Новости – Титульная страница












Титульная страница
«Такие дома раньше вообще сжигали»
Фото: Дарья Соловьева
Корреспондент «Русской планеты» посетила «коммунальный ад» на Буммаше
12 декабря, 2013 17:46
5 мин
Формула «мой дом — моя крепость» — явно не для жителей коммуналок на Воткинском шоссе. Свои жилплощади, которые они делят с тараканами, крысами и мышами, жильцы не считают крепостью ни в прямом, ни тем более в переносном смысле. Если о какой крепости и стоит говорить в их ситуации — так это о крепости духа. Жильцы убеждены, что их дом скоро рухнет, и обвиняют в ужасных условиях коммунальщиков.
Эти дворы с коммуналками в районе Буммаша называют «пьяными». За что и когда их так прозвали, уже никто не помнит. Но сейчас они точно соответствуют своему названию. Около одного подъезда, несмотря на холод, гогочет явно крепко подвыпившая веселая компания. Почему они не заходят в подъезд, у которого нет дверей, становится ясно, как только оказываешься внутри.
Вместо привычного бетонного пола на первом этаже наложены доски, под лестницей вместо стены зияет дыра, из которой исходит зловоние. Жильцы ее приспособили для мусора, и сейчас там хорошо только тараканам.
- А у нас двери не принято ставить, — объясняет Оксана Воронова. — Их потом выносят наши алкаши на металлолом. Да и от кого нам закрываться? Прятать нечего.
В квартире условия не лучше, чем в подъезде. Под потолком сушится белье. Две газовых плиты, стол, в углу одинокая раковина — вот и все хозяйство. На стенах облазит ядовито зеленая краска. На полу пузырится линолеум. Часть дыр в полу жильцы «залатали» досками так же, как в подъезде. Подвальный затхлый запах доносится и сюда. Картину дополняет черная плесень по углам.
- Смотрели передачу по телеку, про плесень? — ловит взгляд корреспондента «Русской планеты» Любовь Широбокова, еще одна жительница многострадальной квартиры. Там говорили, что такие дома раньше вообще сжигали, а мы здесь живем.
Жить по соседству с плесенью действительно опасно, считают специалисты. Особенно, если в семье есть дети, старики, люди с ослабленным иммунитетом.
- Споры грибка часто становятся причиной развития инфекционных заболеваний, поражающих в основном дыхательную систему, — говорит Наталья Аксенова, эколог.
Возбудители инфекции могут распространяться с током крови и поражать другие внутренние органы, в частности, спровоцировать почечную и печеночную недостаточность, менингит, остеомиелит, миокардит и другие тяжелые нарушения здоровья.
В том, что жить по соседству с плесенью чревато последствиями, жильцы убедились на собственном опыте.
- Моя дочь очень тяжело болела, — делится Оксана. — В 16 лет она умерла. Когда мы разговаривали с врачом после случившегося, он спросил, в каких условиях мы живем, я рассказала и про плесень. На что он мне ответил, что жить здесь было категорически нельзя. Плесень только усугубила болезнь.
Оксана замолкает на полуслове. Взгляды женщин устремляются в одну точку. Из душевой выползает жирный слизень и начинает спокойно пересекать кухню.
- Да вы не пугайтесь, они безобидные, мы почти каждое утро их вылавливаем. Гораздо страшнее было, когда нам пришлось ловить фекалии. Под нами проходит канализация, — тычет пальцем вниз Любовь Николаевна. — Прошлой зимой там, видимо, трубу прорвало, и человеческие отходы начали бить из унитаза и душа. Огребались целые сутки. Еле дозвонились до аварийки. Но спасать нас отказались, потому что наша управляющая компания не заключила с ними договор. Только когда начальники компании приехали сами, тогда они выслали нам специалиста. И то приехал не слесарь, а электрик.
Сколько всего было управляющих компаний, которые брали коммуналки под свое крыло, жильцы сбились со счета.
- Коммунальщики все время передают нас друг другу, — вздыхает Оксана. — Как в карты играют. Только проигрывают живых людей. Видите, потолок уже накренился и стена выпирает. Вот когда мы вниз провалимся или на нас верхние этажи упадут, тогда зачешутся.
В подъезде в дыре с мусором сидит крыса. Мимо нее весело пробегают школьницы. Кажется, им все равно.
- Вы не боитесь крыс? — спрашивает их корреспондент «Русской планеты».
- Неа, — мотает головой одна и отворачивается. А вторая деловито, совсем по-взрослому «доводит до сведения»:
- А мы скоро, тетенька, переезжаем. Нам теперь не страшен вообще никто.
- А сколько вы здесь жили?
- Три года, — загибает пальцы девочка. — Теперь у меня будет своя комната.
Этой школьнице и ее родителям явно повезло. Вырваться из стен коммуналок не так просто, как кажется. Бежать сломя голову удается чаще всего молодежи, у которой еще есть силы, а главное финансы, чтобы противостоять коммунальному бытию и попробовать жить иначе уже за его пределами.
- Сегодня «вороньи слободки», с одной стороны, «перевалочный пункт», например для семей, которые только приехали в город и не могут себе позволить купить квартиру или дом, но копят деньги, — считает Наталья Бармина, историк. — С другой стороны, это территория социальной «резервации». Что это значит?! Жильцы коммуналок — люди, которые застряли там, похоже, уже навсегда. Как правило, у большинства из них низкий уровень образования, соответственно, небольшой достаток.
Настоящий кошмар в коммуналках на Буммаше начался в 90-е годы, когда у жильцов появилась возможность приватизировать комнаты. Кто тогда мог, нашел себе другое жилье, а старое начал сдавать за кругленькую сумму желающим. Всем.
- Собственников понять можно, они хорошо навариваются на этом деле, — разводит руками Елена Шмидт. — Но кто поймет нас? Ведь подселяются совершенно разные люди. И наркоманы, и проститутки, и мигранты. Наш двор считается одним из самых криминальных.
Елена получила комнату в этом доме еще 20 лет назад. Она из тех «последних героев», которые стерпели все испытания, не сбежали, и остались доживать здесь свой век, просто потому что уйти некуда, но, похоже, и у нее нервы на исходе.
- Сноха с внучкой уехали отсюда в деревню. И правильно. Как тут жить?! 14 человек в 5 комнатах. По утрам очередь в туалет и ванну. Из-за кухонной плиты скоро драки начнутся. Я только набегами готовлю, лишь бы никого не видеть. Я уже не говорю о таких мелочах, как блохи и тараканы, которые толпами бегут к нам из подъезда. Комары летают даже в минус 30: в подвале вода. Зимой в подъезде одно «развлечение»: на стенах сосульки растут, нам ни в какие пещеры на экскурсии ехать не надо, чтобы на сталактиты смотреть.
Недавно у коммуналок появилась новая управляющая компания. Жильцы только разводят руками и недоверчиво ждут, что же будет дальше.
- Дома были приняты в управление в ужасном состоянии, без средств на счете, без ремонтов, — утверждает в беседе с корреспондентом «Русской планеты» Антон Люкшин, директор МУП СпДУ. — Дома находились в управлении предыдущей компании на основании конкурса. По сути ими никто не занимался, да и сами собственники не проявляли инициативу — в домах до выбора нашей компании не было даже инициативной группы. А ведь движение дел зависит именно от жильцов. УК — всего лишь исполнитель их пожеланий.
Вывести живность, высушить «болото» в подвале, привести дома в норму нынешняя УК считает возможным.
- Мы составили акты технического состояния, в которых отображено состояние всех конструкций и систем домов. Решением общего собрания собственники определили план работ на 2013 – 2017 годы. Часть из них мы уже сделали: заменили магистральные трубопроводы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и канализации по подвалу, установили почтовые ящики, обустроили контейнерную площадку, а в одном из домов поставили входную дверь в подъезде. Помощь аварийным домам, подобным этим, в небольшом объеме оказывает бюджет. В 2013 году было выделено 17,6 млн рублей, при этом потребность на сегодняшний день составляет 177 миллионов.
Чтобы восстановить только один дом, провести ремонт от и до, нужно порядка 5 млн рублей. Собственники уже начали собирать средства по статье «Капитальный ремонт». Но пока собрали не так много: каждый дом накопил всего лишь около 1% от всей суммы.
Сейчас у собственников есть как минимум 3 варианта развития событий. Если они хотят, чтобы коммуналки расселили, они должны провести экспертизу и доказать, что их дома аварийные. Такой статус в городе получили уже более 150 домов. Второй вариант — принять участие в федеральной программе по капремонту. В этом случае раскошелятся на ремонт не только жители, но и государство. То есть проблема будет решена с помощью софинансирования. И третий — воспользоваться новой системой проведения капремонта: копить деньги или на специальном счете, или на счете регионального оператора, то есть в «общем котле», как советует УК. Жильцам будет сложно самостоятельно в срок собрать нужную сумму на капремонт, поэтому делать это лучшее сообща. Чтобы ускорить процесс, можно платить дополнительные взносы на проведение работ. Но какой бы вариант ни выбрали жители коммуналок, для начала им нужно расплатиться с долгами за квартплату. Один из домов задолжал уже более 100 тыс.
- Некоторые соседи так разозлились на коммунальщиков, что не платят просто из принципа, — вздыхает Любовь Николаевна. Мы столько лет «вбухивали» деньги и надеялись на перемены, а воз и ныне там. Вы же сами видите, во что превратили и дом, и нас.
«Воз и ныне там» — излюбленное выражение всех жильцов этого дома. Такое ощущение, что они зазубрили ее всем скопом. Этой фразой они заканчивают любую историю о своем «житье-бытье» в коммуналке. Уже и не задумываясь, почему действительно «воз и ныне там».
- Однажды ко мне знакомая приехала из «КГТэшки», — рассказывает Оксана. Когда она зашла в дом, долго не могла закрыть рот от удивления. Говорит: «Я думала, наш дом самый позорный. Оказывается, ошибалась. Как вы тут живете-то?»
- Так как вы тут живете? — спрашивает напоследок корреспондент «Русской планеты».
- Вот как-то так, — смеются женщины. — И дверь железную поставили, и тарелку телевизионную повесили, чтобы все как у людей было.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости