектив». Почти все сотрудники здесь работают дольше пяти лет. А некоторые и того дольше.
– Да, я давно здесь тружусь. Если не ошибаюсь, уже 25 лет вот будет. Дольше всех я здесь. Да, зарплата средняя, но зато я в тепле сижу, не на морозе торгую, например, как другие. К тому же, мне совсем недалеко от дома идти до почты. Некоторые ездят куда-то, а у меня работа под боком. И коллектив хороший у нас, — говорит оператор Марина Смолина.
По морозу бегают другие сослуживцы Марины — почтальоны. В двухэтажном здании почты им выделено отдельное помещение. Всюду расставлены по длинным столам коробки, разложены почтовые пакеты и стопки разной корреспонденции. На месте мы застаем только Наталью Далекую. Остальные уже давно разносят корреспонденцию по закрепленным за ними участкам.
– Нас всего семь человек работает. Дружно работаем, — говорит с улыбкой Наталья Далекая. — Работа нравится. Интересная она, да и не особо прям тяжелая. Выходные у нас в воскресенье и понедельник — удобно очень. Можно в рабочий день, не отпрашиваясь с работы, сходить куда-то по своим делам. А зарплата, конечно, оставляет желать лучшего. У нас ведь она начисляется по сделке Орловским почтамтом. Выходит у всех по-разному. Зависит все от километров, кто сколько находит.
Наталья собирает нужные письма, газеты и извещения в одну большую черную сумку. Мы одеваемся и выходим из отделения почты.
– Я тут, конечно, каждый дом знаю, каждого его жильца. Знаю, кто платит налоги исправно, а кто нет. Работа такая вот у меня. Все про всех знаю, — рассказывает женщина и бросает в первый же появившийся на нашем пути почтовый ящик белый конверт, — Вот, это письмо пришло Азаровым. Ах, еще и газету нужно им бросить, — вспоминает почтальон и возвращается к ящику. — Все. Так, теперь к соседям пошли.
Мы подходим к соседнему домику. Женщина доходит до забора и приподнимает крышку почтового ящика, повешенного на воротах. Из-за калитки раздается громкий лай собаки.
— Филипп, — слегка прикрикивает на собаку Наталья.
Пес умолкает. Женщина бросает в ящик листок бумаги — извещение.
– Привет, Наташ,— кричит в нашу сторону прохожий. — Погодка тебя радует сегодня? Ноги хоть не мочишь?
Работница почты с улыбкой машет, как она называет мужчину, Петровичу:
– Не, нормально, — отвечает почтальон и поворачивается ко мне. — Да, вот сегодня хоть погода хорошая. Прошлые дни слякоть была — ужас какой-то. Все ноги мокрые, грязные, а работать-то нужно, носим все равно. В песенке какой-то поется, что не страшен нам серый волк, так? А нам, почтальонам, ничего не страшно: ни волки, ни собаки, ни дожди, ни снега.
Каждые несколько минут Наташу останавливают, чтобы поздороваться, окрикают или просто машут рукой.
– Я тут знаменитость. Вот как! В Орле такого, наверно, и не увидишь, — смеется почтальон.
Мы приближаемся к концу нашего маршрута, чувствую, что ноги начинают «гудеть»:
– Так, да вот и предпоследний дом остался, Селиховых. Им просто газетку нужно бросить, — говорит Наталья Далекая.
– А что вообще выписывают люди? — Спрашиваю я.
– Выписывают и спрашивают на почте больше всего «Шаблыкинский вестник» — нашу районную газету. Ну и «Орловскую правду» тоже любят. Ой, а очень спросом пользуются журналы про здоровье и о садоводстве. Про дом и огород читают потому, что все почти держат домашнюю скотину — главного кормильца, — рассказывает Наталья Далекая.
– А за годы вашей работы как-то изменилось отношение людей к прессе?
– Ох, в прошлом году, у нас по подписке был план перевыполнен даже. Народ выписывает и газеты, и журналы, и книги даже высылают себе некоторые сельчане. Любят читать, любят. Но вот в чем проблема-то? Читает-то кто? Выписывает-то кто? Лица старшего поколения! Такие как я, вот. Пенсионеры, пожилые и все, кто не умеют пользоваться этим интернетом. Молодежь безразлично относится к подписке. Они все в компьютерах посмотрят, что им нужно. Да и молодых у нас-то не осталось совсем в селе, все разбежались, — делится Наталья Далекая и бросает последний конверт из своей черной сумки в почтовый ящик частного дома.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости