Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Классная работа

Хабаровские депутаты предлагают вернуть в школы обязательный детский труд
Владимир Лактанов
3 мин

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Депутаты Закдумы Хабаровского края поддержали законопроект коллег из Республики Алтай о возврате «общественно полезного труда» в школы страны. Авторы идеи предлагают внести поправки в закон «Об образовании» и включить в него понятие «трудовое воспитание».
Под этим термином будут подразумеваться не только уроки труда, но и уборка своего рабочего места, класса, уход за животными и растениями в «живых уголках», посадка цветов на клумбах и участие в субботниках. Сейчас привлекать детей на подобные работы школа может только с согласия родителей.
По мнению парламентариев из Алтая, реформа необходима, чтобы воспитать в молодых россиянах трудолюбие. Депутаты в Хабаровском крае с ними согласны. Инициатива обсуждается как раз к 20 ноября — очередной годовщине принятия международной Декларации по правам ребенка и Конвенции о правах ребенка.
«В настоящее время государство и общество ставит перед школой задачу воспитания высоконравственной личности, ориентированной на российские традиционные ценности, способной реализовать свой потенциал в современных условиях. Сделать это без трудового воспитания невозможно, — цитирует пресс-служба регионального парламента Ирину Белову, члена заседания комитета по науке, образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательной думы Хабаровского края.
По действующим российским законам, ответственность за детей в возрасте до 18 лет лежит на родителях, а ответственность за учебный процесс и система принятия решений находится в ведении совета школы, напоминает уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Светлана Жукова.
– Вся трудовая деятельность ребенка должна быть либо подчинена учебному процессу (например, выкапывание растений в рамках урока биологии), либо — если речь идет о, например, уборке территории — должна проводиться с согласия их родителей. Закон другого толкования не имеет, — поясняет РП детский омбудсмен.
К примеру, дежурство в классе, по уставу школ, регулируется распорядительным актом, который также издается с согласия родительского комитета. В нем прописаны порядок дежурств и основные обязанности детей.
При этом не стоит забывать и том, что, согласно российской Конституции, труд свободен, а принудительный труд запрещен, добавляет хабаровский юрист Вита Байкова. К тому же, Россия подписала международные соглашения, запрещающие эксплуатацию детского труда.
– Как родитель, я — за то, чтобы мой ребенок что-то сделал на благо школы, — рассказывает РП Байкова, у которой двое детей. — Но это не должно быть заключено в жесткие рамки в стиле «иди и сделай». Это все равно должно быть на добровольной основе. Если ребенок не хочет по каким-либо причинам, заставлять его нельзя.
«Обязаловка» в вопросе трудового воспитания ни к чему положительному не приведет, считает и детский и семейный психолог Александра Саницкая.
– С точки зрения психики ребенка важно, как эта работа будет преподнесена классными руководителями или дирекцией школы. Принцип «заставить» никому никогда ничего хорошего не приносил. В этом случае в человеке не развивается своя инициатива, не формируется собственное отношение к происходящему, а ближе к подростковому возрасту такой подход может вызвать протест, — говорит она. — С другой стороны, при правильной подаче трудовые занятия могли бы пойти на благо детям, к примеру сплотить школьный коллектив, у которого, помимо уроков за партами, появились бы совместные мероприятия.
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
По мнению Ирины Быхановой, заместителя начальника управления образования администрации Хабаровска, систему трудового обучения детей в российские школы вернуть необходимо.
– Труд — это один из воспитательных элементов. Учит уважению к своему классу, к своей школе. Если мы любим свой класс и школу, то мы любим и свой город и свою страну. Это часть патриотического воспитания, — говорит РП Ирина Быханова. — Конечно же, дети должны быть ответственны за состояние и кабинета, и доски, и территории вокруг школы. Думаю, тогда у нас будет меньше мусора, меньше «бычков» от сигарет... Я только «за».
При этом Быханова, раньше работавшая директором школы, не исключает протеста против новой законодательной инициативы.
– Думаю, реакция родителей будет разной. У нас сейчас разные родители, разные дети, какие-то противоречия будут однозначно. В одном из городских образовательных учреждений была подобная трудовая программа. И в ней, конечно же, были и отрицательные моменты. И родители, и дети бравировали тем, что «мы можем и не мыть, мы можем и не убирать». То есть какой-то эгоизм в этом есть. Думаю, что если мы сейчас будем возвращать все назад, будет больше противоречия от детей, нежели от родителей, потому что дети привыкли уходить и, к примеру, не поднимать за собой стулья. Спрашиваешь их: «Как это так?» Они отвечают: мол, записано, что мы не обязаны работать. И не каждая мама скажет: «Молодец, Клара Ивановна, что заставила моего ребенка». Иные спросят: «А на каком основании?»
С мнением чиновницы согласна и зампредседателя Хабаровской городской думы, глава комитета по социальным вопросам Александра Гаврилова.
– Считаю, что общественно полезный труд еще никому не навредил. Он и был в наших школах с давних времен, — говорит РП Гаврилова. — Во-первых, дети значительную часть времени проводят в школе. Кто пачкает? Конечно, они сами. То есть, по идее, за собой надо убирать. Во-вторых, молодое поколение надо приучать к физическому труду. Физический труд помогает развиваться и умственно. Так что не вижу ничего страшного в том, что ребенок почистит территорию или уберет бумаги — но при условии, что школа обеспечит его всем необходимым инвентарем.
Депутат добавляет: дежурство в классе, по ее мнению, не эксплуатация детского труда, а самообслуживание. Там, где необходима профессиональная работа — в туалетах, столовых, лестничных пролетах, — должен работать специальный персонал.
– Среди наших депутатов есть директора школ, которым родители заявляют, что, мол, мой ребенок не нанимался в дворники. Они против категорически! «Почему это мой ребенок выносит мусор? Я считаю, что это его недостойно». То есть ребенок в своей жизни еще ничего особого не сделал, но такая работа его недостойна. Уже идет речь о том, что и доску дети не вытирают. Что ж получается, мы вообще белоручек растим? — задается вопросом парламентарий.
Детский омбудсмен напоминает: главное в вопросе возвращения «трудового воспитания» в школы — это польза для ребенка.
– Если это разовьет ребенка, будет способствовать овладению другими знаниями, то, конечно, это полезно. А если, кроме «обязаловки», рутины, ничего подобная работа не приносит, то, естественно, ничего хорошего от нее не будет, — рассуждает Жукова.
А по данным министерства образования Хабаровского края, в регионе сейчас развивается немного другая модель приучения школьников к физическому труду. Скоро старшеклассники смогут параллельно с общеобразовательной программой овладевать рабочей специальностью. Закон об образовании такое допускает, а родители восприняли идею «на ура». Апробировать эту технологию планируется уже в конце нынешнего учебного года.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин