Новости – Люди












Люди
«Когда-то сам Леонид Куравлев приезжал»
Фото: Наталья Петровская.
Корреспондент РП — о жизни в военном гарнизоне в Забайкалье, уцелевшем после реформ в Вооруженных силах РФ
6 марта, 2014 19:42
7 мин
Пару десятилетий назад поселок Горный процветал и благоухал в тени вечнозеленых сосен, пока здесь базировалась дивизия ракетных войск стратегического назначения. Но в связи с реформами, проводимыми в Министерстве обороны, дивизию расформировали. Сегодня в гарнизоне осталось лишь несколько небольших частей и брошенные военные объекты. Как и чем живут здесь люди, узнавал корреспондент «Русской планеты».
Закрытое административно-территориальное образование поселок Горный, бывшая Чита-46, в котором теперь проживает около 11,5 тысяч человек, находится в 70 километрах от «большой» Читы. Добраться сюда можно только на автобусе, который хоть и ходит в Горный несколько раз в день, но уехать на нем сложно. Местные знают это и запасаются билетами заранее, хотя бы за сутки, потому что в день отправления рейса они, как правило, раскупаются. оставшихся забирают частники: до отправления автобуса — за 200, после — за 250.
По словам водителя микроавтобуса, бизнес нынче на мели: народу все меньше и меньше, возить некого. Но это единственный способ заработать хоть какие-то деньги в городке, где нет ни одного крупного предприятия.
– В Чите на вокзале нас местные выгоняют, не дают таксовать. До пяти вечера если не уедешь, то и без колес останешься. Но приходится рисковать, — говорит водитель Евгений.
Через полтора часа путь микроавтобусу преграждает КПП. Солдатики, одетые в овечий тулуп и валенки, спешат открыть железные ворота, минуя все формальности с документами.
– Когда тут дивизия стояла, в ЗАТО проезжали по пропускам или по прописке. Теперь заехать в городок — не проблема, — поясняет водитель.
Прямо в центре городка, на площади, возвышается обшарпанное, не ремонтировавшееся десятилетиями громадное здание Дома офицеров — ДОФ. За ним — брошенные бассейн и столовая. Как говорят в местной администрации, уже десятилетия ведется переписка о передаче этих объектов муниципалитету.
– По нашим приблизительным подсчетам потребуется миллионов 70 на восстановление бассейна. Из бывшей военной столовой один местный предприниматель хотел сделать магазин, но военные заломили совершенно нереальную сумму за этот объект — 4 миллиона рублей, — рассказывает глава городского округа ЗАТО п. Горный Виктор Карнаух.
Нелегкие времена пережил поселок в 2012 году, когда мог лишиться статуса ЗАТО. Сначала по городку поползли слухи, что оставшиеся военные покинут гарнизон. Жители собрали подписи против вывода войск и ликвидации статуса ЗАТО. Но все же некоторые подразделения были выведены под Домну и Каштак.
Местная жительница, женщина лет пятидесяти Светлана Бондаренко, рассказывает, что приехала сюда вместе с мужем-военнослужащим еще в конце 70-х и покидать городок не собирается.
– Когда-то наш ДОФ называли Домом культуры Советской Армии, здесь крутили все премьерные показы, а на большой сцене выступали столичные знаменитости. Был у нас в гостях сам Леонид Куравлев, — говорит она.
По словам Светланы, за Домом офицеров раньше работал фонтан. И парочки влюбленные сидели у фонтана, и жизнь в городке не была такой скучной и унылой, как теперь.
– А вы знаете, в ДОФе есть хороший спортзал. Сейчас он разрушается без ремонта, как и все помещения, а раньше в нем тренировалась наша женская сборная команда по волейболу и проходили первенства с разными командами из края. Поздно, не поздно, каждый вечер после работы мы шли в спортзал, — говорит женщина.
Светлана вспоминает, что когда-то в городке было военторговское снабжение, а потому фрукты и колбасы, которые считались дефицитом в советские времена, были на столе в каждом доме.
Продавщица в местном магазине, Марина Зырянова, живет в Горном лет 35. В последние годы стала торговать вещами из Китая, но дела не идут.
– Раньше у нас тут был действительно порядок, — говорит она. — А теперь, к сожалению, участились квартирные кражи. Мы свои квартиры оставлять на несколько часов боимся. И такой бардак начался после того, как из городка ушли военные, и сюда стали приезжать бывшие заключенные из Шерлово (поселение досрочно освободившихся из мест лишения свободы. — Прим. авт.).
Недавно местные воры обчистили торговый центр, в котором у Марины был небольшой отдел. Вынесли практически все, товара более чем на 100 тысяч рублей.
Марина убеждена, такого беспредела не было, как сейчас, а местная милиция знает, что воруют подростки, но ничего не предпринимает.
– С уходом из военного гарнизона ракетчиков исчез и былой порядок, которым так славился городок. Раньше на улицах можно было и патруль встретить, а после 10 часов вечера действовал комендантский час. Сейчас и милицию на улице не увидишь, вот и происходит грабеж. А все почему? Некуда пойти в городке, бассейн разрушен, есть какие-то спортивные секции при школе — и все. Ну это же не дело, — возмущается женщина.
На самодельном катке, обнесенном невысоким деревянным забором, катаются несколько ребят. Лед заливают и чистят от снега старшеклассники, живущие в соседнем доме. У них тут своя хоккейная команда.
– А чего вам не хватает в поселке?
– Мне бы хотелось каток хороший и бассейн, — отвечает девочка лет одиннадцати, показывая, что она уже умеет делать на коньках.
Неподалеку от КПП стоит недостроенная церковь из красного кирпича. Обойдя покосившийся забор, звоню в калитку. Через минуту ко мне выходит мужчина, но не настоятель — сторож. По его словам, храм имени архангела Божьего Михаила в поселке строится уже более 15 лет и в буквальном смысле слова по кирпичику.
– Строим на скромные пожертвования прихожан, недавно вот колокол удалось приобрести, но вообще, дела медленно продвигаются.
В разговоре о жизни духовной в Горном сторож заметил, что в делах церковных местные жители участвуют неохотно. Даже на освящение колокола люди почему-то не пришли, хотя звон разносился по всей округе. Прихожан в городке мало, люди не идут в церковь. Поэтому и в приходе будущего храма, расположенном в Доме офицеров, службы совершаются редко, в основном по праздникам. Для этого из города приезжает священник.
– Одно обидно, что нет-нет да кто-нибудь из местных залезет и утащит что-нибудь. В прошлый год на стройке бетономешалку украли. В магазинах урны поставили на сбор пожертвований, так их местные мальчишки опустошили, — рассказал на прощание мужчина.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости