Новости – Люди












Люди
Тверская история хранится в Ватикане

Фото: Юлия Овсянникова.
Историк Вячеслав Воробьев — о личности князя Михаила Тверского
14 декабря, 2014 18:45
8 мин
5 декабря Тверская область отмечала День памяти святого благоверного князя Михаила Тверского, трагически погибшего в Орде и считающегося покровителем города Твери. В областном центре несколько лет назад был установлен памятник князю, регулярно озвучивается идея установить монумент в его честь и в Москве. Вокруг имени Михаила Тверского выстраивается новый городской миф: о святом и выдающемся политике, павшем жертвой коварной Москвы и отдавшем жизнь «за други своя». О реальной исторической личности, о политике и человеке Михаиле Тверском «Русская планета» поговорила с известным краеведом, историком и археологом, профессором Вячеславом Воробьевым.
– Вячеслав Михайлович, каким он был, наш тверской князь?
– Начну с того, что никто и никогда не пытается оспорить его церковное титулование. Михаил Тверской — святой благоверный князь, как, кстати, и Александр Невский. Он был канонизирован в 1547 году, и, как православный человек, я считаю это решение правильным. Михаил Тверской достоин этого статуса, потому что погиб среди иноверцев, смерть была насильственной, и князь не предал христианскую веру.
Но личность его имеет несколько ипостасей: не будем забывать, что он был и светским человеком, региональным политическим деятелем эпохи раннего Средневековья. В то время были иные представления о морали. Как сказали бы сейчас, люди жили «по понятиям», в рамках обычного права — то есть права, основанного на обычае. Сдерживающими моментами было воспитание, политические традиции того или иного княжества и, конечно, личностные качества. Нужно учитывать также, что в начале XIV века, когда жил Михаил Тверской, Русь оказалась под суверенитетом Орды, и приходилось приспосабливаться к этой ситуации.
Иногда Михаила Тверского пытаются титуловать Великим князем Всея Руси. Но этот титул если и звучал, не имел под собой никакого реального наполнения — как звания «Человек года», которые раздаются сейчас многочисленными организациями. Ни власти, ни особых атрибутов этот титул не давал. Так что те, кто считают Михаила Тверского выдающимся политическим деятелем, с самого начала подменяют понятия.
Кем должен был быть в то время любой князь? Ну конечно, хорошим воином. А теперь приведу факт: Михаил Ярославич не выиграл ни одного сражения. Два похода на Москву, поход на Новгород закончились неудачами. Об одном из походов на Новгород нужно упомянуть особо: в зимнее время тверское войско заблудилось. В результате князь с ближайшим окружением были вынуждены вернуться домой, а войско было брошено, замерзло и погибло. Это документально подтвержденный факт.
– А как же знаменитая Бортеневская битва, которой многие тверитяне гордятся как первой победой над татарами?
– Во-первых, никто не знает, где она произошла. Бортенево — что это такое? Деревня, село, урочище? В летописях об этом не упоминается. Пятнадцать лет назад археолог Александр Хохлов и его сотрудники попытались пролить свет на эту загадку. В итоге родилось предположение, что Бортенево — не название населенного пункта, а термин. И означает он бортное место, то есть место, где собирают мед. Тогда археологи попытались картографировать бортные места: насчитали только в окрестностях несколько десятков. Боюсь, идентифицировать данное место невозможно.
А теперь пару слов о самом сражении. Дело в том, что речь идет о схватке дяди и племянника за ярлык на великое княжение. В последние годы часто говорится и пишется о том, что Юрий Данилович пришел на битву с татарским отрядом Кавгадыя. Пора пояснить: это был не военный отряд, а посольский конвой. Как утверждают специалисты по Золотой Орде, в конвой не могло входить больше восьмидесяти человек: обычно было меньше. И даже в Средневековье, и в Европе, и на Руси, и на Востоке посольские конвои были неприкосновенными. Они не участвовали в битвах. И никто не осмелился бы их атаковать.
Так что случайно оказавшийся на месте битвы татарский конвой просто подождал ее окончания и отправился вместе с войском князя в Тверь. А ехал Кавгадый совершенно по другому вопросу — как сейчас бы сказали, финансовому.
– В чем он заключался?
– Произошло следующее: в Тверь свозили дань из нескольких княжеств, а затем она передавалась в Орду. Но Кавгадый обнаружил, что размер полученной дани не совпал с ее запланированным объемом. Сумма не сошлась, и он хотел выяснить, куда девались деньги.
Но беда не приходит одна: в Твери в начале зимы умерла жена московского князя Агафья, сестра хана. Некоторые краеведы утверждают, что именно из-за князя [Михаила] вызвали в Орду, где он и погиб. Все было намного проще: князя позвали на суд в Орду, чтобы прояснить денежный вопрос. Суд длился два месяца, а завершился трагедией. Князь был заколот. Утверждать, что убийца был подослан московским князем, мы не можем. Но, безусловно, ему была выгодна смерть Михаила Тверского.

– Как случилось, что вокруг образа князя затем появилось столько легенд и мифов?
– Хочу отметить важный момент: да, Михаил Тверской был канонизирован и, безусловно, почитался как святой — наряду с другими. Но это не идет ни в какое сравнение с тем мощным городским мифом, который начал выстраиваться в Твери, начиная с девяностых. Предположу, что в этот период мы очень нуждались в региональном герое. Михаил Калинин был развенчан, и на смену ему пришел князь Михаил Тверской.
Еще раз повторюсь: как человек православный я, безусловно, считаю князя святым. Но как историк не могу умолчать о некоторых фактах биографии — человека и политика.
В 1304 году московская и тверская партии лоббировали своих митрополитов на владимирскую кафедру. Михаил Тверской написал письмо вселенскому Патриарху в Константинополь, очернив противника своего протеже. Приведенные факты стали проверять, вскрылась клевета. Патриарх принял решение не предавать князя церковному суду, хотя эта угроза была вполне реальной. За князя вступился и «оклеветанный» — московский митрополит Петр.
А вот еще один малоизвестный горожанам факт: в 1304 году князь Михаил Тверской очень сурово наказал новоторов, которые проявили недружественные чувства по отношению к Твери. Он собрал войско и пошел на Торжок. Никогда, ни до, ни после этого похода город не переживал такого разорения. Ни икон, ни рукописей князь не вывез: все было уничтожено, сожжено. Об этом рассказывают русские летописи. Добавлю: в Торжке никогда не было ни одного престола, ни одной часовни во имя святого благоверного князя. И вряд ли они когда-нибудь появятся — по понятным причинам.
– Князя часто хвалят за то, что именно благодаря ему в Твери возродилось русское летописание.
– Не благодаря ему, а при нем. Дело в том, что когда войско Батыя отправилось на русскую землю, оно продвигалось довольно медленно, и часть населения, в том числе образованные, обеспеченные люди, успели покинуть лежавшие на его пути города, и вывезли капиталы. Эти беженцы дошли и до Твери. Речь шла об элите, и есть предположение, что именно благодаря ей через два поколения в Твери возродилось летописание.
А вот за что действительно нужно быть благодарными Михаилу Тверскому — так это за открытие монастыря, где жили и заодно обучали тверитян иконописи, богослужению, письму византийские монахи. Они писали летописи. И можно не сомневаться: были предельно объективны, ведь местные монахи подчинялись только Вселенскому патриарху и никак не зависели от князя. Известно, что летописи в свое время отправились в Рим —как доказательство учености русских. И с тех пор бесследно пропали для отечественных историков.
В 1948 году Вячеслав Иванов, являвшийся директором библиотеки Ватикана, передал через дипломатов других стран представителям СССР, что он нашел тверские летописи. А в 1958 году в Италии был опубликован текст иерусалимского устава, написанного в Твери в 1317 году. Откуда мог взяться этот документ? Что он делает в Италии? Рождается простая догадка: где-то в Ватикане хранится целый фонд, и тверской Устав — из него. Было бы крайне интересно найти эти летописи и сравнить то, что писали о периоде княжения Михаила Тверского византийские монахи и их современники, русские летописцы. Возможно, это прольет свет на многие загадки, связанные с личностью трагически погибшего тверского князя.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости