Новости – Люди












Люди
Если завтра — в расход

Фото ТАСС / Интерпресс / Александр Крупнов.
Кого, откуда и почему увольняют в Свердловской области с началом кризиса
30 января, 2015 14:49
12 мин
32 предприятия в Свердловской области, по данным на 28 января, проводят процедуру увольнения сотрудников. В результате без работы останутся 6 304 человека. За весь 2014 год из-за сокращения штатов или из-за ликвидации компаний в регионе лишились работы 7 334 человека. Сокращения прошли на 85 предприятиях.
Большинство работодателей (47%) в качестве причины массовых увольнений назвали ликвидацию предприятия. Остальные сослались на снижение спроса на выпускаемую продукцию, сокращение объемов производства, а также оптимизацию организационной структуры и штата. «Русская планета» выясняла, по кому ударил нынешний кризис, и чем он отличается от предыдущего.
Больше всего увольнений зафиксировано на промышленных предприятиях Свердловской области — на их долю приходится 2725 человек, 25% от общего числа уволенных.
– По состоянию на 28 января процедуру увольнения сотрудников проводят восемь региональных предприятий промышленного комплекса, — сообщила «Русской планете» ведущий специалист департамента по труду и занятости населения Свердловской области Ольга Рулева. — В результате без работы останутся 2 316 человек.
С начала года на региональных промышленных предприятиях уже уволено 409 человек. 193 из них сумели найти новую работу самостоятельно.
– На режим неполной занятости своих сотрудников перевели 37 предприятий промышленного комплекса Свердловской области, — говорит Ольга Рулева. — На сегодняшний день в режиме неполной занятости работают 8994 работника промышленных производств. Это 66% от общего количества сотрудников, работающих сейчас в режиме сокращенного рабочего дня на территории региона.
Сейчас на промышленных предприятиях, заявивших о массовых сокращениях, проводятся проверки, а уволенным работникам подыскивают новые места.
– Когда о предстоящих массовых сокращениях заявило градообразующее предприятие «Ураласбест», была проведена проверка, насколько они обоснованны, а также мониторинг имеющихся рабочих мест, — говорит старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Свердловской области Светлана Сухих. — Было установлено, что мы сможем найти работу для 421 человека, которые будут уволены. Часть необходимых рабочих мест нашлась в Асбестовском городском округе, часть — в соседних Рефтинском и Малышевском городских округах.
Региональная служба занятости прогнозирует, что и в дальнейшем увольнения на металлургических предприятиях, на производствах, работающих в сфере машиностроения и металлообработки, будут самыми массовыми в Свердловской области. В рекрутинговых агентствах также считают, что работников производственных предприятий ждут нелегкие времена.
– Количество вакансий в разделе «Производство» уже уменьшилось на 12%, в разделе «Закупки» — на 17%, — говорит Анна Хвостова, директор уральского филиала HeadHunter. — Однако хочу отметить, что далеко не все промышленные предприятия намерены увольнять сотрудников. Например, компании, которые работают по импортозамещению, не только не сокращаются, напротив, планируют расти — в два, в три раза. И все же общее снижение количества вакансий на промышленных предприятиях налицо.
Как поведут себя промышленные предприятия Свердловской области в ближайшие полгода, начнут ли они избавляться от сотрудников и внезапно оптимизировать организационную структуру, пока предсказать не берется никто, в том числе и сами работодатели. Нестабильная экономическая ситуация может поменять планы руководства в любой момент, и те, кто планировал наращивать производство, могут начать его сокращать вместе с сотрудниками.
– Сегодня более-менее уверенно чувствуют себя на рынке лишь самые крупные предприятия, — говорит председатель общественного союза промышленников и предпринимателей «Возрождение» Игорь Барабченко. — Все остальные слабо представляют, что их ждет. Спрос непредсказуем, динамика цен тоже. Правительство громко заявляет о поддержке импортозамещения и одновременно ведет переговоры об отмене санкций, введенных странами Евросоюза и США. Поэтому вкладывать серьезные деньги в замещающие технологии и производства страшно: все может измениться в любой момент. В общем, это долгий разговор, но вывод один: никто не может сказать, будет он послезавтра увольнять сотрудников или начнет нанимать новых.
К росту напряженности на рынке труда готовятся региональные профсоюзные организации. Они получают данные об увольнениях не от руководства, а от сотрудников, поэтому их ожидания более пессимистичны.
– По нашим сведениям, массовые увольнения грядут на Волчанском угольном разрезе, на целлюлозно-бумажном заводе в Новой Ляле, на электровагоноремонтном заводе Екатеринбурга, – сообщили «Русской планете» в пресс-службе Федерации профсоюзов Свердловской области. — Самой большой проблемой станет закрытие ООО «Новолялинский целлюлозно-бумажный комплекс», поскольку это градообразующее предприятие. Если, как планируется, будет уволено 900 человек, другой работы в городе с населением в 12 тысяч жителей им не найти. Мы ждем крупных сокращений на машиностроительных предприятиях. И очень надеемся, что массовых увольнений не будет на крупных оборонных и металлургических заводах.
Транспортные предприятия оказались на втором месте по числу уволенных — на их долю пришлось 9,4% от общего количества.
Сильнее всего от падения рубля пострадали предприятия, специализирующиеся на продажах автомобилей. Именно они испортили статистику по отрасли в целом.
– Продажи импортных автомобилей упали по всей стране, — говорит корреспонденту РП директор консалтингового центра «Автоэксперт» Сергей Кошкин. — Из отечественных машин более-менее сохранила свои позиции лишь Lada, но даже она ушла в минус на 17%. Автосалоны хорошо чувствовали себя только в ноябре-декабре, когда в них хлынули толпы желающих сохранить сбережения. И все же в целом за 2014 год продажи автомобилей в Екатеринбурге снизились на 16% по сравнению с 2013 годом. Сейчас объемы продаж продолжают падать, единственная надежда на рост — это ввод нового этапа программы утилизации автомобилей. Но даже это поможет автосалонам лишь частично. Поэтому ничего удивительного, что они вынуждены сокращать персонал. Думаю, сейчас мы видим лишь начало этого процесса.
На третьем месте по количеству уволенных — компании, занимавшиеся операциями в сфере недвижимости. На их счету 9,4% увольнений. На долю предприятий строительного комплекса и сферы ЖКХ, по данным Департамента по труду и занятости населения на 28 января, приходится по 9,3% от общего количества уволенных в регионе.
– Подняв ставку рефинансирования, Центробанк фактически перечеркнул будущее строительной отрасли, которая не может жить при таком проценте кредитования, — говорит Игорь Барабченко. — Одновременно по той же причине схлопнулась ипотека. Недвижимость — это сфера «длинных» денег, она не может развиваться в таких условиях. Если ничего не изменится, коллапс на строительном рынке неизбежен. Хотя первое время жители Свердловской области этого даже не заметят — во-первых, накопленный запас прочности кончится не скоро, во-вторых, у них все равно не будет денег на приобретение недвижимости. Поэтому мой прогноз — до конца года нужно ждать больших увольнений в строительной отрасли и всех связанных с нею сферах. Что же касается агентств по продаже недвижимости, то из них выживут лишь единицы.
Однако пока на региональном рынке еще есть строительные компании, которые не увольняют, а набирают персонал. Так, специалисту по развитию и привлечению заказов в ГК «Экогарант» предлагают зарплату от 150 до 200 тысяч рублей ежемесячно.
По данным региональной службы занятости, компании, работающие в финансовой сфере, избавились от 6,3% сотрудников от общего числа уволенных в регионе. Однако в целом ситуация на финансовом рынке не так драматична.
– Количество вакансий в таких разделах как «Банки», «Бухгалтерия» и «Финансы» практически не изменилось, — говорит Анна Хвостова. — На эти отрасли всегда приходилось наибольшее число вакансий, и спрос пока остается стабильным.
Высококвалифицированный специалист в финансовой сфере по-прежнему может рассчитывать на достойную зарплату, до 400 тысяч рублей. Так, директору свердловского филиала одного из федеральных банков работодатели готовы предложить 250 тысяч рублей.
6,3% уволенных были заняты в здравоохранении и предоставлении социальных услуг.
– Увереннее всех остальных чувствуют себя на рынке труда медики и фармацевты. Также на сегодняшний день фактически не изменилось количество вакансий в таких разделах, как «IT-телеком», «Маркетинг», «Реклама», — говорит Анна Хвостова. — Повысился спрос на соискателей в некоторых профессиональных областях. Больше всего — на высший менеджмент, что объяснимо, ведь в условиях растущей конкуренции от грамотного управления зависит судьба всего бизнеса. На 3% подрос спрос на юристов, на 6% — на рабочий персонал. Как обычно в кризисной ситуации, растет спрос на продажников, особенно в продуктовом ритейле, на менеджеров по работе с клиентами, — то есть на тех, кто приносит деньги. На каждого соискателя в разделах «Продажи» и «Рабочий персонал» сейчас приходится по две вакансии. Одновременно на 15% уменьшилось число вакансий в разделах «Развлечениях» и «Масс-медиа». Выросла конкуренция среди соискателей в таких разделах, как «Искусство развлечений», «Работа с персоналом». Полагаю, скоро в зоне риска неизбежно окажутся и специалисты по маркетингу, поскольку они не приносят компании прибыль напрямую.
Тем не менее предприятия сферы обслуживания по-прежнему готовы платить соискателям высокие зарплаты. Так, рекламное агентство Deltaplan готово платить директору по продажам от 150 тысяч рублей. Один из крупнейших ритейлеров, ГК «Холидей» подыскивает директора по качеству с окладом в 200 тысяч рублей.
Нынешняя ситуация на рынке труда, по убеждению рекрутеров, серьезно отличается от расклада сил во время прошлого экономического кризиса 2008-2009 годов.
– В прошлый кризис наблюдалось обвальное падение спроса фактически во всех отраслях, помимо продаж и фармации, а сейчас спрос меняется неоднородно, и если и снижается, то постепенно, — говорит Анна Хвостова. — Массового выплеска резюме на рынок нет. Пожалуй, единственное яркое сходство с прошлым кризисом в том, что сейчас снова растет спрос на специалистов без опыта. Возможно, потому, что компании, опасаясь неблагоприятных для себя перемен, стараются оптимизировать затраты на персонал, планируя на некоторых должностях заменить дорогостоящих специалистов более дешевыми. Может быть, они считают более выгодным взять на работу вместо одного квалифицированного специалиста двух студентов. В общем, некоторые общие тенденции с прошлым кризисом есть, но отличия существеннее, чем сходство.
Ситуация пока не настолько критична, как в 2009-2010 годах, считают и кадровики свердловских предприятий.
– В прошлый кризис компании занимались почти исключительно тем, что сокращали сотрудников, оптимизируя структуру предприятий и сокращая издержки, — говорит HR-менеджер Иван Красильников. — О наборе новых специалистов речи не шло, поскольку никто не решался строить долгосрочные стратегии. Сейчас многие компании также перешли в режим ожидания. Однако есть и другие, кто использует сложившуюся ситуацию, чтобы укрепить команду сильными профессионалами за относительно небольшие деньги. Встречаются также компании, которые одновременно запустили сразу два процесса – сокращение имеющегося персонала и одновременный набор новых сильных сотрудников. В прошлый кризис такого не было, настрой был более пессимистичен.
Служба занятости также пока не считает критической ситуацию на региональном рынке труда.
– По состоянию на 28 января на учете в службе занятости состоят 27 060 человек, 1,17% населения Свердловской области, — поясняет Ольга Рулева. — При этом работодатели заявили, что у них имеется 35 480 вакансий. Коэффициент напряженности на сегодняшний день — 0,9. Те есть на каждых 9 официально зарегистрированных безработных, которые состоят на учете в службе занятости в ожидании подходящей вакансии, приходится 10 свободных рабочих мест.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости