Новости – Титульная страница












Титульная страница
«Когда мы едим красную икру, ведь не опасаемся, что вырастут жабры?»

Фото: vk.com
Уфимский ученый рассказал «Русской планете» о страхах и мифах, связанных с ГМО
18 февраля, 2014 09:19
4 мин
В Уфе ведутся работы по получению генно-модифицированных растений. В это же время в правительстве России готовится законопроект, запрещающий использование трансгенных организмов. Корреспондент «Русской планеты» выясняла, попадут ли на стол жителей республики помидоры, долго не теряющие товарный вид, и картофель, на который не посягают колорадские жуки.
Трансгенные растения — так принято называть продукцию генной инженерии, известную в обиходе как продукты ГМО. Пока до конца не ясно, насколько эти производные вредны и в какой степени полезны. В США, Китае, многих южноамериканских странах уже давно выращивают, продают и употребляют в пищу генномодифицированную картошку, семена подсолнечника, кукурузу, сою. Эти продукты они поставляют и в Россию. Мощностей местных производств не хватает: по данным министерства сельского хозяйства Башкортостана, сейчас в регионе производится 70 кг овощей на человека в год, то есть половина от нормы потребления, равной 139 кг.
Замдиректора по научной работе уфимского научного центра РАН Алексей Чемерис уверяет, что предубеждение к ГМО продуктам — от незнания и извечной боязни чего-то нового:
– У себя в центре мы получаем такие растения, чтобы исследовать функционирование генетического аппарата. Изучаем, как гены взаимодействуют друг с другом, как растение поведет себя в последующих поколениях, — говорит он, — наработки, которые мы имеем в институте, серьезных планов, таких как выход на промышленный уровень, не имеют. Высаживать их на поля мы не собираемся.
Мифов вокруг этой области науки ходит много. Так, говорят, что эти продукты вызывают аллергические реакции. Но Алексей Черемис это заблуждение опровергает. Во-первых, аллергии существуют ровно столько, сколько живут люди, и вызывать их могут обычное молоко, цитрусовые, шерсть животных — в большей степени, нежели белок в трансгенных продуктах. Во-вторых, ежедневно мы потребляем белок в огромных количествах. Наличие еще одного дополнительного белка в малых дозах не должно приводить к возникновению подобных реакций.
– Боятся люди и того, что чужеродные ДНК могут «встроиться» в организм человека. Недавно на западе устроили настоящий скандал, якобы в растения вживили ДНК рыбы, — продолжает Черемис. — А дело то было в том, что у рыб, обитающих в холодных водах, взяли антифризный белок, помогающий им не замерзать в таких условиях. Благодаря этому компоненту растения стали более устойчивыми к заморозкам. Почему-то, когда мы едим красную икру, которая является чистым ДНК и белком, мы не опасаемся, что у нас появится чешуя и вырастут жабры. По этой же логике мы не должны есть мясо и овощи, потому что там так же присутствует ДНК в чистом виде, но от этих продуктов мы не мутируем. Сейчас центр занимается изучением табака — одного из немногих растений, которое легко поддается исследованиям, скрещиваниям. Еще одно удобное для трансгеноза растение — сорняк резуховитка. Оно чем-то похоже на муху дрозофилу: такое же короткое время жизни и при этом большая плодовитость. Потенциально трансгенный табак, конечно, мог бы пойти в сигареты, но его выращивание на нашей территории невозможно, а сорняк не имеет никакого отношения к сельскому хозяйству. Создать гибрид не так сложно, как пройти все его испытания и согласования, чтобы продукт получил разрешение на выращивание. На создание можно потратить миллион, а на продвижение — 100 миллионов.
– Будут ли эти гены отражаться мутациями в последующих поколениях — непонятно, — считает завкафедрой растениеводства, кормопроизводства и овощеводства БГАУ Рафаэль Исмагилов. — В США ученые проводили опыты на крысах: кормили их такой едой, и на них гены сказались негативно.
Как сообщили корреспонденту «Русской планеты» в минздраве РБ, пока ситуацию с опытами по созданию трансгенных растений трудно комментировать, поскольку в широкий оборот они не поступили, и это пока не планируется, а если произойдет — будет создана специальная комиссия, которая займется исследованием продукции, выращенной таким образом.
Твердую позицию по этому поводу высказал и министр сельского хозяйства РБ Николай Коваленко. В стратегии дальнейшего развития агропромышленного комплекса республики до 2017 года среди перспективных направлений растениеводства он выделил именно развитие органического сельского хозяйства. Прежде всего это подразумевает развитие новых технологий и науки, но ни в коем случае не производство генетически модифицированных семян, как и использование химикатов и пестицидов при выращивании растений.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости