Новости – Люди












Люди
Спасти золотунчика

Фото из архива клуба «Оберег»
В липецком поселке все школьники уже 10 лет ищут и спасают местных животных и растения
27 июля, 2015 14:05
8 мин
В поселке Лески Краснинского района уже десять лет существует школьный экологический клуб «Оберег». За это время он из школьного кружка превратился в весомую детскую научную организацию. На счету «Оберега» — открытия в области энтомологии и ботаники, наблюдение, учет и охрана редких видов растений, рыб, животных и насекомых.
Дети сотрудничают с учеными Тульской и Белгородской областей, постоянно общаются с работниками заповедника «Галичья Гора», их знают и в Москве. Несколько раз в год кто-то из ребят завоевывает диплом победителя всероссийского конкурса, эковыставки, форума. Тогда как некоторые из них, не будь клуба, могли бы стоять на учете в детской комнате милиции как неблагополучные подростки.
– Начался «Оберег» со школьного кружка, — вспоминает в беседе с РП руководитель «Оберега» Сергей Мазуров. — Наш Краснинский район — уникальный природный объект. Здесь находится урочище Плющань — не очень известная туристам часть заповедника «Галичья Гора». Для энтомолога, ботаника, зоолога работы на Плющани — непочатый край. Мы стали проводить мониторинг краснокнижных видов насекомых, вели разъяснительную работу среди жителей.
Вскоре на нас обратили внимание ученые заповедника «Галичья гора», предложили заняться выращиванием из семян и возвращением в природу редких растений. Мы создали при школе специальную площадку, и уже через год в Воронеже на международном семинаре по восстановлению травяных экосистем ей присвоили статус экспериментальной. Эксперимент удался. Мы отработали методику семенного выращивания пяти видов редких и реликтовых растений.
Со временем в кружок пришли практически все ученики школы. Мы стали клубом, расширили границы деятельности: начали изучать состояние водоемов, вести кадастровое исследование жуков и бабочек района и области, проводить мониторинг флоры и фауны Красной книги, занялись экологическим краеведением. Именно мы установили, что в окрестностях поселка Лески обитают более 1420, а в Краснинском районе — 1520 видов жуков. А ведь раньше их значилось всего 370. Более 80 видов жуков из нашего кадастра оказались вообще впервые отмеченными для региона. А неучтенных в области бабочек мы насчитали аж 200 видов. Причем 106 из них стали новыми для Черноземья, 39 — для Центрального округа, а один — для России, его определением сейчас занимаются в Москве, — отмечает преподаватель.
Несколько месяцев дети искали бабочку бражника, которую видели в регионе лишь однажды — нашли. А некоторые другие редкости обнаружили вообще случайно.
– Я притащил Сергею Григорьевичу болотную черепаху, — говорит школьник Максим Линьшин. — Выловил в пруду на удочку. Но болотные черепахи не водятся в регионе.
Ее назвали Чичи и отпустили в тот же самый пруд. Все обереговцы тут же начали мечтать о том времени, когда черепаха отложит яйца. Еще четыре года видели рыбаки у своих поплавков «телескоп» Чичи. А потом ее поймал на удочку сам Мазуров. Это заметил рыбак, сидевший неподалеку, и рассказал, что это черепаха его друга. Много лет назад она жила в его аквариуме, а потом тот, еще мальчишка, решил поиграть с ней в реке. Черепаха выскользнула из рук и уплыла.
По самым скромным подсчетам, Чичи прожила на воле около 10 лет. А ведь в живой природе ей это трудно было сделать, хозяйственная деятельность человека разрушила практически все подходящие места обитания в регионе.
– К сожалению, в наших путевых дневниках есть и печальные случаи, — делится Мазуров. — Однажды во время рыбалки я заметил долгоносика, представителя самого крупного семейства отряда жесткокрылых. Предположительно это был бородавчатый омиас, внесенный в Красную книгу РФ под категорией «редкий жук». Для Краснинского района он не указан, потому я посадил жука в коробочку и решил показать энтомологу из заповедника «Галичья Гора».
Поднимаясь по склону карьера, обратил внимание на куски полиэтиленовой пленки, которые принес сюда ветер. Внутри были такие же жучки, все они погибли в многослойной ловушке. Только в одном куске пленки я насчитал 42 жука. И ведь он действительно оказался омиасом.

Фото из архива клуба «Оберег»
В природе я часто встречал и лис, просунувших морду в стеклянную банку с остатками еды и не сумевших ее снять. Эти бедняги погибали от голода. Для природы нет ничего страшнее равнодушия человека, — заключает педагог.
У них есть история и про настоящий русский василек — не синий, а желтый, занесенный в Красную книгу. После того как дети обнаружили поляну с этим растением, посетители и туристы вытоптали ее и вырвали все цветки. «Обереговцы» высадили василек заново. Пока растет.
Обереговцы не только ищут животных и растения, но и спасают их от того самого равнодушия.
Несколько лет назад дети изучали биологию рыбы гольян (местные жители называют ее золотунчиком) в реке Дон и ее притоках. Эта рыбешка мелкая, ее не едят, но человек испортил гольяну среду обитания. В результате золотунчик почти исчез, обереговцы никак не могли его обнаружить. И тогда родилось предположение: у реки Плющанки есть очень узкое место, по которому можно проехать на автомобиле. Здесь в 2004 году установили купель. И машины подъезжают постоянно. Грязь с колес остается в воде и идет вниз по течению. Много ли надо гольяну, чтобы погибнуть?
Несколько лет Мазуров и его воспитанники боролись за чистоту реки. Выставляли патруль, объясняли людям, что так поступать нельзя. И добились своего: обратились в администрацию района, объяснили ситуацию, и через Плющанку проложили мост из труб. Теперь надеются, что сила жизни природы окажется достаточной для возрождения золотунчика.
Или другой пример. Неподалеку от поселка Лески есть Марьинский лес. Он не числился охранной зоной. Но именно здесь школьники обнаружили редких насекомых: мраморную бронзовку, галатею, бородавчатого омиаса — того самого, который погиб в полиэтиленовой пленке. Было ясно, что Марьинский лес надо внести в список охранных зон, где запрещена охота.
Мазуров уже много лет возглавляет районное отделение Всероссийского общества охраны природы. Он обратился к главе администрации с просьбой включить лес в список воспроизводственных участков. И получил согласие.
Своих воспитанников Сергей Григорьевич делит на практиков и теоретиков, но и те, и другие занимаются наукой всерьез.
Так, один из первых обереговцев Женя Воронов за большой вклад в сохранение русского василька был признан одним из лучших на Всероссийских юношеских чтениях имени В.И. Вернадского.
Кирилл Мазуров — многократный победитель Всероссийского конкурса имени П.А. Мантейфеля, Всероссийского форума «Зеленая планета», лауреат премии Министерства образования и науки РФ.
А его сестра Галина, уже окончившая школу, благодаря «Оберегу» открыла в себе талант поэтессы, хоть и выбрала профессию экономиста. Именно экспедиции вдохновили девочку на стихосложение. И сейчас ее стихи печатают во многих поэтических сборниках.
Профессию биолога выбрала Саша Кобзева — она поступила в Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А. Тимирязева.
Но, пожалуй, одно из главных достижений учителя Мазурова еще и в другом. В «Обереге» есть ребята, которые растут в неблагополучных семьях. В другой школе их считали бы трудными, вызывали родителей, поставили на учет в детскую комнату милиции. А Мазуров высаживает с ними васильки, да еще и ставит их главными по бригаде. Ходит в походы, показывает заброшенные норы сурков, торжественно выпускает после регистрации жуков с бабочками. И ни один ученик школы не стоял и не стоит на учете как трудный.
А в конце мая вышла в свет книга-дневник обереговцев «Они имеют право на жизнь». Полноцветная, на хорошей бумаге, с помощью найденных Мазуровым московских спонсоров.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости