Новости – Люди












Люди
«Если скажешь, что с ребенком, к тебе вообще никто не приедет»

Фото: Игорь Михалев, РИА Новости
Устав дождаться такси по утрам, корреспондент «Русской планеты» сама устроилась таксистом
6 февраля, 2014 15:59
10 мин
Когда я вызываю такси в Нефтеюганске, мне почему-то постоянно не везет. В ответ я часто слышу от диспетчера: «Извините, девушка, у меня в этом районе машинок сейчас нет» или «Придется подождать минут 20». Но где 20 минут, там и 30, и 40. И уже некуда торопиться, потому что везде опоздал. Чтобы выяснить причины, я решила немного поработать таксистом. Водительские права я получила относительно недавно, полгода назад. Тогда же купила небольшую, но удобную для города машину с большим восклицательным знаком на заднем стекле — «чайник».
Поднимаюсь на второй этаж офисного здания, натыкаюсь на открытую дверь, а за ней ничего не видно. Дым столбом, дышать нечем. Приглядываюсь: сидят за столами две женщины — курят. Одна успевает принимать заявки по телефону, отправлять машины, разговаривать с другой. Спрашиваю: вам водители с личным автомобилем требуются? — Нет, не требуются. Иду дальше по коридору. Меня встречает взглядом темноволосый парень. «Вам водители с личным автомобилем требуются?» По лицу видно, что требуются, но он качает головой: мол, не женское это дело.
Ладно, поеду дальше. Недавно в городе начала работать новая фирма, попробую устроиться туда. Первый вопрос, который мне задали: какая у меня машина?
– «Шевроле Авео» (хэтчбек).
– Заполняйте анкету и договор.
– У меня водительский стаж всего полгода, ничего?
– Ничего страшного. Заполняйте.
– Какие у вас условия оплаты услуг?
– 15% с заявки. Стоимость по городу от 70 рублей. В час пик наценки.
Условия для водителя не очень выгодные. Зато как клиента меня бы это такси вполне устроило. К тому же, здесь предлагают дисконтную карту за 100 рублей, по которой можно ездить со скидкой 15% от стоимости заказа. Она окупится меньше, чем за 10 поездок.
График меня устроил: когда хочу, тогда и подключаюсь к программе, начинаю работать. И перестаю работать, когда посчитаю нужным. Теперь понятно, почему страдают жители города — оператор не гарантирует достаточное количество машин на линии в часы пик.
Заставить насильно водителя выйти на линию работодатель не может: будешь давить — разбегутся в другие фирмы. В «моем» такси действует стимулирующая наценка в утренние часы, операторы присылают водителям подбадривающие sms типа: «Заказов утром очень много, клиент торопится в дорогу!».
После выполнения всех необходимых процедур я готова к выходу «на линию». Как рассказала диспетчер Ирина, в рабочие дни заявки поступают волнообразно: аврал начинается утром примерно с 7:00 до 9:00, когда люди спешат на работу, в обед с 12:00 до 14:30 и вечером с 16:30 до 20:00. Остальное время протекает без особенностей, в нормальном режиме.
В соответствии с полученными рекомендациями рабочий день я начала в 6.00. Полчаса ушло на прогрев и очистку автомобиля от снега. Не успела я подключиться к программе, как одна за другой посыпались заявки. Но все с другой окраины города. Рассуждаю как таксист — ехать туда невыгодно, подожду заявки из ближних районов. Не прошло и 5 минут, как поступил мой первый заказ, причем с соседней улицы. Быстро подъехав, обозначаю в программе, что я «на месте», и жду клиента. Через несколько минут вышел молодой человек с большой сумкой. Неуверенно открыл переднюю дверь:
– В Сингапай, пожалуйста. На базу «Юганскнефтегаза». Не ожидал встретить девушку в машине, да в такую рань.
– Я что–то не припомню в Сингапае такую базу. Покажете? — сознательно не отвечаю на замечание клиента.
– Конечно, покажу!
– А вы куда, если не секрет, с такой сумкой? На вахту?
– Да, у нас там сбор. Сколько езжу на такси, в первый раз меня девушка везет, — не унимается парень.
– Значит, у вас сегодня будет удачный день.
– По крайней мере, необычный. Я уже думал, что мне больше нечему удивляться. Но вы меня удивили.
Так я заработала свои первые 215 рублей. Телефон разрывался: на линии всего 4 машины. Выбираю ближайший адрес по пути моего следования. Улица Чехова, 2А. Частный сектор, здесь без навигатора не обойтись. Чехова, 2, 4, 6, с другой стороны, как водится, нечетная нумерация. Где же 2А? Отметила в программе, что я на месте, в надежде, что дом затесался где–то между собратьями. Идут драгоценные минуты. Никто не выходит. Запрашиваю связь с клиентом:
– Подскажите, пожалуйста, где находится ваш дом? Я стою около второго дома, 2А не вижу.
– Вы поверните сейчас направо, наш дом напротив Кедровой, 43.
– Ничего не понимаю, — говорю своему новому пассажиру. — Это же Кедровая улица. Как здесь снова оказалась Чехова?
– А я почем знаю? По логике, конечно, должна быть Кедровая, а по документам — Чехова, 2А. Сколько раз можно объяснять таксистам, где находится мой дом! Многие уже знают. Но вот находятся такие… как вы.
– А по мне, так можно сделать проще. Заказывать такси на Кедровую, 43, и никаких проблем не будет.
В этом же микрорайоне, где я освободилась, беру заказ: женщина с двумя детьми едет в детский сад.
– А почему вы не указали в заказе, что вы с детьми? У меня нет детских кресел. Могут оштрафовать, — говорю я.
– Потому что утром и так долго приходится ждать такси, а если скажешь, что с ребенком, к тебе вообще никто не приедет. Редко у кого из водителей есть детские кресла, все отказываются. Я вас сегодня сорок минут ждала.
Действительно, в такси о женщинах с детьми мало заботятся. При устройстве на работу мне даже слова не сказали о том, что необходимо иметь детское кресло или специальные удерживающие устройства на ремнях. В то же время спрос на услуги такси среди этой категории клиентов, судя по заявкам, очень большой. И забирают их в последнюю очередь.
По словам руководителя одного из агентств перевозок Екатерины Южаевой, выбор — выезжать на такой заказ или нет — остается за водителем:
– При устройстве на работу в наше агентство водители заполняют анкету, в которой есть вопрос, оборудован ли его автомобиль детскими креслами. Эти сведения используются в программе при распределении заявок. Кроме того, в заявке обычно указывается, что клиент с детьми. И водитель сам принимает решение, брать ему эту заявку или отказаться. Мы не контролируем этот процесс и не устанавливаем правил.
По официальным данным, предоставленным ГИБДД по г. Нефтеюганску, в 2013 году в городе зарегистрировано 4 257 нарушений правил перевозки детей. Если говорить о такси, то нарушают в основном так называемые «бомбилы». Машины компаний, оказывающих услуги перевозки пассажиров, проходят плановые и внеплановые проверки, они чаще всего оборудованы адаптерами на ремнях безопасности или детскими креслами. Сотрудники ГИБДД даже придумали акцию «Ребенок — главный пассажир», в ходе которой дежурят на подъездах к дошкольным и школьным общеобразовательным учреждениям и проверяют практически все автомобили, подъезжающие с детьми.
Владелец такси «Вездеход» Николай Малаки считает, что проблема преувеличена:
– Проблемы возникают тогда, когда пассажиры едут с 2-3 детьми. Таких автомобилей в фирме несколько, по утрам они часто заняты, поэтому время ожидания увеличивается. Бывает, водитель отказывается везти мамочку с детьми, если его об этом не предупредили. Я строго отношусь к соблюдению правил безопасности моими сотрудниками и не могу заставлять водителя нарушать их.
За утро можно сделать до шести заявок максимум, несмотря на то, что протяженность города из одного конца в другой по объездной дороге всего 8 километров: утром город стоит в направлении промзоны, а вечером — наоборот.
По мнению Николая Малаки, такие пробки и есть главное объяснение проблемы вызова такси по утрам. И задавать вопросы необходимо администрации города, а не таксистам:
– Сколько бы ни было в компании автомобилей, они эту проблему не решат, так как все будут стоять в пробках. Осенью прошлого года проходила встреча администрации города, представителей технадзора и таксистов. Мы предлагали решить вопрос с пешеходными переходами по улице Нефтяников и Владимира Петухова, которые и создают пробки. Их можно сделать подземными или надземными, например. Также я лично предложил организовать реверсивное движение в районе торгового комплекса «Норд», что облегчило бы движение в утренние и вечерние часы. Но пока только эти вопросы никак не решаются.
К 9:00 водители выспались, и на линию вышла уже двадцать первая машина. Но основной поток клиентов, порой с большим опозданием, доставлен в место назначения. В эфире постепенно наступила тишина: можно заехать домой, попить чай.
В течение дня я отвезла одного за другим двух парней с жутким перегаром после вчерашнего веселья. Общаться с ними не хотелось. Но когда после них в машину сел прилично одетый молодой человек и тоже с запахом, я не выдержала:
– Вчера какой–то праздник был? Вроде бы середина недели.
Да, действительно, он вчера отдыхал с друзьями. А сегодня едет на работу и совсем не ожидал, что останется запах. Явно забеспокоился и попросил заехать в аптеку, чтобы купить жвачку. В машине стало легче дышать. Беспокойство клиента было оправдано — он ехал на одно из предприятий «Юганскнефтегаза», а там любителей выпить не держат.
Пассажиры (и мужчины, и женщины) просят дать личный номер телефона, чтобы потом не вызывать машину через оператора. Так и быстрее, и надежнее. Похоже, что женщине-таксистке больше доверяют. «И машина чистая и ухоженная, — отмечают клиенты. — Приятно ездить». Вырученные деньги вполне покроют мои расходы на бензин. Но профессионального таксиста из меня, похоже, не получится. Не женское это дело.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости