Новости – Люди












Люди
«… Катастрофичного падения пока нет»

На территории Астраханского кремля. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
Туроператоры Астрахани рассказали «Русской планете», в каком состоянии находится сегодня туротрасль, активно ли астраханцы путешествуют и как лучше провести уикенд
2 апреля, 2015 14:41
14 мин
В конце марта в Астрахани прошел очередной совет по туризму с участием главы региона Александра Жилкина, областного министерства культуры и туризма и представителей региональной туриндустрии. На мероприятии губернатор объявил о разработке специальных туристических маршрутов «выходного дня». По словам регионального министра культуры и туризма Галины Зотеевой, уже разработано более 30 вариантов интересного астраханского «уикэнда» на любой вкус и кошелек. Это, например, тур «Попробуй Астрахань на вкус» — для гурманов, тур «Реклама вечных ценностей — театр» — для ценителей драматического искусства. Детям — тур «Волшебные выходные». По мнению Александра Жилкина, подобные проекты — «качественно новый уровень предложений на рынке туристических услуг».

Вид на Астрахань. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
Начальник отдела регулирования туристической деятельности астраханского минкульта Инна Лошкарева сообщила РП, что новые астраханские туры станут необычными для гостей города из-за того, что в каждом из них будет существенная культурная составляющая:
– Все эти туры организуют сами астраханские туроператоры. Региональная власть в лице министерства культуры все эти туры собрала и систематизировала в один вид. Во-вторых, когда мы встречались с представителями туркомпаний, которые работают на въездном туризме, мы попросили, чтобы, когда они будут составлять эти туры, они делали упор на культурно-познавательный туризм — чтобы в каждый тур вошло знакомство с Астраханью. То есть чтобы не просто туристы поехали в дельту, посмотрели на лотос, рыбу половили и уехали, а еще, например, посетили музеи, посетили кремль обязательно, центр города.

Троицкий собор на территории Астраханского кремля. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
По словам Лошкаревой, на данный момент соглашение минтуризма заключило с тремя астраханскими туроператорами, которые состоят в едином федеральном реестре:
– Туроператоры уже по этим маршрутам выходного дня в Астрахани работают. У них есть цена. С нашей стороны уже появилась отдельная вкладка на «Астраханском туристическом портале» — «Туры выходного дня». Там указана цена и координаты астраханских туроператоров.
На означенном сайте указано число 2,5 млн посетителей региона ежегодно. РП поинтересовалась у Инны Лошкаревой, много это или мало:
– Если сравнивать этот показатель с другими регионами России, то число очень хорошее и мы им можем гордиться. Оно не с потолка взято: были проведены маркетинговые исследования и по количеству коллективных средств размещения мы подсчитывали, сколько у нас одновременно вмещается туристов. Если у нас такое большое количество баз отдыха и еще продолжается строительство новых, то эти расчеты действительно помогают сказать, что у нас в регионе столько туристов может разместиться одновременно. Согласно мониторингу Ростуризма, Астраханская область находится на 7 месте по количеству въезжающих. Мы уступаем только Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Краснодарскому, Алтайскому краям. В южном федеральном округе так мы вообще уступаем только Краснодарскому краю.
По данным замминистра туризма области Татьяны Порублевой, ведущие туроператоры региона создали новые программы:
– Гости города, например, смогут «попробовать» Астрахань на вкус. Помимо культурно-познавательной программы туристам предложат астраханскую кухню, национальную казахскую кухню в юрте с погружением в быт кочевых народов, а также татарскую и узбекскую кухни.

Дети во время празднования Дня астраханского арбуза на центральном стадионе в Астрахани. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
«Русская планета» выяснила подробности новых маршрутов и пообщалась с представителями туркомпаний, оказывающих данные услуги. Проблем в туротрасли сегодня немало, но несмотря на недавние экономические трудности, отрасль жива и даже планирует развиваться.
Так как поток туристов снизился, на туры выходного дня возлагаются надежды. Так считает директор туристической компании «Вокруг света» Светлана Журавлева:
– Сразу нужно сказать, что так называемые туры выходного дня — не новинка. Они в городе есть уже очень давно. Почему сейчас это звучит особенно ярко и остро? Потому что в апреле к нам приезжает большая делегация туристических организаций-операторов. И там будут говорить о том, что нужно подавать астраханский регион не только как регион рыбалки и охоты, но и как регион, в котором есть экскурсионные туры с достопримечательностями. Поэтому задача всех туроператоров Астраханской области — разработать ясные экскурсионные маршруты. Тогда мы сможем с ними заключать договоры, по которым будем «продавать» наш регион в общей онлайн-системе. Сейчас же мы работаем по принципу «кого можем — того и привлекаем». Это касается наших регионов-соседей. Допустим, мы сейчас работаем с Волгоградом, Волжским, Элистой. Мы сами высылаем в школы, в туристические агентства наши программы и пытаемся кого-то привлечь. Они к нам приезжают на те же самые туры выходного дня.
– Как говорят в минтуризма, новые маршруты не будут сосредоточивать на рыбалке и охоте. В них должна быть четкая культурная составляющая. Вы к этому готовы?
– Да, сейчас будет серьезней масштаб: наши маршруты включатся во все онлайн-сервисы, например, московских туркомпаний. Наши ресурсы сейчас мне кажутся очень подготовленными в том числе и благодаря работе нашего министерства культуры и туризма. Сейчас все музеи в городе работают, иногда даже круглосуточно, если есть спрос. В министерстве нас заверили, что и театры согласны под определенный тур согласовать свою афишу. Это очень мощное продвижение нашего региона. Или, например, экскурсии по нашему институту по разведению осетровых. С одной стороны, они занимаются исследовательской деятельностью: пополняют популяцию редких рыб, с другой — мы, например, школьников возим к ним на экскурсии. И если будет результативным этот приезд, то я уверена, что дела пойдут.
– Это долгосрочная перспектива? Пока наш регион у многих ассоциируется только с рыбалкой, речкой, базой отдыха, поэтому не культура у туристов пока будет в приоритете.
– Это неправильный подход. Сейчас очень многие структуры не могут выезжать за рубеж, например, все силовики. И финансово не все могут себе позволить выезжать заграницу. А значит, сейчас это будут «наши» клиенты. В Астрахани тепло, арбузы, фрукты, рыбалка, пляж, Волга, лотос. Почему бы не поехать? Пока самый сложный вопрос у нас в логистике: как нам туристов сюда привозить? Хорошо, что сейчас запускаются дешевые авиаперевозки компании «Победа».

Рыбалка на Волге на территории базы "Остров Колочный" в Астраханской области. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
– А все же: какие реальные шаги делают региональные власти для продвижения бренда «Астрахань» по всей России? Оказывают ли они вам помощь?
– Нынешний проект по турам выходного дня мы делаем совместно с минкультуры. Например, уже второй год существуют специальные детские программы по культурному туризму для детей. Детей бесплатно возят на экскурсии по городам России. Чтобы попасть в число таких городов, нужно создать бренд, показать, что действительно сюда нужно везти людей. Или сделать, например, цепочку городов с экскурсиями, своеобразное «золотое кольцо» Элиста – Волгоград – Астрахань. И вот под это уже будут федеральные деньги. Пока же в министерстве нам пообещали, что в ближайшее время будет проведена информационная работа по новым турам. Я думаю, что в ближайшее время министерство будет активно работать для привлечения внимания к этим маршрутам.
– Каково состояние астраханской туриндустрии? Пережила она экономические потрясения?
– Очень сложно. Если говорить по зарубежным турам — огромная «просадка» в продажах. Предстоит сезон, который покажет, насколько мы рентабельны. Поэтому мы все ищем новые возможности, чтобы продержаться, потому что надеемся, что все равно все наладится.
– Как-то ощущается, что люди из-за высоких цен на зарубежные туры переходят на внутренние направления?
– Я бы не сказала, что все так очевидно. Пока внутренние маршруты тоже под вопросом. Например, представьте, что будет в этом году твориться на черноморском побережье. Сейчас очень многие поедут отдыхать на Черном море, потому что им просто нельзя за рубеж или потому что в этом году они решили сэкономить. То есть ожидается очень большой наплыв туристов. Значит, что местные будут делать — вести нормальную ценовую политику? Мы даже сейчас видим, что объекты в Сочи продаются по цене зарубежных путешествий — Турции, Греции. Это ненормально. А что будет твориться с частными гостиницами? Похожая ситуация была прошлым летом в Анапе. Теперь такие туристические гиганты, как, например, «Пегас-туристик» свои самолеты, которые раньше гоняли в Турцию, из-за снижения потока переориентируют в Сочи и Крым. Мало того, они там создают свои объекты размещения. То есть, другими словами, они едят наш хлеб.
– Все же как вы оцениваете свое существование на рынке: вы выживете? Какие прогнозы?
– Сейчас мы ждем результатов II и III кварталов. По ним и будем смотреть. На туры выходного дня огромная надежда. Если мы сможем народ привлечь, это будет очень хорошо и для бюджета региона, и для бизнеса. Ведь туристам очень нравится наш город. Два дня назад к нам приезжали дети из Волгограда и говорили, что хотят сюда вернуться. Вообще ко всему этому нужно относиться без пессимизма.
Без пессимизма на внутренний астраханский туризм смотрит и другой внутренний оператор — «Цезар», тоже участвующий в разработке маршрутов выходного дня. По словам завотдела внутреннего туризма компании Марии Кондрашовой, новые маршруты могут быть выгодными:
– Наша компания разработала 11 программ из 27 на 3 дня 2 ночи и на 2 дня 1 ночь. Сейчас, после губернаторского совета, они постепенно добавляются на наш сайт. Сейчас дорабатывается еще пара программ. Будем надеяться, это будет активно внедряться. Минкульт и губернатор в этом обещали активную информационную поддержку.
– В этом году эти туры будут внедряться впервые в регионе?
– Раньше такие туры были в немного другом формате: от двух до пяти дней в зависимости от пожеланий набранной группы. И состав самого тура выбирала группа: рассчитывалось все индивидуально. Сейчас же туры будут тематическими. Например, в рамках тура «Попробуй Астрахань на вкус» обращается внимание на национальные кухни Астрахани, в программе «Реклама вечных ценностей — театр», соответственно, театральной составляющей. Во все туры включены обзорные экскурсии по городу.

Зрительный зал Астраханского государственного театра оперы и балета. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
– На какой срок туры уже распланированы?
– У нас на сайте видно, что тематические туры распланированы вплоть до начала июня. Сейчас активно бронируются туры выходного дня с 1 по 4 мая. Дальше будет появляться больше новых дат в зависимости от начала сезона отпусков. Многие уже побывали и в Кисловодске, и на Черном море и хотят чего-то нового, и в зависимости от их пожеланий мы стараемся пригласить людей в Астрахань.
– Можно ли сказать, что люди стали больше отдыхать в России?
– Конечно, курсы валют сказались на туристическом потоке за границу. Внешних туристов стало значительно меньше. Сейчас многие переориентируются на российские регионы, рассматривают не только пляжный отдых, но экскурсионные туры здесь: «Золотое кольцо», Казань, средняя полоса, Байкал, Карелия. И программы там достаточно хорошие, и принимающая сторона делает свою работу на высоком уровне. У нас есть куда съездить. А те, кто заранее планировал отдых за границей, урезают свои расходы: например, бронируют гостинцу не 5 звезд, а 3 звезды, сокращают количество дней на отдых. Те, кто ездил в отпуск 2-3 раза в год, сейчас ездят один раз. Также сейчас люди стали более основательными к выбору тур: заранее узнают все, что входит в стоимость.
– А в процентном отношении на сколько примерно уменьшились туристические потоки за границу?
– В сравнении с прошлым годом это примерно 60–70%. Почти все эти люди переключились на внутрироссийский туризм. Поэтому мы стараемся цены не повышать, чтобы людям было куда поехать.
– Правда ли, что раннее бронирование туров значительно снизилось, и люди стараются дождаться «горящих» путевок?
– Да, в раннем бронировании есть небольшое понижение, основная же масса желающих отдохнуть приходит к нам за 2–4 недели до отъезда.
В туристической компании «Астратур» РП также рассказали о частичном падении спроса на туры в последний год. По словам сотрудника компании, попросившей себя не называть, расцвет компании был в 2013 году. Сейчас же главные направления, с которыми работает компания — Крым и Сочи.
– Если раньше «Газпром» возмещал стоимость путевок за границу для своих работников, то сейчас только если сотрудники едут отдыхать по России. «Силовикам» вообще запрещено ездить за границу.
Что касается общего снижения туризма в другие страны, то по словам работника туркомпании, большой корреляции с российскими направлениями пока нет:
– Люди, у которых есть деньги, как ездили отдыхать за границу, так и продолжают туда ездить. Их Крымом и Сочи не заманишь. Они один раз съездили в Сочи и больше не хотят. Я думаю, что если раньше соотношение между туризмом в России и заграницей было 50/50, то сейчас это где-то 60/40. То есть катастрофичного падения пока нет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости