Новости – Люди












Люди
Главный человек на деревне
Фото: Ксения Кабанова
Как живут и работают почтальоны в Шуйском районе Ивановской области
18 сентября, 2014 13:54
8 мин
Фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», ставший сенсацией на прошедшем недавно Венецианском фестивале, вполне мог прославить ивановскую землю: режиссер рассматривал наши просторы как одно из мест съемок. Но не сложилось. «Русская планета», желая отчасти исправить ситуацию, отправилась в Шуйский район, чтобы провести обычный рабочий день с сельским почтальоном.
С трудом поспеваю за Светланой Викторовной, которая широкими шагами идет вдоль длинной деревенской улицы. Каждый домик украшен резными наличниками, а потому в солнечный осенний день выглядит даже празднично. Почти на каждом крыльце Светлану Викторовну встречают местные жители. Со всеми радостно раскланиваемся. Почтальон не глядя достает газеты и кладет в старинные и новые, недавно покрашенные и с облупившейся краской почтовые ящики. А иногда просто сует их между кольями забора или отдает в руки приветливых сельчан.
Светлана Викторовна Шарова работает на почте уже больше 15 лет. Начинала еще в 90-х годах, а в Васильевском почтовом отделении Шуйского района трудится с 2000 года. По вторникам, четвергам, пятницам и субботам разносит почту по четырем деревням: Середнево, Мотово, Михалево и Новички. Две последних недавно объединили в одну, поэтому формально деревень три, но старожилы все равно называют их по-старому. Мы начали обход с Середнева. От Васильевского до сюда достаточно долго, обычно почтальонам выдают служебные велосипеды. Недавно привезли новые, синие, с надписью на раме «Почта России». Но сегодня он останется в отделении.
Пока шли несколько километров до Середнев по сельской дороге, пересекающей поле, благо погода была хорошая, разговорились. Почтальон вспоминала, что зимой эту дорогу чистят не всегда. А бывает, что пока почту разносишь, ее и занесет опять, хоть на лыжах поезжай.
– У нас раньше в Михалеве отделение почты свое было, но его закрыли. То, что деревни вымирают, даже по подписке видно: теперь, например, «Шуйские известия» выписывает чуть ли не вдвое меньше народу, чем, когда я только начинала здесь работать. А это, пожалуй, самая популярная газета. Еще берут «Хронометр», «Местный спрос». Федеральную прессу выписывает только один человек из всех моих деревень, но зато сразу 7-8 наименований. Дорого это. В Мотове журналы выписывают, но они выходят 2 раза в месяц, сегодня их нет. Какие журналы? «Сам себе лекарь» и «Народный доктор».
Ближайший от этих деревень островок цивилизации — село Васильевское. Там есть фельдшерско-акушерский пункт, магазины, аптеки, школа, детский сад, отделение почты и другие признаки цивилизации. Середнево, Мотово и Михалево два раза в неделю объезжает продуктовая лавка, местные жители закупаются в ней по полной, так, что иногда до последней деревни лавка даже хлеба не довозит. Недостающие продукты и лекарства заказывают у Светлана Викторовны, и, хотя это не входит в нее должностные обязанности, она с удовольствием приносит из села все, что ни попросят.
Остановившись у светло-зеленого домика с резными наличниками, она аккуратно стучит в стену. Хозяйка, пожилая женщина в теплой жилетке, выходит не сразу. Увидев Светлану Викторовну, расплывается в улыбке.
– Света, привет! Да я только встала вот, что-то не спалось с вечера… Ты мне в прошлый раз слишком много сдачи сдала.
– Да как много-то? Не придумывай, Валь. Держи газету.
– Света у нас — золотой почтальон! — Валентина Алексеевна Пантелеева обращается уже ко мне. — У меня квартира есть в Шуе, да я здесь живу, уж больно природа хороша! Продуктовых машин ездит мало, я выбираюсь в город закупаться. А вот тем, кто здесь постоянно живет, туго бывает. Вот Света и выручает, что надо — всегда привезет, не забудет. И главное — поговорит всегда с нами. Если она болеет или в отпуске, и нас обслуживает другой почтальон, мы очень недовольны. Подольше бы на пенсию не уходила.
Сумка Светланы Викторовны стремительно худеет. Многие местные выходят встречать ее на крыльцо, приветствуют, спрашивают о новостях или интересуются, как дела. Наперебой хвалят своего почтальона. И хотя здесь в некоторых домах уже есть спутниковое телевидение, а в некоторые даже проведен интернет, почтальон по-прежнему остается самым надежным каналом связи и с внешним миром, и между деревнями. И доверяют ему.
– Свет, будь другом, у Сони завтра день рождения, передай подарочек от меня, да поздравь. — Бабушка с палочкой и в платочке протягивает почтальонке пластиковый пакет с чем-то тяжелым. Адресат находится в Михалеве, и подарок еще долго приходится носить с собой.
– Галина Петровна и Софья — бывшие бригадиры, в совхозе вместе работали, вот и дружат с тех пор. Общаются, в том числе и через меня. Так что я связь между деревнями тоже налаживаю, — говорит Светлана Викторовна. — И лук-севок передают, и чеснок, и другие продукты.
Будущая именинница принимает подарок с радостью. Я не решилась заглянуть в пакет, и уже после вручения подарка спрашиваю у почтальона, что в нем было.
– Сладкий перец, — смеется Светлана Викторовна.
– Хочешь яблочка? Вот на этой яблоне хорошие, сладкие. — Светлана Викторовна одно яблоко подбирает с земли, а второе срывает с дерева напротив заброшенного дома и протягивает мне. — Вот так мимо идешь, захочется перекусить — и хрустишь.
Яблоки и правда хорошие: сочные, кисло-сладкие, прохладные, с розовыми боками. Я кладу пару штук в сумку. Почтальон говорит, что в Новичках есть еще одна «ничейная» яблоня, но там яблоки пресные, очень сладкие.
Новички — это небольшой хутор Михалева. Чтобы добраться до него, надо перейти асфальтовое шоссе, а потом еще с полкилометра шагать по изгибам сельской дороги. Хутор весь в сизом дыму. В нем — пустые огороды, где недавно выкопали картошку, чучело в зеленых штанах и ларек, приспособленный рачительными хозяевами под какие-то нужды. Оказывается, здесь ждали всего одну газету, но чтобы занести ее, нам пришлось пройти пешком около километра. Возвращаемся обратно в Михалево.
– Вот здесь раньше клуб был, мы молодые сюда на танцы бегали, — машет рукой Светлана Викторовна в сторону большого дома с выбитыми стеклами в окнах и табличкой, выгоревшей от солнца. — Две фермы в Михалеве было, совхоз… А здесь магазин был, сама видишь.
На аккуратном домике красуется выцветшая вывеска «Магазин». Вот только крышу дома около пяти лет назад переломило пополам рухнувшее дерево. С тех пор его так и не убрали.
– Да, молодежь есть, — рассказывает Светлана Викторовна. — Но мало ее. И все дачники. Заброшенных домов пока немного — все-таки не совсем глухое это место, Васильевское недалеко. Но желающих купить здесь хотя бы дачу все меньше. А цены очень низкие, несколько сотен тысяч рублей. Понятно, что это в разы ниже себестоимости.
Не привлекают дачников ни водопровод в доме, позволяющий установить стиральную машину, ни теплые туалеты, которые есть уже в большинстве домов, ни проведенный сюда газ. А между тем, есть в Михалеве и где рыбу половить, и искупаться летом, и земли много, а тишина здесь стоит такая, что закладывает уши.
– Нет, пока на пенсию не уйду, — рассуждает почтальон как сама с собой. — Здоровье позволяет пока, работа эта мне нравится. Чем? Всегда с людьми, много общения. Да и свежий воздух люблю. Я несколько лет дояркой работала, но как только место почтальона в Васильевском отделении освободилось, так сразу ушла туда. Как-никак, а почтальон на деревне, считай, главный человек.
Светлана Викторовна машет мне на прощание рукой. Ее рабочий день окончен, до дома идти несколько шагов, а в сумке, такой тяжелой с утра, осталась только одна газета — собственная. Ее в почтовый ящик почтальон класть не будет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости