Новости – Люди












Люди
Живучи словно кошки

До 30 лет Олег даже не мог предположить, что когда-нибудь станет бомжем. Фото Марии Черновой.
Иркутские бомжи к зиме уже перебрались жить «на трубы»: там у них нередко можно встретить и работающий телевизор, и видеомагнитофон
24 января, 2014 13:05
9 мин
Поводом для этого материала стала активность городских властей в Ангарске. Местные чиновники там озаботились проблемой лиц без определенного места жительства. В инфекционной больнице, куда в первую очередь поступают такие граждане, не хватает койко-мест. Занято все и в Центре социальной адаптации, который рассчитан на 53 человека, но переполнен. Власти района решили предложить правительству Приангарья расширить уже имеющийся Центр и открыть еще один.
Понятно, что этой зимой нового приюта для сибирских бомжей ждать не приходится — просто не успеют. Поэтому корреспондент РП попыталась выяснить, как в такие сильные морозы выживают бездомные на улицах Иркутска и что их держит в холодной Сибири.
На улицу из-за любви
В Иркутске даже в середине зимы на улицах нередко можно встретить попрошаек, сидящих прямо на земле. В разговор они вступают неохотно, некоторые просят заплатить за рассказ о себе. Корреспонденту «Русской планеты» удалось вызвать на разговор бездомного по имени Олег.
– Вы меня только много не фотографируйте. Лучше издалека. Я в Иркутске вырос, не хочу, чтобы меня узнали знакомые, однокурсники из Политеха или родственники и увидели, как я живу, — попросил он.
До тридцати лет Олег считал себя вполне благополучным: хорошая работа, жена, с которой они мечтали о ребенке. Все изменилось после внезапной смерти супруги. Убитый горем вдовец запил и через полгода «неудачно» продал квартиру через «черных» риелторов. Так, по его словам, на улицы попадает треть всех бездомных.
– Большая часть их жертв — это люди, склонные к выпивке или имеющие еще какую-нибудь зависимость. Но встречаются на улицах и вполне интеллигентные обитатели, просто очень скромные и мало приспособленные к современной жизни. К примеру, в одной из ночлежек в центре Иркутска живет женщина: не пьет, не курит, два высших образования. В свое время влюбилась, а ее избранник уговорил продать квартиру и вложить в бизнес — в итоге исчез вместе с деньгами, — рассказывает собеседник РП. — Но таких очень мало. В основном среди бомжей те, кто с детства другой жизни и не видел. Или бомжи, так сказать, по призванию, которым такая жизнь нравится.
Две последние категории бездомных, как выяснилось, не пытаются даже зимой попасть в центр реабилитации или ночлежку какого-нибудь благотворительного фонда. Ведь для этого им придется работать. К примеру, в приюте на ул. Невского, где помещения для приюта бездомных арендует у города фонд «Оберег», принимают на ночлег любого. Однако в центре действует правило — работают все. Даже инвалиды, которые не могут трудиться физически, следят за порядком в комнатах ночлежки.
По словам учредителя фонда Александра Соболева, такие порядки нравятся мало кому из вольных жителей улиц.
– Отогревшись, большинство от нас уходит. Из двухсот наших «воспитанников» только десять человек воспользовались этой ступенькой для возврата к нормальной жизни: устроились на работу, завели семью. К тому же бесконтрольная практика социальных льгот и пособий воспитывает из тех же детдомовцев иждивенцев, — уверен Александр. — Когда они выходят из детдома и получают на руки живые деньги, вокруг образуется толпа друзей, случайных знакомых и начинается запойное гуляние. 80 тысяч рублей им хватает на две недели «красивой жизни». А потом — на улицу, жить в подъездах и питаться на помойках. Причем бывшие детдомовцы изначально уверены, что им все должны: власти, работодатели, даже мы — благотворительные фонды. Зато сами они ничего не хотят делать.
По словам самих бездомных, в ночлежки и приюты по зиме идет от силы половина всех иркутских бомжей. Остальные и так устраиваются — уходят в колодцы теплоцентралей и «на трубы». Про них Олег рассказывает без охоты, места этих жилых точек называть отказывается. Говорит только, что все они обжиты и благоустроены, каждая имеет своего «хозяина»: в тех местах, где трубы выходят из-под земли, есть бетонные ямы, эти «стаканы» бездомные отгораживают перегородками, организуют электричество от автомобильных аккумуляторов или портативных генераторов, застилают газетами и тряпками. Получается теплая «нора». Почти каждый владелец такого «дома», по словам Олега, завел себе телевизор и проигрыватель. Только компьютер есть не у каждого, сетует бездомный. Он же рассказал историю про своего «коллегу», которого как-то доставали из коллектора полицейские: увидев бомжа в дубленке и норковой кепке, участковые участливо спросили, «как гражданин попал в колодец». Им и в голову не пришло, что он там живет.
Нас и тут неплохо кормят
По словам Олега, причина такого «благополучия» в том, что иркутяне регулярно выкидывают на помойку неплохие вещи.
– Мы же кормимся с мусорок. Наш рабочий день с них и начинается, в восемь-девять утра. К пяти мы приходим «домой» и тут уже сортируем добычу по кучкам — еда, одежда, развлечения, — признается Олег.
По наблюдениям иркутского участкового, с которым побеседовал корреспондент РП, бомжи, хоть и живут асоциально, все же относительно неплохо устраиваются.
– Иной раз посмотришь — живут получше некоторых «с квартирами», — удивляется полицейский Алексей, попросивший не называть его фамилию. — Пьют незнамо что, едят отбросы, а утром скачут по помойкам бодрее меня. Притом некоторым уже по 70-80 лет. И живут они на улице лет по 20-30, и постоянно пьяные. Да с такими сроками домашние алкаши уже к 50 годам в развалины превращаются.
Сам Олег шутит, что бездомные живучи как кошки, потому что «всегда на свежем воздухе» и делают что хотят, и никто им не хозяин, никакие социальные нормы над ними не довлеют.
На вопрос, что держит их в холодной Сибири, где девять месяцев в году нужно думать о том, как не замерзнуть, бомжи один за другим пожимают плечами. О переезде, как выяснилось, никто из них ни разу не задумывался.
– Нам и тут неплохо. Зачем менять шило на мыло? — удивляется уличный житель Сергей. — Здесь уже и быт налажен, и «бизнес»: знакомы все, от участкового, который «прикроет», до предпринимателя, готового купить украденный или найденный на мусорке металл. А на юге, даже в самом прекрасном месте, придется все начинать сначала.
Оказывается, даже бездомным в Сибири есть что терять.
Право на жизнь
Иркутские бездомные, как выяснилось, еще и могут быть социально активными. На днях при входе в «130 квартал» прошла акция «Марш бомжей». По словам ее участников, они хотели обратить внимание властей на проблемы людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и не имеющих постоянного жилья.
По данным организатора акции Александра Власова, в Иркутске на улицах сегодня проживает от тысячи до полутора тысяч человек. Эти данные корреспонденту «Русской планеты» ни в одном ведомстве подтвердить или опровергнуть не смогли — в городе нет организации, собирающей статистику по бездомными. Официально в Иркутске даже нет ни одной муниципальной «ночлежки». Все три социальных центра появились благодаря частной инициативой самих иркутян.
– Большинство этих людей оказались на улице случайно, именно по причине отсутствия социальной политики в нашем государстве. Власть не защищает своих граждан, она не обеспечивает наше право. Есть замечательная статья в Конституции, которая декларирует всем россиянам право на жилище. Но фактически государством этот закон не исполняется. И совершенно очевидно, что здесь, в Сибири, необходимость в жилье переплетается с правом на жизнь, — говорит РП организатор протеста Александр Власов. — Когда средние температуры воздуха в зимнее время достигают минус 30 градусов, люди просто замерзают.
Татьяна, бездомная, говорит о том же:
– Летом ладно, можно и на улице, а зимой? Вы же знаете, какие у нас зимы. Куда же идти? — вопрошает она.
Однако совет обратиться в «Оберег» Татьяну не устраивает, ведь здоровье не позволяет ей работать. Уезжать в теплые края она также не желает и агрессивно замечает, что на улицах спать не обязана, пусть и на юге, а власти «должны ей предоставить квартиру!»
Участники митинга собрали подписи под обращением к иркутским депутатам и чиновникам с просьбой открыть в областном центре несколько ночлежек, а также организовать питание для бездомных. В этот же день документ передали в иркутскую мэрию и в правительство региона.
– Возможно, собранные подписи напомнят власти, что и мы являемся гражданами России. И более того — людьми, — подвел итог митинга один из уличных обитателей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости