Новости – Титульная страница












Титульная страница
Бомжи имени 8 марта
Петрозаводская слюдяная фабрика имени 8 марта Фото: Дмитрий Лощинин
Как жители Петрозаводска отстаивают комнаты, в которых они прожили десятки лет
19 декабря, 2013 13:25
3 мин
– Я уже больше трех десятков лет живу в этом общежитии. Жилье нам выдало государство. Но в начале 90-х наш дом был приватизирован. Одним из собственников стала частная организация «Петромика». И мы оказались прописаны в комнатах, которые нам не принадлежат. Средств, чтобы выкупить жилье у «Петромики», у нас не хватит. Получается, что ни продать, ни передать по наследству это жилье мы не можем. Живем на птичьих правах. Боимся оказаться на улице. Надо что-то делать, хоть в суд иди за переприватизацией, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» жительница дома № 3 по улице Фурманова Валентина Прохорова.
Комнаты в общежитии люди получили еще в 1980-х годах, когда работали на государственном предприятии «Петрозаводская слюдяная фабрика имени 8 марта» (неофициальное название — Слюдянка. — Примеч. ред.). Изначально, в 1929 году, это была мастерская. В 1930-м ее преобразовали в фабрику, в декабре 1978 года это уже «Петрозаводская ордена “Знак почета” слюдяная фабрика им. 8 марта». В июле 1992 года прошла приватизация, и в 1993 предприятие было преобразовано в АООТ (в дальнейшем ОАО) «Петромика». В 1996-м производство прекращено. «Петромика» продала часть цехов, а оставшиеся корпуса сдает в аренду частным фирмам.
Задуматься о пересмотре итогов приватизации людей заставил именно страх потерять жилье. Два года назад регистрация в их паспортах перестала соответствовать действительности. Здание поменяло статус «общежития» и стало «жилым домом». Номера комнат были изменены. Фактически люди стали жить по другим адресам, и теперь в любой момент могут прийти новые жильцы с действительными документами и выселить «бесправных».
– У нас уже 3 раза менялась нумерация. У меня такое ощущение, что происходит некая манипуляция с нашими паспортами. Наше право на жилье становится вне закона. Выселить могут в любой момент. Нас вынуждают идти на поклон к частнику и просить перерегистрацию. Мы не гордые, пришли туда. Но там предложили временный договор найма. Это похоже на капкан, — поделилась опасениями с РП жительница 3 дома по улице Фурманова Оксана Лебедева.
– Мы действительно поменяли статус здания, но не для того чтобы создать людям проблемы. Просто для большинства жильцов это здание является жилым домом. Многие уже сделали перепланировки. А перерегистрировать тех, кто не является собственниками, мы не отказываемся. Просто по закону для этого нужно подписать договор найма, — объяснила «Русской планете» юрисконсульт ОАО «Петромика» Елена Борунова.
При этом подписание договора найма с юридической точки зрения будет означать окончательное признание жильцами права «Петромики» на эту собственность. И оспорить его в суде будет еще сложнее. Более того, договор всегда может быть расторгнут, и тогда новая регистрация потеряет основание. Именно поэтому люди и не спешат соглашаться с условиями правообладателя квадратных метров ОАО «Петромика».
Часть квартир в этом здании в июле 1992 года была приватизирована предприятием — правопреемником фабрики, тем самым ОАО «Петромика». На тот момент все было легально: с июля 1991 по декабрь 1992 действовал закон РСФСР, который разрешал коммерческим структурам приватизировать жилой фонд предприятий. В частности, 18 статья: «Жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится».
На этом основании общежитие перешло в собственность «Петромики». Законность этой приватизации подтверждена прокуратурой. А люди (бывшие рабочие «Слюдянки») остались жить в этих комнатах на правах регистрации. Прописка была на постоянной основе. Но в 2011 году из-за смены статуса юридическое соответствие прописок оказалось под вопросом.
Если бы «Петромика» приватизировала общежитие чуть позже — после декабря 1992 года, то это было бы уже незаконно. Тогда 18 статья претерпела некоторые изменения: «При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений».
Надо пояснить, что хозяйственное ведение и оперативное управление не является приватизацией. То есть этот закон закрыл юридическую брешь, которая существовала в течение полутора лет в перестраивающейся стране. За это время многие фирмы успели получить в свою собственность жилую недвижимость, где были прописаны люди. Чтобы исправить несправедливость той приватизации, в 1993 году был принят еще один законодательный акт — Постановление пленума Верховного суда.
– Согласно постановлению Верховного суда 1993 года, право на приватизацию жилья гражданами сохраняется даже в случае приватизации государственного предприятия до декабря 1992 года, это тот важный и весомый аргумент, с которым граждане должны идти в суд, — уверена независимый юрист Елена Пальцева.
Около трех десятков жителей дома № 3 по улице Фурманова теперь намерены последовать совету независимого юриста и, учитывая положения Постановления пленума Верховного суда, составить коллективный иск в суд. Биться за свои комнаты по 12 м2 люди намерены до конца, несмотря ни на что.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости