Новости – Люди












Люди
Не место для Ван Гога

Фото из архива Владимира Боярского
Художник Владимир Боярский — о творческих «запоях», эмоциональном заработке и суровой читинской рекламе
28 ноября, 2014 08:11
8 мин
Винсенту Ван Гогу подошли бы костюм Gloria Jeans и «туннель» в уцелевшем левом ухе. А Элвису Пресли — виолончель. Так видит читинский художник Владимир Боярский. Он рисует в жанре поп-арт, пишет музыку, снимает клипы, участвует в проектах формата видеопоэзии.
Такие художники обычно живут в Петербурге или Лондоне. А он не уезжает из Читы. Здесь у него редко бывают выставки и не очень-то много подписчиков в соцсетях. Корреспондент РП встретилась с Владимиром Боярским и узнала, каким он видит свое будущее в Забайкалье. Или за его пределами.
О Питере
– И что вы все меня из Читы выгоняете?! От кого я только ни слышал вопрос, почему я не уезжаю творить в Москву или Питер. Потому что Чита — место особенное. И не только потому что это моя родина. Это очень колоритный город, и вообще Забайкальский край такой. Даже если я перееду отсюда в свое время, думаю, не раз вернусь за вдохновением.

Владимир Боярский — художник-самородок. С детства обожал изобразительное искусство. Но не учился в художественной школе, не поступил на художественно-графический факультет вуза.
– Я могу иногда на неделю закрыться в комнате и рисовать. Да, бывают такие творческие «запои». Это моя жизнь, это состояние моей души, я не могу без этого, — говорит Владимир. — Правда, это редко бывает, потому что все мы стеснены рамками обязательств. На работу надо ходить.
О креативе
– Я искал себе работу, где мог бы применить свои умения. Я бы получал удовольствие, зарабатывая деньги тем, что люблю делать. И нашел. Как мне казалось — то, что надо. Устроился дизайнером по рекламе в одну из рекламно-производственных фирм в центре Читы. Заказа первого ждал с нетерпением. Так хотелось сотворить что-то эдакое, нестандартное, и чтобы мои мысли обрели физическую форму и были, если можно так выразиться, опубликованы. Реклама же все-таки, ее все видят.
Заказ поступил. Идей была масса. В своем любимом ретро-стиле Владимир сделал несколько макетов-предложений для заказчика.
– Да и что толку, что возился? Никто не оценил. А директор так и сказал: «Ты свой креатив оставь для собственного удовольствия. Рекламодателям читинским как надо? Чтобы ярко, броско и попроще! Чтобы увидели все издалека и понятно было!» — расстраивается Владимир. — Вот и получилось, что это почти и не творческая, а скорее, просто рутинная работа. Конвейер. Сегодня вот афиши делаю. Да и не стоит даже об этом говорить. Просто работа, не имеет она отношения к творчеству.

Иногда заказчики обращаются и к самому Владимиру Боярскому. Просят нарисовать достопримечательности города в его манере. Например он изобразил железнодорожный вокзал для подарочных коллекционных открыток, которые готовит к печати РЖД.
– Я уже много читинских красот написал. Кто-то на память о городе просит, кому-то нужно для каких-то целей, как вот РЖД например. И я всегда думаю: почему такой интересный город, с такими разными людьми, наполненный такой энергетикой, так скуп на эмоции? Почему Читу никак нельзя назвать культурным городом? Ведь вы посмотрите: выставок проводится минимум, а если и открывается что-то, то посетителей там немного. Театральная жизнь не развита, с музыкой то же самое. Весной этого года я был участником выставки «Мост через реальность –2». Было необычно вроде. Участвовали молодые художники, артисты, музыканты. Было прямо событие для творческой молодежи. Мы не получили денег с этого, наши имена не звучат.
Сейчас мои картины — в Сретенске. Выставка передвижная. У меня с этого заработок один — эмоциональный. Приятно, что больше глаз увидят мои творения. Может, оценит кто. Потому что здесь я уже мало на что рассчитываю. Город у нас такой. Почему-то не в чести красота и искусство. На деле так получается. Все талантливые и перспективные уезжают, уезжают, уезжают…

О душе и деньгах
– Знаете, я часто рисую на заказ для самых обыкновенных людей. И часто денег не беру. Я же творец, мою душу насыщает иная пища. И амбиций каких-то особенных нет. Были бы — давно бы уехал, наверное. Хотя, конечно, хотелось бы иметь какой-то вес профессиональный, но, опять же, в очень узком кругу: среди молодых художников, музыкантов. Кроме живописи, я увлекаюсь музыкой. Я ее пишу. И тексты. И клипы снимаю. На сегодняшний день я и несколько моих друзей, с которыми мы объединились в группу «Aquamarine coub», сняли несколько видео. Концептуальных, стильных, в основе которых есть идея. Они не пустые, не просто кривляние перед камерой. Везде мы стараемся выложиться, трудимся над каждым кадром. Размещаем результаты на видеохостинге YouTube. Просмотров немного. Да и с чего им быть? Я не верю людям, которые рассказывают, что бах, разместили что-то там и сразу миллионы просмотров. Просто так не бывает ничего. Оплачивается место в ленте. Я точно это знаю. Успех и популярность покупаются так же легко, как булки в магазине. Только стоят несколько дороже.
Но и ладно! Повторяю, мне и моим единомышленникам не деньги нужны. Все мы работающие люди. Мы это делаем для души и все же в надежде, что кому-то просто понравится.

Один из последних клипов, над которым Боярский работал совместно с забайкальским писателем Сергеем Гиперборейским и астраханской группой «PK jazz collective», снимался в католическом костеле Читы. К удивлению Владимира, многие жители города и не знали о том, что такое здание у них есть.
И опять о Питере
– Чтобы Чита стала культурным городом, нужно подтягивать иностранных артистов, художников, музыкантов, чтобы производить культурный обмен. Наших ребят не вынуждать тупо зарабатывать деньги, а устраивать мастер-классы, показывать уровень художественного мастерства.
Боярский признает: он никогда не пытался предлагать это читинским властям. Не искал у них поддержки при проведении фестивалей, не приносил идеи выставок.
– Еще недавно мысль о том, чтобы уехать, меня почти не посещала. Так, подумывал, но никаких действий не предпринимал, цели такой для себя не ставил. А сейчас, знаете, задумываюсь. Потому что понимаю, что там — в Москве, Питере или в любом другом городе, который ближе к центру страны — мне будет лучше. И там мои умения и мысли воспримутся иначе, поняты будут, понадобятся, в конце концов. Как ни странно, но я стал думать, что там мне будет проще жить и работать.
И осуществить мечту свою смогу, быть может. Хочу объездить Европу с мольбертом. Прага, знаете, с ее старинной архитектурой, Франция, Испания…

Но пока живу настоящим. Решил в местном конкурсе поучаствовать. Когда состоится, я не знаю точно. Готовимся. Это будет конкурс Василия Кандинского в краевом музейно-выставочном центре. Я предложу порядка 20 своих работ. У меня за последние пять лет их около двух сотен накопилось, но я выберу самые свежие и любимые. Интересно будет. Хочется какой-то живой критики. А то у нас и этого нет в Чите. Критиковала меня как-то одна молодая художница. Да и критикой-то я это не назову — так, отзыв. И то какой-то необоснованный, субъективный. Ничего после него не осталось в душе. А хочется авторитетного непредвзятого мнения о своих работах. Может, повезет, и услышу.
Чтобы поднять хоть какую-то волну среди творческой молодежи и пробудить читинцев, я организовывал жанровую выставку-перфоманс «ХаоS kоNцепций». Жил этим проектом, выкладывался. Готов и дальше не спать по ночам, думать, воплощать идеи, заражать ими зрителя… И хочу, чтобы у меня это получилось здесь, в родном городе. И когда я этой мыслью проникаюсь, задаю себе вопрос: «А хочешь ли ты уехать в Питер?»… Уже думаю над ответом. Порой подолгу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости