Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Кружево — баловство»

Корреспондент «Русской планеты» отправился в Мценск, чтобы понять, чем уникально и кому нужно местное кружево
Елена Коваленко
6 мин
Фото: Марина Сенина
Мценское кружево — один из самых старых видов кружева на Руси. Оно известно еще с ХVIII века. Сегодня это ремесло не забыто и развивается лишь благодаря «Школе кружевниц», а еще полвека назад оно находилось на грани исчезновения.
На входе в школу кружевниц в Мценске меня встречает преподаватель художественной школы, Народный мастер России Анна Шалыгина. Она проводит меня к экспонатам мастерской кружевоплетения, которые находятся в просторной комнате. Элементы и изделия кружевоплетения всюду: и на стенах, и в специальных застекленных столах, расставленных по периметру комнаты.
– Помещица Протасова, когда она открыла мануфактуру здесь, пригласила двух мастериц из Европы, — рассказывает Анна, — и моментально 1200 мастериц стали работать на этой мануфактуре под их наставничеством.
Открывшееся в ХVIII веке производство кружева стало самым крупным в России. Спрос на него был велик не только в российских городах, но и за границей. Кружево поставляли в Турцию и Англию. У мануфактуры, по словам Анны Шалыгиной, было такое количество заказов, что мастерицы не успевали их выполнять.
– Александр Тарачков писал, что девушки и женщины в Мценске очень прилично одевались. Они не только красиво наряжались в кружева, но и приносили доход своим семьям. Кружевоплетением занималась не только женская часть населения, но и мужчины. Сезон заканчивался, у нас же сельскохозяйственный городок, сильный пол тоже начинал помогать в этом деле, потому что оно приносило существенный доход в семью, — рассказывает Анна.
В ХVIII веке нередки были случаи, когда девушка-сирота, освоившая кружевоплетение, к моменту выхода замуж имела за плечами достойное преданное и не одну сотню рублей.
– По тем временам за 250 рублей можно было купить дом. Опытная кружевница могла заработать эти деньги за год, — говорит Анна.
В начале ХХ века княгиня Анна Тенишева открывает в Мценске первую школу кружевниц для девочек от 8 до 12 лет. Их там учат и рукоделию, и грамоте, и технике рисунка.
– Даже когда открылась школа кружевниц княгини Тенишевой, опять-таки приглашается из Мариинской школы (Мариинская практическая школа кружевниц основана по воле императрицы Марии Феодоровны в 1883 году в Санкт-Петербурге, — РП) мастерица, чтобы она повысила уровень кружевоплетения во Мценске. Но в тот период из Мариинской школы всюду разъезжаются мастерицы, и они несут что-то свое, чему их научили. Опять-таки девушки учатся, изучают кружевоплетение, но возвращаются домой и повторяют узор, который они плели исторически на своей земле. Кстати, один узор шел только для детской одежды, другой для блузок, для украшения, третий — для постельного белья.
Фото: Марина Сенина
В годы оккупации, с 1941 по 1943 годы, школа кружевниц прекратила свою работу. Почти все старинные экспонаты кружева уничтожены.
– У нас в Мценске не было кружевоплетения 70 лет. Этот промысел совсем захирел. Как говорят, до войны еще можно было увидеть кружевниц, которые выходили и что-то плели. А после войны совсем исчезли. Возрождаться кружевоплетение начало лишь в 1992 году. Была соответствующая программа. Под нее попали ливенские гармошки и мы. Благодаря ей удалось открыть школу кружевниц. Когда открыли школу, дети, которые приехали сюда с родителями, или потом здесь родились, шли учиться. Местных корешков практически не было. Вот, получается, насколько убили то, что было. Потом здесь нужны были рабочие руки на заводах и где-то еще, а кружево — баловство.
Мы с Анной Шалыгиной подходим к витрине с экспонатами кружева соседних областей. Здесь работы из Вологды, Ельца и Михайлова. Мастер отмечает, что елецкое кружево «пошло» от мценского. Елец в ХVIII веке входил в Орловскую губернию. Мастерицы с мануфактуры помещицы Протасовой передавали свой опыт и в соседний городок.
– Особенность кружева в том, что оно одно из самых архаичных кружев. Потому что здесь большая связь была с язычеством. Я хоть и говорю, что с ХVIII века у нас кружево плели, но есть исследования Тарачкова, который писал в 1868 году: «В бытность мою во Мценске мне показывали изумительные работы мценских рукодельниц. Не только современные, но и те, которые были сделаны боле, чем 150 лет назад». Вот и получается, что минимум с 17 века уже плели у нас кружева. И несмотря на то, что мануфактура помещицы Протасовой работала чисто вся на иностранных, на импортных сколках (технические рисунки-схемы будущих изделий — РП), но все равно продолжалось плетение нашего архаичного кружева, где много геометрических рисунков. Каждый рисунок что-то означал, он что-то нес свое, обережное.
– Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали. Конечно, когда плели нитями заграничными, то и изделие получалось другим, потому что нити шелковые: более тоненьким, легким, — рассказывает старший научный сотрудник «Мценского краеведческого музея» Наталья Посаженникова. — Нити из-за границы были очень дорогими. Когда их покупали — взвешивали. Привозили во Мценск, мастерицы плели изделие, а остатки нитей снова взвешивали и изделие тоже. Так смотрели за тем, чтобы не было воровства на мануфактуре.
– Мы занимаемся уже 22 года. Чтобы обучить человека кружевоплетению, нужна группа по 10 человек. Сейчас у нас так и есть. Раньше было пять групп, сегодня четыре группы, — рассказывает Анна Шалыгина. — С детьми, когда начали работать, работали с двенадцатилетними. Но чем раньше ребенок начинает работать с коклюшками (деревянные палочки, на которые наматываются нитки для плетения кружева — РП), тем в более взрослом возрасте у него моторная скорость развивается лучше. Если человек во взрослом возрасте пришел в кружево, он такой высокой скорости не достигнет. Поэтому в школу мы стали набирать уже с семи лет.
Анна Шалыгина проводит меня в центральную комнату школы, где занимаются кружевоплетением. Вдоль стен узкой и длинной комнаты — стулья. Перед ними — подставки с подушками в форме валика. Подушки накрыты материалом: чтобы пыль не садилась на готовое кружево.
– Когда дети постарше были, были крупнее работы. Курс был рассчитан на три года. Когда стали приходить семилетние, мы занимались с ними больше. Сейчас у нас пятилетняя программа обучения. По окончанию выдаем свидетельство.
Анна Шалыгина помогает детям плести. Фото: Марина Сенина
Спрашиваю, что сегодня плетут в школе кружевниц, и какие изделия пользуются большей популярностью среди учеников.
– Плетем и салфетки, и закладки, и подарки мамам. Сейчас очень популярны те работы, которые можно вставить в рамку. Раньше делали только картины, вышивку — это было популярным. Сейчас кружевоплетение. И очень красиво получается. Маленькие работы у нас идут на выставку. В этом году отправляли сумки. Нашили сумки, а как украшение — кружево. Очень даже красиво получилось.
В мастерскую кружевоплетения входят первые ученики: Анжела и Максим. Дети бросают свои рюкзаки на стулья и начинают подготавливать рабочие места: наматывают на коклюшки нитки, поправляют валики на подставках.
– Когда к нам в школу пришли, я увидела, что здесь делают такие изделия. Анна Алексеевна надела свою жилетку из кружева, она мне очень понравилась. У меня мечта сплести какой-нибудь зонтик и маме подарить, ей это очень нравится, — рассказывает четвероклассница Анжела Ушакова.
Анна Шалыгина говорит, что Максим пришел в школу кружевниц осенью. Но официально заниматься он будет с нового учебного года. Пока только осваивается.
– Мне Анжела показала кружево. Это очень красиво, и я захотел научиться этому. И тем более мне Анжелка сказала, что Анна Алексеевна мальчиков в школе приветствует, ну я и пошел. Я знаю, что мужчины тоже делали кружевные изделия: ну там, сети плели. Я скоро, на следующую весну, сделаю кружевную выставку. Мне говорят, что это будет шок, что мальчики тоже занимаются, — рассказывает Максим Кутепов.
– Не сразу, но мальчишки стали ходить, в конкурсах учувствуют. Раньше близнецы даже занимались. Пока они в начальных классах, ходят с удовольствием. Потом переходят в старшие классы и перестают посещать школу,— добавляет Анна Шалыгина.
Фото: Марина Сенина
Занимаются сегодня в учреждении и взрослые люди. Их немного, но для школы кружевниц они — ценные мастера.
– У нас часто приходят взрослые со своими детьми: посмотрят на работы детей и тоже им хочется сделать такое. Тоже плетут. У нас есть две бабушки, они давно уже занимаются, одни из первых учились здесь. Это наш костяк, — говорит Анна.
Анна Шалыгина садится за рабочее место. Показывает процесс кружевоплетения на примере будущей жилетки. На подушку-валик крепится сколок. При тканье используется всего две нити — основная и уточная, при плетении — множество. В некоторых работах их может быть больше пятидесяти. Каждая нить наматывается на отдельную палочку — коклюшку. Вставляя булавки в специальные точки-пометки на сколке и перекидывая коклюшки, переплетают нити.
– Рисунки-сколки делаю я сама. Иногда хочется сплести чужую работу. Но это же не мое, откладываю. Все, что плетется у нас в школе, разработано либо мной, либо мценскими мастерицами, — говорит Анна.
Я подхожу к детям. Максим плетет необычного фиолетового кота, Анжела — салфетку.
– Это уже вторая моя работа. Еще три-четыре занятия и я ее закончу, — говорит Анжела.
Постепенно комната кружевоплетения заполняется молодыми мастерицами. Каждая из них готовит рабочее место, а после садится за плетение. Перезвоном коклюшек наполняются все школьные помещения.
Сегодня коклюшки для школы кружевниц изготавливает только один мценский мастер.
– У нас пока есть мастер. Он был учителем труда и у него есть маленький станочек, на котором и делает коклюшки. И вот он нас пока выручает. Делает самые дешевые коклюшки в России — по 10 рублей, — рассказывает Анна Шалыгина.
– А какие предпочтительно нитки использовали и используют мценские кружевницы?
– Елец — предпочтительно шелк, раньше. Вологда — раньше только лен. Мы — из-за неимения льна плетем из всего, что есть: все, что крепкое, не ворсится. Делались работы из шерстяных ниток, но это не прижилось.
Интересуюсь, изготавливает ли школа мастериц кружевоплетения продукцию на заказ, как мастерская ливенской гармошки.
– Мы не завод, мы штамповкой продукции не занимаемся, но заказы выполняем. К нам обращается и местное население, и из-за границы заказы приходят. Вот два года назад заказ делала в Израиль — для свадебного платья украшение. Мне присылали выкройку. Я с ней работала, разрабатывала детали. Мастер одобряла, и потом это все оформлялось. Цена работы складывается из ниток, которые используются в работе, сложности рисунка.
Здесь, наряду с вещицами, которым уже более полувека, есть и те, которые были сделаны совсем недавно. Почти любое понравившееся изделие можно сразу же приобрести.
– У нас, в основном, проходит реализация изделий на выставках — на выездных. Но и к нам люди приезжают очень часто. Бывают экскурсии из Москвы, Тулы... В провинцию едут охотно посмотреть на промыслы. Летом особенно много заказов на изделия из кружева. Мы связываемся с нашими мастерами, они выполняют, продаем. Туристам очень нравится кружево, — говорит Наталья Посаженникова.
– Не очень дорогие вещи расходятся хорошо, дорогие хуже, что очень жалко, конечно. Фабричное кружево делается на станках. Цена у таких изделий — бюджетная. А на коклюшках — ручная все же работа. Цена за нее высокая,— добавляет директор «Мценского краеведческого музея» Елена Матвеева.
Директор музея подводит меня к витрине с кружевными воротниками. Рассказывает о стоимости изделий.
– Эти воротнички стоят 2800. Это божеская цена. Им цена вообще 4000–5000 рублей.
Рядом другой экспонат — крестильный набор. В него входят детская рубашка, шапочка, салфетка и полотенце.
– Цена такого набора у нас 900 рублей. В прошлом году он стоил 4500 тысячи. Но там было коклюшечное кружево, а это уже нет. На шапочке даже ангелы были. Изумительная работа, — рассказывает Наталья Посаженникова.
Одним из самых дорогих изделий мценских рукодельниц является скатерть. Она сплетена на коклюшках. Ее стоимость — 25000 рублей. Самые дешевые изделия из мценского кружева — салфетки, платки, мешочки.
Цена этой скатерти — 25 тысяч рублей. Фото: Марина Сенина
– Салфетки продаются, косынки. Косынки 250 рублей стоят всего. Их в храм берут, чтоб пойти. Мешочки с кружевом — по сто рублей. В основном, конечно, в качестве сувениров приобретают изделия, — рассказывает Елена Матвеева.
– Такой подарок не только приятен и просто красив, но его еще можно передавать из поколения в поколение, как, например, кружевные подвязки. Своей дочери обязательно куплю такую к свадьбе, — говорит Наталья Посаженникова.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
6 мин