Новости – Люди












Люди
«А какого черта вы вообще залезли в такую дыру?!»

Фото: Ирина Егорова
Корреспондент «Русской планеты» проверила, как в Белгородской области живется тем, кто остался вне цивилизации
5 марта, 2014 18:29
9 мин
Белгородская область занимает первые строчки рейтингов по газификации и безопасности дорог. По первому равных ей в России нет, поскольку газифицировано 99,8% территории, по второму — уступает лишь Новосибирскому региону. Твердое покрытие имеют уже 92,1% дорог. Жители села Солдатского Ракитянского района как раз в числе оставшихся десятых и сотых долей процентов.
От благ цивилизации улицу Лазаревку-2 в Солдатском отделяет ровно 888 метров — туда не довели дорожное полотно и газовую трубу.
Асфальт в Солдатском обрывается в конце Лазаревки-1. Навстречу по бездорожью выбирается женщина, отдышавшись, обтирает галоши о траву, тихо ругая то ли погоду, то ли власть.
– Свекровь у меня внизу живет, — рассказывает Лилия. — Вон какая «дорога», мы, жители, сами и ровняли ее трактором, а толку-то — мужики пьяные на тракторе проехали и вот видите, опять вздыбилось все!
– А как же скорую туда вызвать? – задаю, очевидно, глупый вопрос.
– Ну, какая скорая, вы бы туда поехали? Вот и скорая не поедет, там женщина-сердечница есть, так ей плохо было — на руках на дорогу выносили. Там земли столько! Была бы дорога, люди б заселились, а так поуезжали, — говорит Лилия.
«Мы бы туда не поехали», — отвечаю мысленно на ее вопрос и, оставив машину на асфальте, начинаю нелегкий путь к семьям, отрезанным от таких привычных для самой благоустроенной области России вещей. За мной шмякает по грязи Николай Пойников. Рассказал, что они с супругой переехали сюда из Курганской области 11 лет назад, тогда улица была «живая», сейчас осталось всего восемь семей.
– Алло, что? Да ползу я уже, ползу, — отвечает он по телефону жене.
Мы действительно ползем по чавкающей жиже. Хорошо только дворняге — песик весело скачет по грязи, встречая своего хозяина. Перебравшись через низину, упираемся в первый брошенный дом. Пока он еще в приличном состоянии, но время и дожди сделают свое дело. Дальше еще два пустых дома, уже с признаками разрушения.
Устав просить дорог у властей, люди бросают дома. Их фундаменты и крыши «захватывают» кустарники.

Валентина Михайловна с мужем — одни из немногих, кто остался жить на улице Лазаревка-2. Фото: Ирина Егорова
– Сколько мы жаловались, писали и Савченко нашему, и в Ракитное, главе нашему, мы Путину даже писали, но ничего не меняется, — встречает корреспондента «РП» Валентина Михайловна Пойникова. — Мы с соседкой Людой поехали в райцентр, тогда были выборы, нам показали план, что будет дорога, а потом девушка в администрации сказала «А какого черта вы вообще залезли в такую дыру!» Ну, знаете ли, кто куда может, тот туда и лезет!
Супруги держат двух коров и кроликов, тем и живут. В местном магазине они редкие клиенты, говорят, легче на трассу выйти, «проголосовать» и в Готню съездить.
– Дети утром идут в школу, и ни одного фонарика, зато наш нынешний глава (Юрий Безродный. — Примеч. РП.) приходил ко мне и просил привязать собаку — вот эту шавку, я сказала, делайте свои дела — фонари нам поставьте, дорогу проведите, а он: «Мне легче вас всех в барак переселить, чем дорогу провести!», — эмоционально продолжает женщина.
Примерно в таких же тонах, по ее словам, проходил разговор с местными властями и о газификации. Сжиженный газ купить можно, но централизованной доставкой уже никто не занимается, и надо самим решать, откуда и на чем его везти. Уголь купить тоже проблематично – из-за высокой доли газификации области продавать его практически перестали, угольный склад в Солдатском закрылся.
– Мне предыдущий глава так и сказал: вам что, мало леса? Идите и рубите, — говорит Валентина Михайловна.
После письма Путину, которое жители писали год назад, местные власти зашевелились. На улице появились представители газовой компании и даже собирали подписи с желающих, так и говорили — «по распоряжению президента». Было это весной 2013 года. В следующий раз они пришли только осенью, когда зарядили дожди.
На улице стоит ржавая «семерка». За покосившимся облезлым забором такое же грязное месиво, как и на дороге. На веревках сушатся детские вещи.
– У нас трое детей, мы тут уже пять лет живем, — рассказывает хозяйка дома Нина. — Старший ребенок сестры ходит в первый класс. А на машине ездим только когда дорога сухая, или замерзшая, а так она тут перед домом и стоит.
Навстречу идет дед Гриша, еле перебирая ногами: в одной руке ведро воды, в другой — палка.
– Вчера в магазин ходил, еле дошел, чуть не упал тут, страшное дело, — шамкает он беззубым ртом.
Жилище его — полуразвалившаяся землянка: веранда «поехала», с одной стороны дома кирпичная кладка вывалилась и проглядывает деревянный брус, другая стена подперта балками.

За водой Дед Гриша ходит на колонки, которые установили на улице, примерно, шесть лет назад. Фото: Ирина Егорова
Резко диссонирует с развалюхами аккуратный ухоженный домик новых жильцов. Два года назад жители Готни Юля и ее муж купили его за 100 тыс. рублей.
– Мы здесь бываем наездами, но хотелось бы жить постоянно, — говорит Юля. — Машину оставляем на трассе и идем пешком через поле. Когда покупали, конечно, видели, что дороги нет, но нам же обещают, что будет, будет... Уже сколько лет «кормят» этой дорогой, и газом «кормят»…
Дальше по Лазаревке-2 еще одно пустое и разграбленное жилище, еще сохранившее отпечатки ухоженности — хозяйка даже окна пластиковые вставляла. Теперь окон уже нет, а сама она перебралась к родственникам в центр села. В конце улицы из четырех домов жилым остался только один. В остальных — запустение.
– Условий нет, и им пришлось перебраться в центр, там хибарку двухкомнатную купили, но зато и газ есть и дорога, а тут как детям в школу ходить? — рассказывает местный житель, не пожелавший представиться.
На центральной улице Солдатского брошенных домов тоже немало.

Хозяйка дома год назад перебралась к родственникам в центре села. Фото: Ирина Егорова
– Вон из того дома бабушку на зиму забрали родственники. Раньше до самого пруда улица была, и дома все были жилые, при Союзе молодежь в город уезжала, — продолжает мужчина.
Улица доходит до пруда. В последнее время начали чистить его берега, местные поговаривают, что там хотят построить «баньки для элитного отдыха», потому, дескать, и не делают улицу — ждут, когда участки сами освободятся.
Навстречу нам торопится почтальон Нина: новость о приезде журналиста уже разнеслась по селу.
– Ну, плохо, плохо по грязи ходить, что и говорить, — с ходу начинает она.
– А вы тут как передвигаетесь? — спрашиваю ее.
— Да по буграм лажу, а куда деваться? Соседка даже перестала газету выписывать — меня жалеет, — рассказывает Нина.
— А что выписывала?
— Как что? «Нашу жись»! Если б дорога была, може, люди б и покупали дома, и речка недалеко, свежий воздух, — рассуждает Нина. — А мне Коля предлагал, а ты по загородью ходи! Так там ящиков нема, ну как можно по загородью ходить? Вот велосипеды выдали, а как на нем тут ехать? Мне проще пешком пройти и через мостик, но он в маршрут не входит, получается, что надо возвращаться и объезжать?

Дом, который пришлось оставить многодетной семье, поскольку детям трудно был ходить в школу по бездорожью. Фото: Ирина Егорова
«Основным стратегическим направлением развития области является улучшение качества жизни белгородцев, предусматривающее инвестиции в человека. Поэтому экономическую и социальную политику правительство области строит исходя из того, что главным действующим лицом остается человек, его жизнь, здоровье, всестороннее развитие», — написано в стратегии развития области. Жизнь со стратегиями расходится.
– Посчитали, нецелесообразно вести туда асфальт и газ, — говорит глава администрации Солдатского сельского поселения Юрий Безродный. — По центру улицы проходит водопровод, поэтому нет возможности провести асфальт: жителей там сами видели, а затрат…
По его словам, дома скупили приезжие, и потом, дескать, стали требовать улучшения условий.
– Путину писали еще до меня, я тут недавно работаю, приезжала комиссия по газу, посчитала, что это нецелесообразно, — поясняет глава.
На вопросы о жалобах жителей на грубость и существующий якобы план асфальтирования Лазаревки-2 говорит, что «на тему бараков не разговаривал, а про план не знает».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости