Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Очень большая деревня

Что будет представлять собой агломерация в Барнауле

Елена Коваленко
3 мин

Барнаул. Фото: Фото ИТАР-ТАСС/ Олег Богданов.

Программа создания Барнаульской агломерации будет воплощаться в жизнь не один месяц и даже не один год. Такое заявление сделал председатель Алтайского краевого Законодательного собрания Иван Лоор. По словам спикера краевого парламента, речь идет не о юридическом объединении территорий, но об улучшении экономических связей и общей инфраструктуре. «Мы должны отрабатывать экономические инструменты развития соседних территорий» — отметил Лоор.
Проект Барнаульской агломерации предполагает объединение Барнаула, города-спутника краевой столицы Новоалтайска и Первомайского района.
– Созданием таких инструментов озабочены сегодня не только в Алтайском крае и России, но во всем мире, — рассказал «Русской планете» доцент кафедры экономической географии и картографии, кандидат географических наук Александр Кротов. — Агломерация — это многоуровневая динамическая система, в состав которой входит ряд населенных пунктов, связанных между собой экономическими, транспортными и культурными связями. Сейчас это мировой тренд.
Решение о создании Барнаульской агломерации было принято 14 октября 2009 года, когда соглашение о ее создании подписали главы Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района. На сегодняшний день эта агломерация является единственной схемой в России, прошедшей в установленном порядке процедуру согласования в Минэкономразвития РФ. 
Варианты агломераций в США, Европе и России могут быть разными. В Соединенных Штатах центральный город в таком объединении может быть в несколько раз меньше, чем сама агломерация. Например, агломерация Сан-Франциско насчитывает до 7,5 млн жителей, в то время как в самом городе проживает, по разным оценкам, от 800 тыс. до 1 млн человек. В российском варианте ключевой город всегда значительно крупнее, нежели «прикрепляемые» территории. Московская агломерация насчитывает 16–17 млн человек, причем в самой Москве, согласно имеющимся данным, проживает более 12 млн человек. В соседней Новосибирской агломерации проживает немногим менее 2 млн человек, из них более 1,5 млн — в Новосибирске. Барнаульская агломерация насчитывает около 820 тыс. населения, из них почти 700 тыс. проживает в Барнауле.
– Такая разница объясняется тем, что США покрыты сетью качественных автомобильных дорог, которые делают связи между территориями более интенсивными, — объясняет Александр Кротов. — Кроме того, там люди более склонны перемещаться на большие расстояния, нежели у нас. И, кроме того, одним из сегодняшних элементов «американской мечты» является жизнь в собственном загородном доме и работа в большом городе. У нас в России качество жизни за пределами города сильно уступает той, что существует в городской черте.
В Алтайском крае с прицелом на развитие агломерации на правом берегу Оби начнется возведение микрорайона «Демидов Парк», состоящего из 15 многоэтажных домов на более чем 5 тысяч квартир, детскими садами и школой.  Еще раньше власти столицы региона объявили о строительстве на правом берегу Оби конгрессно-выставочного центра.
– Развитие агломераций становится популярным в России ввиду конкуренции за федеральные средства, — поясняет Александр Кротов. — Чем больше населения проживает на территории агломерации — тем на больший объем транша она может рассчитывать. Особые бонусы, как известно, получают территории, где проживает 1 млн и более человек. Однако сегодня, при всех усилиях по наращиванию численности населения, Барнаульская агломерация до миллиона все равно не дотягивает. В случае продолжения нынешнего инерционного сценария численность населения Барнаула будет еще лет пять–десять расти, затем в течение десяти лет будет стабилизация, а потом вполне вероятен спад численности населения.
Возможно, по этой причине московский институт «Гипрогор», занимавшийся разработкой схемы территориального планирования агломерации, предложил включить в ее состав части Калманского, Павловского и Тальменского районов.
В пресс-службе института корреспонденту «Русской планеты» заявили, что постарались «учесть специфику региона и составить пакет рекомендаций таким образом, чтобы учесть перспективы именно сельских территорий и дать им возможность развития за счет проекта агломерации».
Правда, Александр Кротов не уверен, что это принесет нужный результат.
– Тенденция к тому, что Барнаул прирастает населением за счет сельской части региона, в том числе и прилегающей к нему, остается устойчивой, — замечает он. — Чтобы попытаться закрепить людей, живущих в Первомайском районе, прежде всего молодежь, на месте проживания, нужны либо новые скоростные автотрассы, либо скоростные электрички, как это делают в Европе или Америке. Но у нас таких проектов пока нет. Запуск троллейбуса между Барнаулом и Новоалтайском вряд ли сможет радикально повлиять на ситуацию. Ведь у нас даже количество пригородных электричек недавно было сокращено! А про новые дороги даже говорить не приходится. Уже на въезде в Барнаул можно наблюдать автомобильные пробки, и не исключено, что скоро будет забиваться и вся пригородная дорога. К тому же существующие инфраструктурные и социальные проекты пока больше нацелены на Барнаул. Для ориентации на сельские территории нужно там строить больницы, школы, детские сады. Но мало их построить — надо еще и найти для них учителей, врачей, воспитателей. А для этого нужно изменить тенденцию, когда из сел уезжают на работу или местожительство в Барнаул ввиду большей оплаты труда. Следует принять комплекс мер, который пока в имеющихся планах не просматривается, как нет в них строительства крупных промышленных предприятий, образовательных, культурных учреждений на селе. Вот и получается, что новые поселки, которые будут строиться в рамках агломерации, будут заселять состоятельные граждане, приезжающие в свои барнаульские офисы, количество которых у нас невелико. Да и то — спустя несколько лет и они утратят интерес к проживанию за городом, поскольку нагрузка на дороги вырастет, езда до Барнаула будет занимать все больше времени. И они тоже вынуждены будут пересмотреть вопрос о месте постоянного проживания, перебравшись в краевой центр.
Впрочем, барнаульские чиновники смотрят на перспективы агломерации несколько иначе.
– Прилегающая к столице края территория, в случае успешной работы над агломерацией, изменится к лучшему, — сказал в беседе с корреспондентом «Русской планеты» главный архитектор Барнаула Сергей Боженко. — Дело в том, что в процессе работы над проектом мы поняли, что такое настоящий градостроительный подход к делу, у нас появился новый взгляд на проблемы территории. И мы пришли к мысли о корректировке проекта. Если раньше мы были уверены, что Барнаул должен разрастаться в сторону Новоалтайска и Первомайского района, то на новом витке понимания для нас важно, чтобы они двигались навстречу краевому центру. И здесь мы видим гигантский дополнительный ресурс в социально-экономическом развитии агломерации. Появятся новые проекты в строительстве жилья, объектов экономики, социальной, культурной сферы. И это позволит нам решить задачу привлечения инвесторов — как российских, так и зарубежных.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин