Новости – Люди












Люди
«Выставляют русских людей в роли завоевателей»

Фото: panoramio.com
Выпускник из Казани указал Генпрокурору на фальсификацию фактов в учебнике по истории Татарстана
20 января, 2014 18:58
10 мин
Выпускник Казанского научно-исследовательского университета имени Туполева Роман Корнилов обратился к Генпрокурору России с требованием изъять из казанских вузов учебник «История Татарстана с древнейших времен до наших дней», написанный местными учеными. По мнению Корнилова, учебное пособие создает неверное представление о государстве древних татар и содержит нетолерантные высказывания о русском народе.
КНИТУ — один из крупнейших вузов России, где готовят специалистов в области самолетостроения. В числе прочего студенты изучают региональный компонент образовательной программы — татарский язык и историю республики. Учебник по последнему предмету и вызвал у Романа Корнилова вопросы.
«Исторические фальсификации активно используются, в том числе, в целях обоснования национальной исключительности того или иного народа», — пишет выпускник в заявлении Генпрокурору РФ Юрию Чайке. «Когда я был еще студентом Казанского национального исследовательского технического университета (КНИТУ-КАИ), мне все эти мифы внушались во время занятий по истории Татарстана».
Как следует из текста заявления, Роману Корнилову показался спорным следующий фрагмент учебника: «Татарстан — одна из древнейших стран на северо-востоке Европейского континента. Еще в V-II тысячелетии до н.э. территория Татарстана входила в систему региональной неолитической культуры, названной «уральской культурой». Исторически как страна, и как государство Татарстан локализовался в конце первого тысячелетия под названием древнетатарского государства Волжская Булгария на территории Волго-Урала. В период средних веков Татарстан воспринимается в границах Казанского татарского государства (Казанского ханства)».
По мнению выпускника КНИТУ, авторы учебника искусственно увеличили историю Татарстана, образованного 30 августа 1990 года, на 7 тыс. лет. Еще Корнилову кажется несправедливым, что в учебнике татарский народ объявляется первым и единственным, издревле проживающим на территории современной республики. Проживание здесь русских, удмуртов, марийцев, чувашей отрицается или замалчивается. «Археология Татарстана еще молода. Тем не менее, она сумела открыть завесу над культурой жизни древнейших северотюркских племен, живших на сплошной территории от предгорий Урал-тау до Волжско-Окского междуречья, опускаясь по Волге до реки Самара», — цитирует учебник Роман Корнилов. О финно-угорских и славянских племенах нет ни слова.
Еще, по мнению выпускника КНИТУ, в учебном пособии содержатся территориальные претензии Татарстана к России. Например, авторы учебника утверждают, что «реализованную татарским народом в 1920 году национально-территориальную автономию можно назвать ограниченной сверху автономией советского типа. Эта автономия возникла как результат компромисса между татарским национальным движением и федеральным центром. Татарское национальное движение согласилось на создание ТАССР на части территории Татарстана». Следуя логике авторов, границы республики необходимо увеличить за счет соседних регионов для восстановления исторической справедливости.
Наконец, Роману Корнилову не понравилось, что учебник противопоставляет русских и татар. Первые выставляются в роли захватчиков, а вторые представлены как великая нация, потерявшая культуру и земли в результате агрессии российского государства. «Авторы спорного текста "доказывают", что Россия и Татарстан — два разных враждующих субъекта исторического процесса, а также говорят о влиянии русского народа на формирование современных татар. Термины "оккупационные войска", "оккупационная администрация", "колонизация" и т.п., употребляются авторами спорного текста только с одной целью: показать читателю, что отделение Татарстана от Российской Федерации — вопрос времени», — пишет выпускник КНИТУ в заявлении. Также он обращает внимание прокурора на то, что учебник книга содержит гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений».
Председатель Общества Русской культуры РТ Александр Салагаев не скрывает, что обращение выпускника в Генпрокуртатуру подготовлено с помощью сотрудников его организации:
– Роман Корнилов впервые обратился в ОРК РТ два года назад, когда учился на 5 курсе КНИТУ, — сообщил он корреспонденту РП. — Он показал нам учебник, сказал, что там приводятся спорные факты. Поскольку на книге стоял гриф Минобнауки РФ, мы направили письмо в министерство с просьбой дать разъяснение: кто рекомендовал учебник к изучению в вузах и совпадает ли точка зрения авторов с позицией Минобрнауки РФ. Нам ответили, что с 2007 года министерство не проверяет вузовские учебники и не выдает рекомендаций по поводу их использования. А поскольку учебное пособие вышло в 2009 году, гриф на нем поставлен самовольно. Недавно Корнилов сообщил, что хочет написать заявление в Генпрокуратуру РФ, поскольку учебник до сих пор изучается студентами и создает у молодежи негативное отношение к русскому народу. Мы помогли ему составить текст.
По словам Александра Салагаева, вопрос о том, какие учебники использовать для обучения студентов, решается на уровне руководителей вузов. Такое право им предоставил закон 273-ФЗ «Об образовании». Руководство КНИТУ использует сомнительные учебники, вероятно, потому, что они написаны сотрудниками кафедры истории этого вуза — Данией Сабировой и Якубом Шараповым.
Как указано на официальном сайте КНИТУ, доктор исторических наук, профессор Дания Сабирова сейчас возглавляет кафедру истории и связей с общественностью. Она преподает дисциплины «Основы интегрированных коммуникаций», «Связи с общественностью в государственных и общественных структурах» и «Продвижение территории». В 1994 году получила звание заслуженного деятеля науки РТ, а в 2012 году была удостоена звания «Заслуженный работник высшей школы РФ».
– Вопрос о закупках учебников действительно решается руководством вуза, — прокомментировал «Русской Планете» начальник учебно-методического центра КНИТУ Анатолий Потапов. — Сейчас даже в школах учителя имеют право выбирать учебники для своих учеников. Единственное требование в том, чтобы пособия были проверены и имели допуск к использованию. На учебнике по истории Татарстана, который используется в нашем вузе, стоит гриф Минобрнауки РФ. Как он туда попал — вопрос к издателю и к министерству. Лично я думаю, что учебник проходил проверку и был утвержден по всем правилам. Дело в том, что сейчас чиновники не уделяют большого внимания вопросам трактовки истории, для них главное, чтобы были правильно указаны исторические даты. Что касается оценок, то здесь допускаются разные точки зрения. В истории много спорных моментов, некоторые ученые, к примеру, всерьез оспаривают существование Золотой Орды. Устранять противоречия во взглядах историков должна Академия наук России, но там сейчас реформирование.
Доцент кафедры отечественной истории и истории татарского народа Казанского федерального университета Диляра Усманова считает, что в учебнике действительно есть спорные моменты, хотя признает за авторами право на собственную точку зрения.
– Говорить о том, что на территории Татарстана с древнейших времен проживали только тюркоязычные племена, было бы неправильно, — сообщила «Русской планете» профессор Усманова. — Представители финно-угорских народов также поселились на этой земле достаточно рано, а вот славяне появились позже. Еще, согласно общепринятой теории, Волжская Буглария возникла не в конце первого тысячелетия, а гораздо раньше — в 5-6 веке нашей эры. В 900-х годах появились первые письменные свидетельства существования этого государства. Однако хочу заметить, что представления историков часто не совпадают, и нормальное явление. Чем больше суждений и оценок, тем ближе мы подбираемся к истине. Единственное — точки зрения должны базироваться на совокупности фактов, а не на фантазиях.
А вот председатель казанского городского общества историков-краеведов Анатолий Елдашев считает, что славянские племена на территории современного Татарстана появились раньше тюркских.
– Некоторые татарские историки предпочитают умалчивать о существовании на берегах реки Камы Именьковской культуры, образованной славянами еще в 4 веке нашей эры, — сказал «Русской планете» Елдашев. — Ее расцвет произошел до великого переселения народов VII-VIII веков, когда на территорию республики пришли представители финно-угорских и тюрских народов. Еще историки Татарстана не любят говорить о том, что государство Великая Булгария было создано в том числе и славянскими народами. В древних Болгарах бок о бок с мусульманами жили крупные христианские общины греков и армян. А еще здесь жили кряшены, — народ, добровольно принявший Христианство на рубеже XI-XII веков задолго до завоевательного похода Ивана Грозного. Летописцы современного Татарстана выставляют русских людей в роли завоевателей, но при этом молчат о том, что казанское ханство никогда не имело самостоятельности. Оно существовало всего 107 лет и зависело сперва от крымских ханов, затем от Москвы. А в рядах войска Ивана Грозного, захватившего Казань, было много касимовских татар. Они сами рвались в бой, чтобы освободить эти земли от крымского влияния. Что же касается «оккупации», то после присоединения Казанского ханства к России татары только обогатили свою культуру, так же, как и русские.
По словам Анатолия Елдашева, история Татарстана сегодня сильно политизирована. Руководство республики заинтересовано в обосновании выдающейся роли татар в истории, поэтому появляются разного рода мифы. Один из них — 1000-летние Казани, которое помпезно отмечалось в республике в 2005 году. Тысячу лет назад Казань безусловно, существовала, но лишь в виде небольшой крепости с торжищем. На это указывает слишком скупой для города археологический слой. История Татарстана очень богата, поэтому историки могли бы обратить больше внимания на факты, которые объединяют народы, а не сеют между ними вражду.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости