Новости – Титульная страница












Титульная страница
«Мы для них не существуем»

В родном Комсомольске спектакли театра популярностью не пользуются. Фото из архива КнАМа
Корреспондент «Русской планеты» пообщался с творческой группой самого известного в Европе комсомольского театра
22 февраля, 2014 18:23
4 мин
Через комсомольский театр КнАМ за 28 лет его работы прошло множество ярких творческих людей. Десятки дальневосточных музыкантов выступали на его сцене. Сотни детей учились здесь в театральной лаборатории. Кнамовцы ставили спектакли по произведениям Радзинского, Пригова, Достоевского, Сартра, современных российских драматургов. В последнее время здесь обратились к редкому театральному жанру — документалистике.
Искусство разбудить человека
На сегодня коллектив КнАМа состоит из пяти человек, включая его режиссера и создателя Татьяну Фролову. Театр не коммерческий и бурно кипящая творческая жизнь труппы сопровождается борьбой за материальное выживание. При этом в своем родном городе творчество труппы мало кому интересно. Зато количество зарубежных гастролей, проходящих с неизменных успехом, КнАМ уже давно перестал считать.
Татьяна Фролова сравнивает современную культуру с кубиком, которым можно поиграть не напрягаясь. Искусство же 21 века должно, по ее мнению, стать — будильником, который разбудит человека.
Творчество труппы заметили и в Кремле. Утром, 29 января, в театр принесли правительственную телеграмму с приглашением Татьяны Фроловой на расширенное заседание совета по культуре при президенте.
Кроме нее с Дальнего Востока туда позвали еще только режиссера Хабаровского ТЮЗа. А среди более чем трех десятков мужчин, приехавших в Псков, где проходило мероприятие, Татьяна была единственной женщиной-режиссером.
Пригласили Фролову даже несмотря на то, что последний спектакль КнаМа «Я – есть» затрагивает современные политические реалии, а на театральном проекте «Новая пьеса» в Москве и вовсе отказались показывать эту работу, вдохновением для которой стали президентские выборы 2012 года.
– Я поняла, что нужно разбираться, почему мы так живем, — говорит Татьяна Фролова. — И мы нашли причину.
По мнению режиссера, все дело в плохой памяти. Наше общество можно сравнить с человеком, страдающим от болезни Альцгеймера. Такой социум легко подчинится ярко выраженному вожаку, не будет бунтовать против ограничения свободы и системы поощрений и наказаний.
Недавно театр вернулся после трехмесячных гастролей по Франции и Швейцарии, где спектакль был показан 29 раз и всегда при аншлаге. Часть представлений прошла в рамках большого фестиваля «Под запретом» в Лионе, на котором театры из Африки, Европы и Азии говорили о «подцензурных» в их государствах темах.
– Мы сильно переживали, везя в Европу такую специфическую для российской действительности работу, — рассказывает РП актер Владимир Дмитриев. — Предыдущие гастроли создали нам реноме, на нас возлагали определенные надежды. Однако мы хорошо поработали над адаптацией и переживания оказались напрасны. Зритель нас понял. А чтобы донести до европейцев дикую удаленность КнАМа от центра России, была нарисована карта, на одной стороне которой Москвы, на другом Комсомольск и соединяющая линия с указанием расстояния — 8500 км. Играли на русском с субтитрами и синхронным переводом одновременно.
Особая роль в спектакле у 10-летнего мальчика Гоши Фролова, олицетворявшего надежду на осмысленное будущее. Для гастролей он был записан на видео, а озвучил текст Григория его французский ровесник Владимир Гэйн, мальчик с русскими корнями, с семьей которого театр познакомился еще в 2009 году, в Валансе.
– Многие люди во Франции, посмотрев спектакль, влюблялись в Россию. Они буквально плакали, — продолжает рассказ режиссер КнАМа. — Одна молодая француженка даже захотела приехать в Комсомольск. Другие французы кричали — если с вами случится что-то плохое, мы выйдем за вас на манифестацию!
Пустое место
Актеры КнАМа после завершения каждой работы зрителей всегда приглашают остаться и обсудить спектакль. Для этого в театре есть отдельный зал. Европейских импресарио привлекла, в том числе, и эта «кнамовская» особенность взаимодействия с публикой. Но в родном Комсомольске театр давно ощущает дефицит зрителей.
– Где-то с начала 2000-х годов посещаемость театра пошла на спад, — говорит Владимир Дмитриев. — В Европе был успех за успехом, а здесь к нам стал ходить только небольшой круг друзей театра. В 1998 году мы играли пять раз в неделю, и всегда видели разных людей. Билеты продавались на месяц вперед. Сейчас у нас вполне достаточно три раза показать премьеру. На большее количество спектаклей публики не наберется. Наш зритель продолжает покидать Комсомольск. Уехали и воспитанники КнАМа, с которыми мы занимались в театральной студии.
Из когда-то «города Юности», сейчас все больше превращающегося в город пенсионеров, в другие города перебирается наиболее талантливая молодежь — реализовывать свои способности и зарабатывать деньги.
–Основой общества всегда должна быть культура, — уверена Татьяна Фролова. — Когда идешь по Парижу, понимаешь, что парижане любят свой город, культура пронизывает его, она служит на благо человека. У нас же сейчас вперед выходят принципы современной жизни: «хватай, отталкивай, думай не о других, а только о себе». Это разрушает людей.
Результатом работы Совета по культуре и искусству при президенте, возглавляемого Владимиром Толстым, советником Владимира Путина, должен стать документ о культурной политике в стране. В числе его разработчиков Карен Шахназаров, Александр Архангельский, Владимир Спиваков, Валерий Фокин, Евгений Миронов.
– Не знаю, верю ли я власти. Пока что у меня негативное отношение к ней в целом, — продолжает Фролова. — Чиновники у нас всегда хотели, чтобы искусство говорило их языком. Хотя на прошедшем совете президент несколько раз подчеркнул, что недопустимо лезть во внутренние дела художника, устанавливать ему рамки.
Среди приоритетов, о которых говорилось на встрече с режиссерами — возрождение театральных занятий в общеобразовательных школах, субсидирование театральных гастролей и предоставления равных возможностей доступа к новым театральным веяниям. Чтобы, например, комсомольчане могли смотреть спектакли знаменитых столичных театров, а не только коммерческие антрепризы, которые доезжают до провинции.
– Во Франции, благодаря государственной поддержке, любой заштатный городишко имеет возможность видеть то же, что смотрят и парижане, — рассказывает актер театра КнАМ Дмитрий Бочаров. — В огромной России без поддержки государства точно не обойтись. Когда мы все перешли к рынку, культура тоже стала на принципы рыночной экономики. Но это не правильно. Может быть коммерчески успешный театр, но именно культура, как понятие — не может быть частью рынка.
Об этом на встрече с деятелями искусства говорил и Владимир Путин. Среди прочего, президент отметил необходимость поддерживать общественные инициативы, связанные с театральным искусством, оказывать содействие некоммерческим организациям, самостоятельным творческим коллективам. Однако не во всех регионах власти услышали слова главы государства. Так, администрация Хабаровского края поддерживает лишь учреждения культуры, имеющие статус краевых.
– Фактически региональное Министерство культуры имеет смысл переименовать в Министерство казенных учреждений культуры, — говорит Владимир Дмитриев. — Даже на официальном сайте в разделах «Общественные» и «Негосударственные организации культуры» не потрудились «вбить» хоть какую-то информацию. Эти вкладки пусты. То есть для чиновников мы просто не существуем.
Подытоживая разговор об отношениях власти и культуры, актер рассказал, что был поражен, когда в одном и небольших французских городов с населением, не превышающим 15 тыс. человек, он обнаружил сразу три театра.
– И таких городов много. Самые простые люди ходят и даже сами участвуют в спектаклях. И это не «камеди-клаб», это ищущие, экспериментальные театры. Неужели у нас останется только «казенное искусство»?
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости