Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Пять тысяч фильмов Алексея Левина

Алексей Левин у микрофона. Фото: Александр Белкин / «Русская планета»
Кемеровский кинокритик — о современном кино, прокатчиках и отношении к арт-хаусу
Александр Белкин
8 декабря, 2015 15:54
10 мин
Арт-хаус всегда позиционировался как кино не для всех. Но создатели не оставляют попыток привлечь новых зрителей. Ведь, по их мнению, именно на таких фильмах воспитывается правильный вкус. Организатор фестивалей международного уровня Алексей Левин рассказал «Русской планете» о кемеровском зрителе, проблемах кинематографа в России и авторских правах.
– Насколько я знаю, вы работаете врачом, но больше известны как  искусствовед и знаток кинематографа. Как так вышло?
– В детстве я не очень хорошо учился, как и многие молодые люди моего возраста, особенно в средних классах. Еще лет в восемь я увлекся кино. Хотел поступить во ВГИК, но, узнав какие будут экзамены, я оценил свои шансы и понял, что не попаду. После этого был семейный совет, на котором решили, что, если я хочу связать себя с кино, то в будущем смогу получить второе высшее по этому направлению, а пока поступлю в медицинский институт. Вся моя семья — врачи, поэтому я продолжил традицию.
Вообще-то я всегда думал, что это временное. Да, поступление, «красный диплом» и прочее, но потом я буду заниматься тем, что хочу. Так бы и было, если  бы я не попал после этого на телевидение. В 1996 году я пришел к Галине Бибик, которая решила совместить мое медицинское образование и передачу о кино. Первые эфиры хорошо помню: я в белом халате рассказываю о мелодрамах, которые вызывают слезы, а это хорошо, так как стимулируется секреция слезных желез и так далее. Я этим занимался по указке и, честно говоря, мне это не нравилось. Но, как оказалось, людям действительно было интересно. Стали появляться связи с местными кинозалами, совместные проекты, акции. Со временем программа все-таки немного сменила формат, и в какой-то момент я почувствовал, что реализуюсь в том, что мне нравится. Больше о получении профильного образования я не думал.
Позже в Доме кино «Москва» я развернулся в полную силу. Привозил те фильмы, которые хотел, устраивал те мероприятия, которые мне были интересны. Мы сумели организовать публику, которую привлекало авторское кино.
– Другие кинотеатры в этом были не заинтересованы?
– Наши кинозалы со временем стали коммерческими предприятиями и для них это, конечно, хорошо. Но я всегда приходил к ним и пытался донести свою утопическую мысль, что они должны не только показывать блокбастеры, но и оказывать на людей морально-нравственное влияние. Они смотрели на меня как на идиота, кивали в знак согласия и продолжали показывать «аттракционы». В «Москве» удалось организовать показы. Бывали, конечно, и провалы. Например, фильм «Развод Надера и Симин», который получил «Золотого» и «Серебряного медведя» в Берлине. Я был горд и рад, что мы его вообще показываем. Но его за неделю пришло смотреть всего 40 человек. Естественно, что я расстраивался и писал в соцсетях гневные посты о том, что все вокруг необразованные, что не хотят смотреть фильмы, которые сделают их лучше, чище, умнее, что я больше никогда ничего интересного не привезу и так далее. Сначала были острые реакции со стороны интернет-пользователей, но со временем все привыкли и стали реагировать на мои выпады, как на того мальчика, который кричал о приближающихся волках.
У нас в России есть, да и всегда был ряд кинокомпаний, которые выпускают фильмы не для широкой публики. О них знает ряд киноманов и то лишь потому, что следит за этим: читает новости с кинофестивалей, какие-то издания и сайты. Есть много актеров и режиссеров, которые не работают в коммерческой струе.
Cо временем я понял, что главное — хоть что-то привозить, и делать. Показывать, что какое-то движение в городе есть, хоть и для небольшого числа людей. Сейчас мы организовываем киноклуб, проводим «Дни берлинского кино», где показываем фильмы, которые могли бы показывать в кинотеатрах. Что-то пользуется успехом, что-то нет. Сейчас у нас в Кемерово идет показ «Макбета», чему я очень рад. Был в кинотеатре, правда, утром, и нас там было всего два человека в зале, не знаю, как в вечернее время будет, но это уже успех. Надеюсь, что я внес в это свою лепту, активно продвигая подобные ленты.
– На ваших показах бывают сложности в вопросах авторских прав на прокат?
Это специфика самих киноклубов. Мы можем не иметь прокатного удостоверения, при условии, что покажем фильм один раз в рамках собрания. Чем мы и пользуемся. Обычно я выставляю на голосование в нашем сообществе «ВКонтакте» несколько фильмов и члены группы выбирают сами. Да, если я вижу, что фильмы появились в российском интернете, я их скачиваю и показываю.
Алексей Левин. Фото: Александр Белкин / «Русская планета»
Алексей Левин. Фото: Александр Белкин / «Русская планета»
– Проблем не возникало?
– Нет. Одно время в Кемерове был бум киноклубов: их открылось разом около пяти штук. Некоторые из них начали работать с теми лентами, которые шли в прокате. Я ходил к ним и говорил: «Ребята, вы сейчас делаете неправильно, очень плохо и у вас могут быть большие проблемы из-за этого». А у меня на этот счет четкая позиция. Я вообще стараюсь брать такие фильмы, которые просто не выйдут в прокате не при каких условиях. Такое тоже бывает. С такими фильмами проще. Никто на них никогда ничего не предъявит.
Как-то был один случай на фестивале «Молибденовый лопух» в Гурьевске, на котором я организовывал киноликбез для молодежи, и привозил им довольно жесткие авторские фильмы. Тогда в прокате шел «Крампак», авторам которого я решил написать, с просьбой показать его у нас. Они согласились, и это был единственный мой опыт работы с лентами, идущими в прокате. Большинство лент нашего киноклуба — зарубежные. Есть и российские, но их в авторском кинематографе значительно меньше, около 10–15 фильмов в год.
– Почему так мало? Не умеют снимать, или нет зрителя?
В первую очередь — невостребованность. Сейчас идет упор на коммерческое кино и поэтому авторскому кино просто негде развернуться. Им остается только надеяться на то, что их прокатят по иностранным фестивалям, или скачают в интернете. Есть люди, которые занимаются таким кино, но им сложно. Отбить деньги сложно. Некоторые режиссеры, тот же Сергей Сельянов, снимают коммерческие фильмы и пускают лишние деньги, оставшиеся от их проката, в авторские ленты. Все понимают, что они не будут иметь отдачи, но в этом, по их мнению, и заключается просветительская роль. Не надо ждать отдачи от фильмов, которые предназначены для другого.
– Есть мнение, что рано или поздно классика со временем вытеснит трэш и масскульт, и люди начнут ценить искусство. Но про арт-хаус такого не говорят. Такое вообще возможно?
– Про это ходят споры. Моя позиция в том, что авторское кино так и останется маргинальным островком со своей аудиторией. Мне бы хотелось, чтобы этих людей стало больше. Я понимаю, что какому-то работяге хочется развлечься и поэтому он идет на комедию. Авторское кино не дает таких возможностей, придется наоборот потратить силы. И это хорошо, если человек просто уйдет с фильма, а не станет его бранить.
К сожалению, все в России работает по закону плинтуса. Чтобы привлечь, им предлагают более примитивное. А со временем оно становится более вульгарным и пошлым. Не знаю, когда это кончится.
Так вышло, что кино у нас перестало восприниматься, как искусство. Сейчас все в нем разбираются. Каждый, кто смотрит фильм, считает себя знатоком, и убежден, что все профессиональные кинокритики — ничего не понимают и просто хотят навязать свое мнение.
У фильмов, как и у любого другого вида искусства, есть свои критерии оценки. Тут «нравится — не нравится» не работает. Тот же фильм «Горько». Ведь режиссеру удалось так точно показать все типажи российской действительности, как до этого никто раньше не мог сделать. Даже эта подача — как комедии — была сделана лишь для того, чтобы привлечь зрителей в зал. Ведь если бы написали, что покажут всю правду о них, никто бы не пошел. Вторая часть — отвратительная попытка заработать деньги. Когда меня попрекают тем, что я не имею образования, и понятий о каких-то фундаментальных вещах, я могу ответить, что, просмотрев более 5 тыс. фильмов и прочитав более 500 книг о кинематографе, я больше понимаю, чем многие, и могу иметь свое представление о той или иной ленте.
Слова о том, что у нас нет хорошего кино — неправда. Надо понимать, что у нас плохая система проката. Более того, в нашей стране словосочетание «арт-хаус» вообще стало каким-то ругательным. «Что опять это какое-то авторское кино? Еще и на каком-то фестивале победила эта нудятина?» Это отношение надо менять, донести до людей, что туда не берут какие-то отбросы, а выбирают сливки.
– Но ведь это мнение складывается по фильмам типа «Пять бутылок водки» или та же «Голова»…
– Для меня вообще удивительно, что фильмы типа «Зеленый слоник» пользуются популярностью. Но если послушать Светлану Баскову, режиссера этих лент, то становится понятно, что у нее в «Слонике» было такое видение Чеченской войны. И вы, зная эту информацию, будете воспринимать кино несколько иначе. Все приемы, так называемые «манки», которыми она пользовалась, были для привлечения зрителей.
– Но ведь это неправильно, когда режиссер снимает фильм, а потом отдельно пишет пояснение, что он в какой сцене имел в виду, и для чего что-то показывал.
– Почему не правильно? У меня бывало такое, что после просмотра фильма я читал воспоминания режиссера и начинал воспринимать картину иначе. Не могу сказать, что это тут же поднимало фильм до уровня любимых, но тем не менее. Наоборот. Это воспитательный и умственный процесс, благодаря которому мы получаем знаний больше, чем было до этого. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ