Новости – Люди












Люди
Время собак
Перед стартом экспедиции. Фото: Дмитрий Лощинин
Карельские студенты с ограничениями по здоровью отправились в экстремальное путешествие на Север
17 февраля, 2014 12:30
12 мин
11 февраля, вечер, бассейн. До старта два дня. В воде полсотни студентов Петрозаводского госуниверситета. Тренировка.
– За 15 минут брассом туда-обратно. Кто больше проплывет, считаем сами, — ставит задачу студентам тренер по плаванию Юрий Цунский и обращается ко мне. — Удивительные ребята одна девочка еще 4 месяца назад была как дерево, а сейчас прекрасно плавает. Очень целеустремленные. Приятно работать. Они с октября ходят в бассейн, чтобы подготовиться к экспедиции на собаках.
– А как плавание связано с гонкой на собаках? — интересуюсь у тренера.
– Очень просто. В воде развиваются все мышцы тела. У кого проблемы с позвоночником, с суставами, это приносит незаменимую пользу. Посмотрите, какой прекрасный брасс они показывают. В мае мы их научим, как на основе этих навыков оказывать спасение на воде. Так, 15 минут прошло, заканчиваем. Плывем ко мне и говорим — у кого сколько, — командует Юрий Анатольевич.
– Пятьсот, шестьсот, — кричат студенты.
– А я сбилась, — оправдывается одна из девушек.
– Ну, это еще было задание на интеллект, — шутит тренер. — В июне задание будет уже другим: мужчины должны будут проплыть за 15 минут 1000 метров, женщины 800. Все понятно? Свободны.
– До свидания, — хором отвечают студенты и направляются в раздевалку.
В зале для собраний раздают одежду для экспедиции: сапоги, куртки, термобелье.
– Мы должны вернуться без травм, эксцессов и по максимуму получить удовольствие, — объявляет организатор и врач экспедиции Ольга Евсина.
– Как долго будет экспедиция и где будем ночевать? — спрашивает кто-то из студентов.
– Почти две недели, жить будем и в школьных спортзалах, и в гостиницах. В каждом городе по-разному.
– А будем в лесу в палатках?
– Конечно, попросимся к медведю в берлогу! Вы же опытные бойцы за выживание в диких условиях, — с иронией отвечает Ольга и обращается к соорганизатору экспедиции Алексею Гаврилову. — Алексей, расскажи ребятам про возможные трудности.
Ольга Евсина среди спальных мешков и рюкзаков участников экспедиции Фото: Дмитрий Лощинин
– Я уже ездил на собачьих упряжках. Сразу скажу, что погоду обещают теплую, — отвечает Алексей. — Когда нет морозов, хаски перегреваются. Собакам жарко. Ехать тяжело.
– А собаки могут справлять нужду на ходу? — вдруг спрашивает кто-то из зала.
– Этот вопрос интересует многих, — Алексей улыбается. — Отвечу прямо: могут.
В зале гогот и смех. Финальные инструкции, распределение одежды.
13 февраля, собачий питомник в поселке Матросы. Первый заезд на 30 км. Студент ПетрГУ Олег Степанов в детстве из-за электротравмы лишился рук. Летом прошлого года он покорил несколько вулканов на Камчатке, сплавился по Быстрой реке и провел неделю в лесу с медведями. Теперь он готов к новому испытанию.
– Поездка на собачьих упряжках для меня стала очередной проверкой на выносливость и силу воли. Думаю, я с этим справлюсь. Конечно, трудности есть. Но я снова преодолеваю себя, — говорит Олег.
– Пора запрягать собак, — обращаюсь к Олегу. — Какие есть тонкости?
– Я знаю, что упряжка не должна собираться в кучу, собаки могут запутаться и подраться. А это самое страшное, что может произойти. Если начнется грызня, караван придется останавливать и разнимать псов, — объясняет Олег.
– Ты едешь с инструктором?
– Да, он будет управлять упряжкой.
– Все к столу! — перед началом путешествия всех собравшихся у питомника зовут подкрепиться. Бутерброды, рыба, чай.
Фото: Дмитрий Лощинин
– Хорошо сейчас горяченького, — подмечает Айтакин Алекперова и берет одноразовый стакан. У нее проблемы с тазобедренным суставом. В прошлом году она вместе с Олегом покоряла вулканы Камчатки.
– Айка, расскажи, ты готова к поездке на собаках?
– Да, я морально готовилась. Я ездила в санаторий в Белоруссию, там проходила лечение. Сейчас чувствую себя хорошо. Впереди новые впечатления, новые эмоции. Уверена, у меня все получится, — с улыбкой отвечает Айтакин.
– Всего 13 февраля стартуют 13 студентов. Большинство из них в таких экспедициях впервые, — подчеркивает организатор экспедиции Ольга Евсина, почесывая за ухом одного из псов. — Всего в экспедиции участвует почти 50 человек. У пятерых из них ограничения по здоровью. Есть ребята с диабетом. Но я считаю, что у этих студентов возможности на самом деле безграничны. Мы не говорим о болезнях, мы их преодолеваем.
– А что это за собака, ты ее с такой любовью обнимаешь, — спрашиваю я.
– Это Черке. Черке — просто звезда. Он дважды был на Северном полюсе, прошел расстояние, равное длине Ледовитого океана. Да у нас все собаки работяги.
– А что за породы?
– Здесь и аляскинские, и чукотские ездовые, и хаски. Более выносливые, конечно, чукотские. От них были выведены хаски. Хаски — это уже собаки второго ряда. В экспедицию пойдут в основном чукотские ездовые. Потом поиграем, — обращается к Черке, которая заигрывает уже не только с Ольгой, но и со мной.
– Я слышал, что экспедиция кому-то посвящена?
– Правильный вопрос. Идея поехать принадлежала Виктору Орлову. Он организовал экспедицию на Камчатку летом 2013 года, когда 20 студентов покоряли вулканы и сплавлялись по рекам. Некоторые из них поедут и сегодня. Но Виктор Орлов ушел из жизни. И наш долг, как его учеников, провести этот поход. Он посвящен его памяти. Мы 5 месяцев готовились не покладая рук. Ребята поняли, что это не прогулка, физически действительно тяжело. На некоторых участках маршрута по 70-90 км будут проходить, — говорит Ольга.
Неожиданно позади меня начинает лаять пес.
– Это Чук — моя любимая собака, — делится студентка 2-го курса института педагогики и психологии Дарья Редькина. — Он хоть и вредный, но очень хороший.
– Дарья, расскажи, как ты попала в эту экспедицию?
– О ней я узнала на собрании в профкоме, я ведь профорг. Здесь уже нашла новых друзей. Сейчас я безумно счастлива. У меня нет ни капли страха. Только счастье, восторг. Это непередаваемые чувства. Страх был, когда я первый раз села в нарты. Сейчас уже привыкла. Это совсем не то что на снегоходе. Здесь идет общение с животным, ты их чувствуешь, ощущаешь власть над ними.
– Есть какие-то правила, как нужно общаться с собаками во время гонки?
– Конечно, здесь главное — это показать, что ты доминируешь, что ты вожак, кричать нужно клички тех, кто впереди, причем громко и четко, — поясняет Даша.
– Тренировки в бассейне и зале помогают?
– Сначала было не совсем понятно, зачем это нужно. Но когда мы попробовали себя в упряжке, проехались, несколько раз упали, стало ясно, что без физических тренировок не обойтись. Стали лучше заниматься, с большим усердием подходили к бегу, прыжкам, больше работали ногами, качали пресс. Все это очень важно.
Идем запрягать собак и готовить нарты. Студенты берут упряжки, отцепляют по очереди собак, одну за другой выводят их из вольера и запрягают, прикрепляя карабинами к забору. Стоит безумный лай.
– Сидеть, тихо, — командует Дарья, зажимая собаку ногами. — Главное, чтобы упряжка была правильно надета. У каждого пса свой характер. Попадаются пары, которые постоянно грызутся друг с другом. Их лучше рядом не ставить.
Тая Андреева с собакой. Фото: Дмитрий Лощинин
– Сегодня поездка будет тяжелой, — комментирует процесс Тая Андреева. Она учится на 5 курсе строительного факультета Петрозаводского госуниверситета.
– А ты почему не запрягаешь?
– А я сегодня не еду. У меня старт из Инжунаволока до села Паданы. Я в следующей группе. Мы едем частями. На каждом этапе состав обновляется, чтобы поучаствовать могли все. Ребят будут подвозить на автобусах, — рассказывает Тая.
– Дорога займет три дня, да?
– Точно. Не знаю, как мы выдержим. Но думаю, будет интересно. У меня даже страха нет, только чувство азарта и ощущение того, что подписалась на увлекательную авантюру, — улыбается Тая.
– Собак не кормить, вместе не собирать. Если погрызут друг друга, собака поедет в нартах, — дает последние инструкции представитель группы сопровождения Денис Шадрин. — Если нарты упали, каюр не бросает упряжку, держит ее, а пассажир выравнивает сами нарты.
– Денис, какие трудности ждут путешественников?
– Самое неприятное — это пересечение населенных пунктов. Там много бродячих кошек и собак. Наши ездовые воспринимают их исключительно как дичь. Это может сбить их с толку и упряжка рискует стать неуправляемой. Главное — преодолеть эти участки. Внимательными нужно быть и при пересечении автомобильных дорог, — рассказывает Денис.
– Но все же главная трудность — это погода, — подключается к разговору руководитель экспедиции Виктор Симонов. — Сегодня минус два. Это ужасно для этих собак. Они должны жить на Севере. Идеально для них — минус 20. А с такой шерстью они на скорости быстро перегреются, начнут хватать снег, часто справлять нужду, могут остановиться и начать валяться в снегу.
– И как же быть, если выдалась такая погода?
– Вынуждены будем идти гораздо медленней, чем планировалось. Думаю, что скорость при такой температуре будет не выше 5-6 километров в час. Но от графика мы не отобьемся. Все просчитано, — отмечает Виктор.
Упряжки на старте, в каждой по 6 собак. Более опытные участники экспедиции проверяют, все ли хорошо закреплены. Командуют старт. Одна за другой упряжки срываются с места. Некоторым каюрам еле удается удержать ездовых.
– Ура, — кричат ездовые.
– Али, Лучик, Триша, — слышатся клички.
Первый день экспедиции. Фото: Дмитрий Лощинин
Через несколько часов связываюсь по телефону с соорганизатором экспедиции Алексеем Гавриловым. Слышно очень плохо.
– Алексей, как проходит путешествие? — кричу в трубку.
– Отлично, проехали уже полпути до первой остановки. Было, правда, одно происшествие, — кричит в ответ Алексей. — Девушки на трассе перевернули упряжку, упали. Но каюр вожжи не отпустила, проехалась на пузе. Без посторонней помощи не обошлись. Пришлось помогать.
– Никто не пострадал?
– К счастью, нет. Едем…
Молчание. Треск. Связь обрывается.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости