Новости – Люди












Люди
Отец Лоран из Благовещенки

Отец Лаврентий читает проповедь. Фото: Ибрагим Гукемух
«Русская планета» изучала, как живут католики в Кабардино-Балкарии
6 октября, 2014 14:47
9 мин
С настоятелем католического прихода Святого Иосифа отцом Лораном или, как он сам представился, Лаврентием, мы встретились у порога квартиры, которую снимает приход для своей церкви. Квартира находится в центральной части Нальчика, в районе популярного у горожан «зеленого» рынка. В этот день отец Лаврентий торопился на службу в селение Благовещенка Баксанского района Кабардино-Балкарии, где сегодня находится один из наиболее значительных католических приходов на территории республики. Мы пристраиваемся на автомобиле нашего друга к микроавтобусу отца Лаврентия, и наша маленькая колонна выезжает из Нальчика в Благовещенку. Настоятеля сопровождают приехавшая на днях из Франции сестра Бенедикта и познакомивший нас с отцом Лаврентием монах, уроженец Литвы брат Дисмас. В прошлой, мирской жизни Дисмас жил в Литовской ССР и работал инженером в крупном производственном объединении.
– Раньше католиков в КБР было намного больше, — говорит отец Лаврентий. — Сейчас тех, кого можно считать верующими католиками, здесь немногим более 150 человек. Это те, кто регулярно посещает церковные службы, участвует в церковных праздниках. Сильно сократилось число проживающих здесь католиков в конце XX века. Дело в том, что раньше большинство из них составляли немцы, которые в конце 80-х — начале 90-х годов стали массово выезжать из СССР на свою прародину, в Германию. Сейчас нашу общину в КБР в большинстве своем составляют выходцы из западных областей Белоруссии и Украины.

– Община возникла в XIX веке, в период появления на Северном Кавказе немецких колоний и экономий. Несколько колоний располагалось и на территории Кабарды, а затем и КБАССР. Например, в Нальчике существовал квартал, который в народе именовался «немецкой колонкой». Позднее община выросла за счет появления в Кабарде переселенцев из западных областей страны. Насколько мне известно, переселение из Белоруссии связано с голодом и советско-польской войной 1920 года, в результате которой западные территории бывшей Российской Империи отошли Польше. В те годы бегство местного населения из захваченных поляками районов Белоруссии и Украины было массовым, так как польское правительство видело в каждом белорусе или украинце «большевистского агента».
На вопрос о том, есть ли среди представителей коренных народов Кабардино-Балкарии люди, исповедующие католическую веру, отец Лаврентий отвечает отрицательно.
– Во всяком случае, я такой информацией не владею, — отвечает настоятель, — а потом есть, как мы иногда шутим, прихожане, а есть «захожане». Вторых много и они не поддаются учету. Если брать историю, то жители Северного Кавказа познакомились с католической верой еще до татаро-монгольского нашествия. Первые генуэзские миссии появились на Кавказе тогда же, когда появились и генуэзские фактории.
Настоятель брат Лаврентий приезжает в Благовещенку во вторник, субботу и воскресенье. В эти дни, обычно часам к 11, сюда, в приход Благовещения, родители — католики из разных уголков Кабардино-Балкарии привозят своих детей. Обычно их больше 30. Кроме службы в местном храме и совместной трапезы их ждут уроки Закона Божьего. Здесь есть уголки, где можно с комфортом отдохнуть. Здание храма стоит в центре ухоженного сада — с проложенными дорожками, беседками, кустами и деревьями. У одной из беседок — бассейн. Здание храма украшено рельефным орнаментом. Часть храма достраивается, но место для проведения служб есть. Иногда вместе с детьми занятия по Закону Божьему посещают и родители.
Отец Лаврентий показывает территорию, на которой расположен приход. Перед входом в храм колоколенка. Ударом в колокол здесь извещают о начале службы. За храмом следуют хозпостройки — летняя и зимняя кухни, столовая — она же учебный класс, тут стоит пианино. Одна из беседок в теплое время года используется в качестве столовой. С отцом Лаврентием мы переходим дорогу, и он открывает ворота на противоположной стороне улицы.
– А здесь у нас конюшня и хозяйство, — объясняет настоятель, — что-то типа школы верховой езды для детей.

Поочередно открывая и закрывая множество калиток, обходим хозяйство. Небольшой манеж, где детей прихожан обучают верховой езде. Поляна, окруженная высокими деревьями. На поляне пасутся стреноженные питомцы приюта — кобыла Луна и жеребцы Швепс, Кэп и Буян. Все одной, темно-гнедой, почти вороной масти. Отец Лаврентий обожает лошадей. Потрепав по морде любопытного Швепса, который проявляет к фотоаппарату излишний интерес, отец Лаврентий говорит:
– Двух лошадей мы купили у заводчиков, а еще две — подарок от друзей. Это лошади кабардинской верховой породы, — говорит отец Лаврентий. — Я старался подобрать всех одной масти. Корма мы достаем по-разному. Часто нам помогают обычные люди, необязательно наши прихожане, иногда что-то приходится покупать, но большую часть нашего бюджета составляют пожертвования и не только от местной общины, но и от католиков, проживающих в европейских странах.
Отец Лаврентий показывает конюшню — денники, мастерскую, место, где хранятся седла и сбруя. Ни в том, ни в другом, как видно, приют Благовещения дефицита не испытывает — все в достаточном количестве, все на своих местах, включая жокейские каски. Рядом на верстаке — шорный инструмент.
– Один из местных обещал мне подарить настоящее черкесское седло, — говорит отец Лаврентий. — Интересно будет его опробовать.
По тому, как любовно осматривает он конскую амуницию, видно, что он много внимания уделяет конюшне и вообще хозяйству. И он, и монах брат Дисмас одеты в «хабиты» — длинную до пят одежду с капюшоном, которую подпоясывают кожаным ремнем. К ремню привязаны деревянные четки. Когда отец Лаврентий общается с лошадьми, он напоминает средневекового всадника из монашеского ордена.

– Мы пробовали держать здесь корову, овец, кур, — говорит отец Лаврентий, — но оказалось, что содержать такое количество животных попросту нерентабельно. Проще и дешевле закупать у населения или на рынке. Другое дело, что отсутствие в хозяйстве животных лишает нас возможности заниматься простым и здоровым крестьянским трудом на свежем воздухе. Хотя и без этого есть куда прикладывать силы. В Кабардино-Балкарии действует несколько приходов. Это приход Благовещения, где мы и находимся, приход Святого Иосифа в Нальчике и приход Святого Семейства в Прохладном. Кроме того, мы сотрудничаем с сестрами из общины Матери Терезы. Они ухаживают за больными, снимая два помещения на десять коек.
Отец Лаврентий приехал в Кабардино-Балкарию пять лет назад и о своих первых впечатлениях и открытиях рассказывает с улыбкой:
– До того, как отправиться сюда, в КБР, я просмотрел кое-какую информацию о республике, об истории и вероисповеданиях проживающих здесь народов и был убежден, что еду в исламскую республику, где в быту строго соблюдаются мусульманские законы. О том, что все не совсем так, я стал догадываться сразу по приезде, когда увидел открытую и почти круглосуточную продажу спиртных напитков и сигарет. В селении Благовещенка, да и во многих других населенных пунктах КБР процветало безделье и пьянство, то есть образ жизни, который осуждается любой из мировых религий. Тогда-то и возникла идея открыть что-то вроде конного клуба, где могли бы с пользой проводить время дети из неблагополучных семей. Сегодня же к нам в определенные дни приезжают все желающие прихожане. Если же говорить о впечатлении от общения с жителями Кабардино-Балкарии, без различия национальности и вероисповедания, то оно и тогда, и сейчас благоприятное. Народ здесь терпим и трудолюбив. А что касается Благовещенки, то это село всегда было интернациональным. Здесь вместе с украинцами, русскими и белорусами проживают кабардинцы, осетины, представители других национальностей, и мы всегда открыты для общения или обсуждения проблем с представителями других традиционных конфессий.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости