Новости – Общество
Общество
Непедагогичный метод
Ошибку ДВГГУ видят в том, что 9 лет назад вуз решил перестать быть только педагогическим. Фото: официальная группа Студенческого совета ДВВГУ на vk.com
Каким образом решится судьба «неэффективного вуза» ДВГГУ
3 октября, 2014 16:05
9 мин
В ближайший месяц решится судьба Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ). Как сообщила корреспонденту РП министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова, делегация ведомства собирается лететь в Москву в Минобр страны на заседание по вопросу присоединения к Тихоокеанскому государственному университету (ТОГУ). Пока же педагоги ДВГГУ ждут с тревогой не только этого решения, но и своей сентябрьской зарплаты.
Путь в неэффективность
В октябре 2014 года ДВГГУ исполняется 80 лет. Он был основан в 1934 году как педагогический институт и с тех пор, до середины 1990-х годов, был одним из крупнейших педагогических вузов Дальнего Востока. Потом он получил статус университета, а после этого, в 2005 году, отказался от педагогического профиля и был переименован в Дальневосточный государственный гуманитарный университет. С этого момента, помимо учителей, в вузе начали обучать журналистов, пиар-менеджеров, дизайнеров, переводчиков и других специалистов.
В 2012 году ДВГГУ был признан Министерством образования и науки РФ неэффективным. С тех пор в нем сменилось несколько руководителей: был отправлен в отставку ректор Михаил Костенко, потом не задержались на руководящих постах еще два исполняющих обязанности ректора — Светлана Машенко и Александр Левинталь (ныне первый зампред правительства Хабаровского края по экономике. — Примеч. РП.). В самом университете началась реорганизация, за два года которой были ликвидированы 4 института, из 12 факультетов осталось восемь, а 36 кафедр преобразовали в 22, что привело к сокращению штатного расписания.
«Мы во взвешенном состоянии»
В октябре 2013 года и.о. ректора ДВГГУ стал доктор философских наук Юрий Прохоренко, работавший до этого назначения проректором по экономической работе ТОГУ. В марте 2014 года стало известно о возможном присоединении неэффективного «педа» к успешному Тихоокеанскому университету. Но многие сотрудники университета присоединяться к кому бы то ни было не захотели.
В апреле 2014 года прошло расширенное профсоюзное собрание работников университета, на котором присутствовал корреспондент «Русской планеты».
– Мы во взвешенном состоянии между небом и землей. Все говорят, что решение принято, будем объединяться. Но до сих пор приказ не подписан. Наше министерство (образования и науки края — Примеч. РП.) вообще никак не реагирует: уважаемый господин Левинталь обещал поддерживать, но потом в министерстве нас просто сдали — ни губернатор Шпорт, ни Базилевский (министр образования и науки края до сентября 2013 года. — Примеч. РП.) за нас не заступились, и мы остались никому не нужные, — говорила нашему изданию на собрании профессор кафедры теории и практики социально-гуманитарных технологий Любовь Вязникова. — Но кто будет учить детей из нынешних молодых семей, когда уйдет весь пенсионный корпус? Хороших учителей сейчас уже не хватает, а база их подготовки уничтожена. Восстановить весь потенциал нашего вуза будет практически невозможно.
И тогда же сотрудники заговорили о попытках неправомерных сокращений и невыплатах зарплат. Председатель профкома университета Анна Ищенко на том же собрании заявила: «Ректор ходит по подразделениям вместе с отделом кадров и бухгалтерией, финансово-экономическим отделом и объясняет людям, что существует долг в 36 миллионов, из которых 22 миллиона рублей — по заработной плате».
– Они бы хотели, чтобы мы написали заявления по собственному желанию и взяли по шесть дней отпуска за свой счет, в противном случае, можно лишиться стимулирующих надбавок, — сказала Ищенко.
И.о. ректора Юрий Прохоренко в ответ объяснял, что финансовые проблемы копились в университете годами и что он лишь озвучил сумму долга и реальные пути его сокращения. По словам Прохоренко, пути у вуза было два: либо присоединяться к ТОГУ, либо возвращать себе полностью педагогический профиль, без обучения других специалистов. И второй путь был неподъемным.
– С точки зрения критериев специализации вузов, университет считается педагогическим, если в нем 60% контингента учатся по педагогическим специальностям. А у нас педагогических специальностей — 40 процентов. Чтобы нам стать педагогическим вузом, надо набрать 3,5 тысячи студентов, желающих стать учителями, — говорил и.о. ректора.
Трудности перехода
Как рассказали РП педагоги ДВГГУ, после скандального заседания профкома в университете начались проверки. Среди преподавателей стали распространяться слухи, что Юрий Прохоренко может уйти из университета. Такая возможность действительно не исключена. 9 сентября сотрудники вуза написали коллективное обращение на имя губернатора края Вячеслава Шпорта с просьбой «помочь добиться определенности в решении вопроса о статусе университета, коллектив которого настроен на сохранение самостоятельности».
«В вузе назрела острая необходимость в проведении открытых выборов ректора. Просим Вас оказать содействие и поддержку в обращении к учредителю вуза о назначении выборов ректора ДВГГУ на ноябрь-декабрь 2014 года с учетом мнения коллектива при выдвижении кандидатов на должность ректора»,— говорится в коллективном обращении, текст которого авторы предоставили «Русской планете».
Аналогичную просьбу педагоги отправили в Минобразования РФ в Москву. Впрочем, как рассказала РП доцент, руководитель учебно-методического управления ДВГГУ Анна Звягина, ни губернатор, ни министр до сих пор ничего не ответили.
– По нам нет никакого конкретного решения. В прошлом году в министерстве образования России произошла какая-то смена сознания, и они объявили амнистию тысяче «неэффективных» вузов страны. У нас появилась некая надежда на то, что мы можем сохранить вуз и самостоятельность, — комментирует Звягина. — Но с тех пор прошел май, когда нам обещали принять решение, июнь и сентябрь, и решения так и нет. Иногда появляются слухи, что эту тему вообще замяли.
Как говорит глава учебно-методического управления, за два года вуз улучшил показатели: успешно провел приемные кампании 2013 и 2014 годов, по результатам которых полностью выполнил государственные задания и получил контрольные цифры приема на 2015 год. В апреле 2014 года ДВГГУ прошел процедуру государственной аккредитации.
– И в итоге наш статус сейчас неизвестно в каком состоянии. Программы развития вуза нет. Зато летом прошла очередная волна сокращений, под которую попало больше 30 ставок учебно-вспомогательного персонала. Сейчас у нас введена новая непрозрачная система оплаты труда, в июне вышел приказ о снятии с сотрудников — лаборантов, методистов, секретарей, техников — стимулирующих надбавок, — сокрушается Анна Звягина.
Именно из-за новой «непрозрачной системы» сейчас сотрудники боятся смотреть в расчетные листы по зарплате за сентябрь. Они не знают, сколько денег получат и когда это произойдет: по словам Анны Звягиной, бухгалтерия уже предупредила всех, что выплату задержат.
«За два года вуз лучше не стал»
Как говорит министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова, ждать определенности ДВГГУ осталось недолго.
– Что касается педагогической направленности, вуз должен сам принять окончательное решение, потому что в свое время желание стать гуманитарным университетом оказалось роковым. Процент подготовки педагогов в этом вузе, который даже по названию не является педагогическим, постоянно падал, — комментирует Алла Кузнецова «Русской планете». — Я считаю, что восстановление педагогического статуса вуза — это серьезный путь, и как раз в условиях соединения с ТОГУ он и видится. Потому что все дублирующие, все попутные специальности, которые на самом деле даже не являются смежными с педагогическими, должны будут уйти в другие факультеты и институты большого университета. Министерство образования края кровно заинтересовано в сохранении педагогического вуза. Я считаю, что за два года, начиная с того момента, как ДВГГУ был назван неэффективным, никаких позитивных изменений в плане ориентации на педагогические специальности, на решение экономических вопросов там не произошло. А федеральный центр дает на процедуру объединения дополнительные деньги, которые помогут решить и экономические проблемы.
В частности, по словам Аллы Кузнецовой, кафедры педагогики, психологии, социальной педагогики, методики преподавания предметов в ДВГГУ на данный момент «либо исчезли совсем, либо скукожились в три раза, поэтому говорить о том, что там серьезная качественная подготовка, не приходится».
Кстати, министр уточнила: присоединение ДВГГУ к ТОГУ должно было произойти еще в ноябре 2013 года. Просто тогда вступил в действие новый закон «Об образовании», который формально поменял процедуру слияния высших учебных заведений.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости