Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

Новосибирска рома

Во дворе цыганского дома, Ивановская область. Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Как живут в Новосибирске настоящие цыгане
Ирина Левшина
24 февраля, 2014 12:50
17 мин
– Отдай, я мамке подарю. Вон ты какая: выбеленная, волосы и ногти нарощенные, ресницы наклеенные, грудь пришпилена! У тебя их может сто штук, а мамка тоже хочет. У нее никогда не было!
Девушка отмахивается, утыкаясь в свой телефон. На выручку приходит администратор, цыкает на цыганенка. Тот отбегает и продолжает выпрашивать еду — уже в противоположной стороне кафе. Летний вечер течет неспешно, на сцене меняются артисты, за столики садятся новые посетители, снуют официанты. Вдруг резкий оклик на незнакомом языке прорывается сквозь общий гул. На выходе замирает убегающая маленькая фигурка, цыганенок поворачивается и начинает о чем-то спорить с двумя женщинами, сидящими за столиком. На них хорошие солнцезащитные очки, добротная одежда, они окутаны дымкой дорогого парфюма. И только по неизменным цыганским платкам с люрексом а-ля 80-е, можно определить национальную принадлежность.
Цыгане на одной из улиц Москвы. Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
– Верни сейчас же, я тебе сказала, — разговор переходит на русский — Не смог выпросить, а воровать не смей!
Воришка, покорно несет розовую сумочку владелице, еще не успевшей заметить пропажу.
Официант тихо замечает: «Экзамен провалился»
По словам доктора исторических наук, заведующей кафедрой Института археологии и этнографии СО РАН Ирины Октябрьской, сибирское сообщество цыган, по своей сути, миграционное.
– К нам приезжают выходцы из других областей, стран СНГ и так далее. Например, среднеазиатские цыгане, которые появляются весной. Это одна из очень архаичных групп. У них здесь особый заработок. Они как раз и занимаются попрошайничеством. Они же собирают старье. Гадание, дрессура: сначала змеи, потом медведи — все это традиционные занятия цыган.
Согласно переписи населения в 2010 году на территории полуторамиллионного Новосибирска постоянно проживали 1472 человека, которые в графе национальность указали «Цыган(ка)». Но как сообщила корреспонденту «РП» начальник отдела по взаимодействию с религиозными организациями и национально-культурными автономиями Валентина Буманова, эта цифра не точна. Цыгане подсчетов не любят. Это очень замкнутое сообщество. Еще несколько лет назад местная диаспора активно сотрудничала с отделом. Ее творческие коллективы даже выступали на концертных площадках города. Но потом цыгане почему-то прекратили все контакты с властями и пропали из виду.
Проще всего учету поддаются оседлые цыгане из сообщества «русска рома». Именно они, чаще всего, идут работать в сферу развлечений: выступают с романсами или занимаются цирковой дрессурой. Они же, по мнению этнолога Ирины Октябрьской, предлагают «погадаться» на улицах города.
В одном из домов цыган, Ивановская область. Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Но немногочисленная диаспора новосибирских цыган пестрит представителями совершенно разных сообществ: русска рома, кэлдэрары, влахи, котляры, крымы, люли. Примечательно, что все они говорят на разных языках и по вероисповеданию могут быть как христианами, так и мусульманами.
– Язык цыган — особая тема. Его истоки восходят к индоарийским корням. Считается, что есть три основных потока, которые определяют структуру мирового цыганского сообщества. Это рома Европы, дома и ломы Азии и Кавказа. Они когда-то вышли из Индии, а сейчас расселены по всему миру. И, наверное, языки этих цыган, сохраняя очень древние истоки, вобрали в себя элементы языков окружающих их народов, — поясняет Октябрьская.
Поскольку все цыгане, вышедшие из древней Индии в первых веках нашей эры, прошли через Византию, то большинство их групп — христиане. При этом их христианство имеет очень древнюю основу. Цыгане приняли веру в раннем Средневековье, приблизительно в то же время, когда была крещена Русь.
Цыгане свято чтут свои древнейшие обычаи и традиции. Они единственный в мире народ, сумевший сохранить свою национальную идентичность, постоянно находясь в принимающих государствах. Это удалось цыганам благодаря тому, что они всегда были максимально автономны от общества.
– Для меня очень важны традиции моего народа, я всегда их соблюдаю, и считаю, что пока мы их придерживаемся, будет существовать наша цыганская нация, — рассказывает цыганка Зара.
Ей 25 лет, она работает в банке.
– Меня в семье всегда учили уважать и почитать старших, никогда не спорить с родителями. Я точно знаю, что абсолютно все праздники всегда буду справлять в семейном кругу. Я должна скромно одеваться, и не носить брюки. А когда приходят гости, накрывать на стол, — продолжает Зара.
И немного подумав, тихо, как будто раскрывая самую большую тайну добавляет:
– А еще, бабушка мне говорила, что нельзя есть голову от рыбы!
Цыганская семья на повозке, Ростов-на-Дону. Фото: flickr.com/ Vladimir Lysenko
На самом деле табу у цыган гораздо больше. Но большинство из них распространяется только на женщин. Мужчинам можно все, или почти все. И женщина в традиционной цыганской семье должна почитать мужа едва ли не как бога. Этим, к слову, большинство запретов и объясняется. Женщине, например, нельзя пить из стакана мужчины; переступать через его ноги или касаться их своей одеждой; нельзя сидеть с мужчинами за одним столом; вмешиваться в их разговор. Даже стоять рядом со столом, за которым едят мужчины, ей и то нельзя: цыганке позволяется только накрыть на него, тут же уйти, и время от времени приходить для того, чтобы принести еще еды и налить чай.
Много цыганских табу связано с юбками — по традиции женщина считается нечистой ниже пояса. Поэтому, даже на грядках в цыганских огородах бывают специальные ограждения, призванные защитить овощи от прикосновений этого предмета гардероба. Если этого избежать не удастся, пища будет считаться оскверненной и мужчина не сможет ее есть.
Главный закон для цыганки — выйти замуж девственницей.
– У нас рубашку показывают прямо на свадьбе. Молодых уводят в гостиничный номер, а с ними идут свахи. Раздевают невесту, осматривают. После проверяют жениха, смотрят чтобы у него не было режущих предметов. Как только жених войдет к невесте, женщины из-за двери начинают его поторапливать. Когда жених выйдет, свахи входят в комнату, берут рубашку невесты, тут сразу становится ясно — девушка ли ты! И если все хорошо, невесту переодевают в красное платье. Кладут рубашку на поднос и идут показывать ее гостям. А если девушка будет не невинной, тогда родителям на голову одевают пустое ведро и это значит позор на всю жизнь! Девичья честь — гордость девушки, ее родителей и близких! В этом и заключается статус семьи, когда их дети достойные! — гордо рассказывает недавно вышедшая замуж Карина.
Сцена из спектакля «Мы — цыгане» в исполнение Цыганского театра «Ромэн». Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Саверкин
Обычно при выборе жениха или невесты, цыгане учитывают материальное положение семей. Часто практикуют уплату калыма, который может достаться как родителям невесты, так и молодоженам. На пышных цыганских свадьбах все приданое невесты показывают гостям, состоящим, как правило, исключительно из родственников. Они тоже обязаны подарить новобрачным что-нибудь дорогое.
В браки цыгане вступают рано.
– У нас женятся в шестнадцать лет. Моя свадьба была в Питере, она там жила до свадьбы, — говорит Сава, цыгана из сообщества люли.
Ему недавно исполнилось 19 лет и сейчас у них с женой Сабиной уже есть маленький сын.
– Мы не виделись до свадьбы, я ее видел только на рекламном ролике, который ей сделали родные. Поначалу она меня стеснялась, а сейчас я ее люблю. Со временем полюбил.
Рекламные ролики, вообще часто заменяют цыганам традиционный поиск невест «вживую». Однако, многие семьи и в этом вопросе весьма традиционны.
– Родители жениха, когда хотят женить сына, едут по городам, ищут девушек, присматриваются, сына спрашивают, ну и если находят по нраву, то начинают петь, танцевать, и говорят, что вот нашему сыну понравилась ваша дочь, просите что угодно, мы все отдадим ради счастья сына и его будущей жены. Если и родителям, и самой девушке понравится парень, то начинают веселиться и готовится к свадьбе, а если нет, то нет, могут и отказать, — объясняет мне Рустам, представитель традиционной цыганской семьи, из сообщества крымов. — Бывает и так: родители против свадьбы, но молодежь самостоятельно втихушку дружат, узнают друг друга, и сбегают. Устраиваются на работу, снимают жилье, живут сами по себе, создают семью. Кто хочет печать — идут в ЗАГС, но обычно верят, у нас так: женился, значит всё! У нас даже если девушка рядом с парнем на лавочке посидела, или один на один ненадолго остались, значит, они уже помолвлены, и парень обязан жениться, а если откажется, то родители девушки пожалуются барону. Барон может выгнать из клана, так же как и за торговлю наркотиками, воровство или бандитизм.
Цыгане на вещевом рынке, Кемерово. Фото ИТАР-ТАСС/ Анатолия Кузярина
Живут цыгане где придется. Но селиться любят поближе к земле. На окраинах Новосибирска много цыганских поселков с большими, красивыми двухэтажными домами.
– Цыгане патриархальны, есть главы кланов. Это очень значимая фигура в цыганском сообществе, которое построено на принципах старшинства, и лидерами таких общин-кланов являются самые уважаемые старые люди. В этом сообществе это бароны, происхождение слова от цыганского «барро» — старший. Кстати, никакого отношения к криминальным баронам или к дворянству это слово не имеет, — рассказывает Ирина Октябрьская. — У старшего в клане абсолютная власть, на этом старшинстве в традиционном цыганском сообществе построено очень многое. Цыганское общество автономное, так как оно очень долго было самодостаточным, в нем другие ценности, и другие механизмы принятия решений.
Цыганские браки очень устойчивы, и тоже подчинены массе традиционных правил.
– Если ты вышла замуж, то обязательно нужно встать раньше свекрови и приготовить завтрак, — говорит Зара.
Это очень старая традиция, рассказывает цыганский фольклорист Ирина Романова.
– Как в любом патриархальном обществе, обязанности у цыган были четко разделены в зависимости от возраста, семейного статуса и пола, — говорит она. — Ничего не делали малыши, совсем мало работы отводилось детям в возрасте от семи до двенадцати и старикам. Подростки работали достаточно много. Но больше всего домашней работы в семье доставалось молодой женщине, как правило, младшей невестке. Зрелые женщины, уже хорошо обучившиеся традиционному ремеслу, должны были отвечать за ежедневный прокорм семьи.
Зарабатывали русские цыганки, в основном, гаданием и попрошайничеством. Так добывались продукты, поношенная одежда и мелочь.
Цыганский мальчик купается в фонтане перед Большим театром в Москве. Фото: flickr.com/ Dmitry Ermakov
Перед тем как отправиться на работу, женщина хлопотала по хозяйству: носила воду, готовила еду, кормила детей, стирала, шила, подметала. Взрослые цыгане, к слову, ели всего один раз в день — вечером. В таборе обычно все вместе готовили ужин, а потом сидели у костра, разговаривали, пели и танцевали.
У мужчин, тоже было достаточно хлопот. Например, у русских цыган — каждый день должны были заботиться о лошадях, к которым женщинам нельзя было даже приближаться. Кроме того, все капитальные вложения в семейное хозяйство, должен был делать муж: он отвечал за шатер, конскую упряжь, изготовление кнутов и так далее. Закупал он все это на деньги, вырученные от продажи выращенных лошадей.
- Гендерные ориентации в сфере трудового пути у цыган весьма своеобразные, — поясняет Ирина Октябрьская. — Мужчина у них должен заниматься совершенно определенной областью деятельности. Когда-то это было ремесло, кузнечество — мужчина должен заниматься только такой работой. Женская работа — ворожба, гадание, торговля. И сейчас гендерные различия в области труда и бизнеса сохраняются очень жестко. В традиционном обществе мужчина никогда не будет заниматься женским трудом. В каких-то определенных группах цыганки в России, и в сибирских городах в том числе, больше на виду: у них совершенно определенный род деятельности. Чем занимаются мужчины, трудно сказать.
Тем не менее, цыгане, пусть медленно, но адаптируются к меняющемуся миру. Изучив быт сибирских представителей диаспоры, как говорит Ирина Романова, можно предположить, что многие из котляров, следуя традиции, продолжают работать с железом. Например, занимаются автомобилями и металлоломом.
Впрочем, часть русских цыган менее избирательна. В менее традиционных семьях, мужчины продолжают приносить в семью большую часть ее дохода. Они берутся практически за любую работу, не требующую образования выше среднего. Хотя в последние годы появились цыгане и с высшим образованием: инженеры, скульпторы, врачи и так далее. Женщины в таких семьях зачастую продолжают работать. От этой повинности освобождены только жены бизнесменов и тех, у кого во времена СССР были предприимчивые, торговавшие дефицитом предки. Если семья полностью живет за счет мужчины — это считается особым шиком.
Цыгане на площади Киевского вокзала в Москве, 1989 год. Фото: Фотохроника ТАСС/ Алексей Антонов
– Цыгане всегда были автономны по отношению к обществу. Но, наряду с тем, что существуют интегрированные страты, и среди цыган очень много интеллигенции, значительная часть этого сообщества все же противопоставлена государству, его системе ценностей и социально-экономическим практикам. Поэтому цыгане всегда находились в зоне теневой экономики в социально-экономической зоне свободной от государственного контроля. Цыгане очень эффективно использовали любую возможность существовать, получать дивиденды от той ситуации, которая в государстве возникла. Сейчас во многих семьях мужчины ждут заработка от жен, — продолжает Ирина Романова, — так же воспитывают сыновей. По статистике в этих семьях крайне остро стоят вопросы домашнего насилия, именно такие семьи поголовно криминализовались, либо маргинизировались в 90-е.
Многие цыганские женщины, соблюдают древние обычаи беспрекословно.
– О чем речь? Цыганка обязана обеспечивать семью, независимо от того, богатый ей муж достался или так себе, — говорит цыганка Христина. — В цыганских семьях главный работник — жена! И без комментариев! А других настоящих цыганских семей я не встречала. Муж может зарабатывать, конечно, но основной заработок и забота — у жены. Не знаю как где, но у нас цыганки из сил выбиваются, как денег раздобыть, а мужья сидят дома и жен драконят, типа, деньги давай. И если в доме куска хлеба не будет, муж задницу не поднимет.
Главой семьи при этом по-прежнему продолжает считаться муж.
– Кто в семье главный? Вот мне на кухне командовать даже в самом страшном сне не приснится. А в чем-то другом — у жены голос только совещательный, да и то очень тихий, хоть она и вполне состоявшаяся женщина, кандидат наук, — говорит цыган Лачо.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ