Новости – Люди












Люди
Новосибирска рома

Во дворе цыганского дома, Ивановская область. Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Как живут в Новосибирске настоящие цыгане
24 февраля, 2014 12:50
17 мин
– Отдай, я мамке подарю. Вон ты какая: выбеленная, волосы и ногти нарощенные, ресницы наклеенные, грудь пришпилена! У тебя их может сто штук, а мамка тоже хочет. У нее никогда не было!
Девушка отмахивается, утыкаясь в свой телефон. На выручку приходит администратор, цыкает на цыганенка. Тот отбегает и продолжает выпрашивать еду — уже в противоположной стороне кафе. Летний вечер течет неспешно, на сцене меняются артисты, за столики садятся новые посетители, снуют официанты. Вдруг резкий оклик на незнакомом языке прорывается сквозь общий гул. На выходе замирает убегающая маленькая фигурка, цыганенок поворачивается и начинает о чем-то спорить с двумя женщинами, сидящими за столиком. На них хорошие солнцезащитные очки, добротная одежда, они окутаны дымкой дорогого парфюма. И только по неизменным цыганским платкам с люрексом а-ля 80-е, можно определить национальную принадлежность.

Цыгане на одной из улиц Москвы. Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
– Верни сейчас же, я тебе сказала, — разговор переходит на русский — Не смог выпросить, а воровать не смей!
Воришка, покорно несет розовую сумочку владелице, еще не успевшей заметить пропажу.
Официант тихо замечает: «Экзамен провалился»
По словам доктора исторических наук, заведующей кафедрой Института археологии и этнографии СО РАН Ирины Октябрьской, сибирское сообщество цыган, по своей сути, миграционное.
– К нам приезжают выходцы из других областей, стран СНГ и так далее. Например, среднеазиатские цыгане, которые появляются весной. Это одна из очень архаичных групп. У них здесь особый заработок. Они как раз и занимаются попрошайничеством. Они же собирают старье. Гадание, дрессура: сначала змеи, потом медведи — все это традиционные занятия цыган.
Согласно переписи населения в 2010 году на территории полуторамиллионного Новосибирска постоянно проживали 1472 человека, которые в графе национальность указали «Цыган(ка)». Но как сообщила корреспонденту «РП» начальник отдела по взаимодействию с религиозными организациями и национально-культурными автономиями Валентина Буманова, эта цифра не точна. Цыгане подсчетов не любят. Это очень замкнутое сообщество. Еще несколько лет назад местная диаспора активно сотрудничала с отделом. Ее творческие коллективы даже выступали на концертных площадках города. Но потом цыгане почему-то прекратили все контакты с властями и пропали из виду.
Проще всего учету поддаются оседлые цыгане из сообщества «русска рома». Именно они, чаще всего, идут работать в сферу развлечений: выступают с романсами или занимаются цирковой дрессурой. Они же, по мнению этнолога Ирины Октябрьской, предлагают «погадаться» на улицах города.

В одном из домов цыган, Ивановская область. Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Но немногочисленная диаспора новосибирских цыган пестрит представителями совершенно разных сообществ: русска рома, кэлдэрары, влахи, котляры, крымы, люли. Примечательно, что все они говорят на разных языках и по вероисповеданию могут быть как христианами, так и мусульманами.
– Язык цыган — особая тема. Его истоки восходят к индоарийским корням. Считается, что есть три основных потока, которые определяют структуру мирового цыганского сообщества. Это рома Европы, дома и ломы Азии и Кавказа. Они когда-то вышли из Индии, а сейчас расселены по всему миру. И, наверное, языки этих цыган, сохраняя очень древние истоки, вобрали в себя элементы языков окружающих их народов, — поясняет Октябрьская.
Поскольку все цыгане, вышедшие из древней Индии в первых веках нашей эры, прошли через Византию, то большинство их групп — христиане. При этом их христианство имеет очень древнюю основу. Цыгане приняли веру в раннем Средневековье, приблизительно в то же время, когда была крещена Русь.
Цыгане свято чтут свои древнейшие обычаи и традиции. Они единственный в мире народ, сумевший сохранить свою национальную идентичность, постоянно находясь в принимающих государствах. Это удалось цыганам благодаря тому, что они всегда были максимально автономны от общества.
– Для меня очень важны традиции моего народа, я всегда их соблюдаю, и считаю, что пока мы их придерживаемся, будет существовать наша цыганская нация, — рассказывает цыганка Зара.
Ей 25 лет, она работает в банке.
– Меня в семье всегда учили уважать и почитать старших, никогда не спорить с родителями. Я точно знаю, что абсолютно все праздники всегда буду справлять в семейном кругу. Я должна скромно одеваться, и не носить брюки. А когда приходят гости, накрывать на стол, — продолжает Зара.
И немного подумав, тихо, как будто раскрывая самую большую тайну добавляет:
– А еще, бабушка мне говорила, что нельзя есть голову от рыбы!

Цыганская семья на повозке, Ростов-на-Дону. Фото: flickr.com/ Vladimir Lysenko
На самом деле табу у цыган гораздо больше. Но большинство из них распространяется только на женщин. Мужчинам можно все, или почти все. И женщина в традиционной цыганской семье должна почитать мужа едва ли не как бога. Этим, к слову, большинство запретов и объясняется. Женщине, например, нельзя пить из стакана мужчины; переступать через его ноги или касаться их своей одеждой; нельзя сидеть с мужчинами за одним столом; вмешиваться в их разговор. Даже стоять рядом со столом, за которым едят мужчины, ей и то нельзя: цыганке позволяется только накрыть на него, тут же уйти, и время от времени приходить для того, чтобы принести еще еды и налить чай.
Много цыганских табу связано с юбками — по традиции женщина считается нечистой ниже пояса. Поэтому, даже на грядках в цыганских огородах бывают специальные ограждения, призванные защитить овощи от прикосновений этого предмета гардероба. Если этого избежать не удастся, пища будет считаться оскверненной и мужчина не сможет ее есть.
Главный закон для цыганки — выйти замуж девственницей.
– У нас рубашку показывают прямо на свадьбе. Молодых уводят в гостиничный номер, а с ними идут свахи. Раздевают невесту, осматривают. После проверяют жениха, смотрят чтобы у него не было режущих предметов. Как только жених войдет к невесте, женщины из-за двери начинают его поторапливать. Когда жених выйдет, свахи входят в комнату, берут рубашку невесты, тут сразу становится ясно — девушка ли ты! И если все хорошо, невесту переодевают в красное платье. Кладут рубашку на поднос и идут показывать ее гостям. А если девушка будет не невинной, тогда родителям на голову одевают пустое ведро и это значит позор на всю жизнь! Девичья честь — гордость девушки, ее родителей и близких! В этом и заключается статус семьи, когда их дети достойные! — гордо рассказывает недавно вышедшая замуж Карина.

Сцена из спектакля «Мы — цыгане» в исполнение Цыганского театра «Ромэн». Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Саверкин
Обычно при выборе жениха или невесты, цыгане учитывают материальное положение семей. Часто практикуют уплату калыма, который может достаться как родителям невесты, так и молодоженам. На пышных цыганских свадьбах все приданое невесты показывают гостям, состоящим, как правило, исключительно из родственников. Они тоже обязаны подарить новобрачным что-нибудь дорогое.
В браки цыгане вступают рано.
– У нас женятся в шестнадцать лет. Моя свадьба была в Питере, она там жила до свадьбы, — говорит Сава, цыгана из сообщества люли.
Ему недавно исполнилось 19 лет и сейчас у них с женой Сабиной уже есть маленький сын.
– Мы не виделись до свадьбы, я ее видел только на рекламном ролике, который ей сделали родные. Поначалу она меня стеснялась, а сейчас я ее люблю. Со временем полюбил.
Рекламные ролики, вообще часто заменяют цыганам традиционный поиск невест «вживую». Однако, многие семьи и в этом вопросе весьма традиционны.
– Родители жениха, когда хотят женить сына, едут по городам, ищут девушек, присматриваются, сына спрашивают, ну и если находят по нраву, то начинают петь, танцевать, и говорят, что вот нашему сыну понравилась ваша дочь, просите что угодно, мы все отдадим ради счастья сына и его будущей жены. Если и родителям, и самой девушке понравится парень, то начинают веселиться и готовится к свадьбе, а если нет, то нет, могут и отказать, — объясняет мне Рустам, представитель традиционной цыганской семьи, из сообщества крымов. — Бывает и так: родители против свадьбы, но молодежь самостоятельно втихушку дружат, узнают друг друга, и сбегают. Устраиваются на работу, снимают жилье, живут сами по себе, создают семью. Кто хочет печать — идут в ЗАГС, но обычно верят, у нас так: женился, значит всё! У нас даже если девушка рядом с парнем на лавочке посидела, или один на один ненадолго остались, значит, они уже помолвлены, и парень обязан жениться, а если откажется, то родители девушки пожалуются барону. Барон может выгнать из клана, так же как и за торговлю наркотиками, воровство или бандитизм.

Цыгане на вещевом рынке, Кемерово. Фото ИТАР-ТАСС/ Анатолия Кузярина
Живут цыгане где придется. Но селиться любят поближе к земле. На окраинах Новосибирска много цыганских поселков с большими, красивыми двухэтажными домами.
– Цыгане патриархальны, есть главы кланов. Это очень значимая фигура в цыганском сообществе, которое построено на принципах старшинства, и лидерами таких общин-кланов являются самые уважаемые старые люди. В этом сообществе это бароны, происхождение слова от цыганского «барро» — старший. Кстати, никакого отношения к криминальным баронам или к дворянству это слово не имеет, — рассказывает Ирина Октябрьская. — У старшего в клане абсолютная власть, на этом старшинстве в традиционном цыганском сообществе построено очень многое. Цыганское общество автономное, так как оно очень долго было самодостаточным, в нем другие ценности, и другие механизмы принятия решений.
Цыганские браки очень устойчивы, и тоже подчинены массе традиционных правил.
– Если ты вышла замуж, то обязательно нужно встать раньше свекрови и приготовить завтрак, — говорит Зара.
Это очень старая традиция, рассказывает цыганский фольклорист Ирина Романова.
– Как в любом патриархальном обществе, обязанности у цыган были четко разделены в зависимости от возраста, семейного статуса и пола, — говорит она. — Ничего не делали малыши, совсем мало работы отводилось детям в возрасте от семи до двенадцати и старикам. Подростки работали достаточно много. Но больше всего домашней работы в семье доставалось молодой женщине, как правило, младшей невестке. Зрелые женщины, уже хорошо обучившиеся традиционному ремеслу, должны были отвечать за ежедневный прокорм семьи.
Зарабатывали русские цыганки, в основном, гаданием и попрошайничеством. Так добывались продукты, поношенная одежда и мелочь.

Цыганский мальчик купается в фонтане перед Большим театром в Москве. Фото: flickr.com/ Dmitry Ermakov
Перед тем как отправиться на работу, женщина хлопотала по хозяйству: носила воду, готовила еду, кормила детей, стирала, шила, подметала. Взрослые цыгане, к слову, ели всего один раз в день — вечером. В таборе обычно все вместе готовили ужин, а потом сидели у костра, разговаривали, пели и танцевали.
У мужчин, тоже было достаточно хлопот. Например, у русских цыган — каждый день должны были заботиться о лошадях, к которым женщинам нельзя было даже приближаться. Кроме того, все капитальные вложения в семейное хозяйство, должен был делать муж: он отвечал за шатер, конскую упряжь, изготовление кнутов и так далее. Закупал он все это на деньги, вырученные от продажи выращенных лошадей.
- Гендерные ориентации в сфере трудового пути у цыган весьма своеобразные, — поясняет Ирина Октябрьская. — Мужчина у них должен заниматься совершенно определенной областью деятельности. Когда-то это было ремесло, кузнечество — мужчина должен заниматься только такой работой. Женская работа — ворожба, гадание, торговля. И сейчас гендерные различия в области труда и бизнеса сохраняются очень жестко. В традиционном обществе мужчина никогда не будет заниматься женским трудом. В каких-то определенных группах цыганки в России, и в сибирских городах в том числе, больше на виду: у них совершенно определенный род деятельности. Чем занимаются мужчины, трудно сказать.
Тем не менее, цыгане, пусть медленно, но адаптируются к меняющемуся миру. Изучив быт сибирских представителей диаспоры, как говорит Ирина Романова, можно предположить, что многие из котляров, следуя традиции, продолжают работать с железом. Например, занимаются автомобилями и металлоломом.
Впрочем, часть русских цыган менее избирательна. В менее традиционных семьях, мужчины продолжают приносить в семью большую часть ее дохода. Они берутся практически за любую работу, не требующую образования выше среднего. Хотя в последние годы появились цыгане и с высшим образованием: инженеры, скульпторы, врачи и так далее. Женщины в таких семьях зачастую продолжают работать. От этой повинности освобождены только жены бизнесменов и тех, у кого во времена СССР были предприимчивые, торговавшие дефицитом предки. Если семья полностью живет за счет мужчины — это считается особым шиком.

Цыгане на площади Киевского вокзала в Москве, 1989 год. Фото: Фотохроника ТАСС/ Алексей Антонов
– Цыгане всегда были автономны по отношению к обществу. Но, наряду с тем, что существуют интегрированные страты, и среди цыган очень много интеллигенции, значительная часть этого сообщества все же противопоставлена государству, его системе ценностей и социально-экономическим практикам. Поэтому цыгане всегда находились в зоне теневой экономики в социально-экономической зоне свободной от государственного контроля. Цыгане очень эффективно использовали любую возможность существовать, получать дивиденды от той ситуации, которая в государстве возникла. Сейчас во многих семьях мужчины ждут заработка от жен, — продолжает Ирина Романова, — так же воспитывают сыновей. По статистике в этих семьях крайне остро стоят вопросы домашнего насилия, именно такие семьи поголовно криминализовались, либо маргинизировались в 90-е.
Многие цыганские женщины, соблюдают древние обычаи беспрекословно.
– О чем речь? Цыганка обязана обеспечивать семью, независимо от того, богатый ей муж достался или так себе, — говорит цыганка Христина. — В цыганских семьях главный работник — жена! И без комментариев! А других настоящих цыганских семей я не встречала. Муж может зарабатывать, конечно, но основной заработок и забота — у жены. Не знаю как где, но у нас цыганки из сил выбиваются, как денег раздобыть, а мужья сидят дома и жен драконят, типа, деньги давай. И если в доме куска хлеба не будет, муж задницу не поднимет.
Главой семьи при этом по-прежнему продолжает считаться муж.
– Кто в семье главный? Вот мне на кухне командовать даже в самом страшном сне не приснится. А в чем-то другом — у жены голос только совещательный, да и то очень тихий, хоть она и вполне состоявшаяся женщина, кандидат наук, — говорит цыган Лачо.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости