Новости – Люди












Люди
«Амур стал русским задолго до Крыма»

Фото предоставлено фондом «Петропавловск»
Как выглядели, зарабатывали и чем болели первые русские амурчане
17 декабря, 2014 09:13
9 мин
Спустя 40 лет после начала раскопок на территории Албазинского острога ученые смогли составить примерный портрет средневекового амурчанина. Впервые в регионе собрались ведущие археологи России, Франции и Китая, которым удалось реконструировать черты лица и воссоздать быт первых русских в Приамурье XVII века. Эти поселенцы прожили на Амуре меньше 50 лет — до разгрома Албазина китайской армией. Корреспондент «Русской планеты» встретилась с участниками археологических работ из Москвы.
Кожа, книги и зерно
– XVII век важен для нашей истории потому, что это время формирования русского этноса, современного языка. Проблема исследователей в том, что на Дальнем Востоке больше нет подобных исторических памятников того времени, — говорит РП руководитель Албазинской археологической экспедиции, ученый секретарь фонда «Петропавловск» Андрей Черкасов. — На данный момент это вообще единственный подобный памятник за Уралом.
У нас есть некрополь, где похоронены воины XVII века. Есть схожие погребения из других городов Сибири, но там они преимущественно относятся к более позднему периоду — XVIII–XIX векам. Соответственно, нам не с чем сравнивать, только с захоронениями в европейской части России.

Из Албазина происходит уникальная коллекция. В том числе кожаные вещи, ткани, изделия из дерева очень хорошей сохранности. Здесь насыщенный водой, как говорят «мокрый», слой — в нем органика сохраняется лучше. Кроме того, когда албазинцы покидали острог, они выбросили все вещи в колодец и закопали его. В нем все замерзло и, как в холодильнике, больше не оттаивало. Образовалась искусственная вечная мерзлота, сохранив уникальные материалы для наших исследований. Этот колодец был обнаружен во время раскопок в 70-е годы, — продолжает Черкасов. — Албазин показал, что русские здесь появились намного раньше хорошо известной даты учреждения Амурской области в 1858 году. Просто они вынуждены были уйти отсюда на долгое время, но потом вернулись. Албазин был утвержден официально как воеводство, как административная единица в 1682 году.
То есть русские люди были на Амуре еще до того, как в состав государства вошли такие исконно русские города и регионы, как Санкт-Петербург, Краснодар, Новороссийск, Крым, Смоленск. Здесь уже в средневековье была православная церковь, был монастырь. Можно сказать, что формирование российского государства, основные этапы которого приходятся на XVII век, и появление Приамурья происходили одновременно. Это был передовой форпост нашей страны, — добавляет ученый.
По осмотру останков археологи выяснили, что в Албазине были не только воины, но и женщины с детьми. Острог был не просто военной крепостью, а городом с мирным населением.
– Это очень важно для нас. По предварительным данным можно сказать, что здесь жили крестьяне. Они пахали землю, выращивали зерно — рожь, которую мы находим при раскопках. Зерно было свое, в отличие от сибирских городов, куда его привозили с западных территорий. Поэтому, как считают исследователи, многие и рвались на Амур, — говорит Андрей Черкасов.
Ученые обнаружили, что находки Албазина повторяют быт русских этого же времени в европейской части страны. Здесь точно так же изготавливали изделия из кожи, ткали рубахи, были такие же деревянное и гончарное производства. Из письменных источников известно, что населяли этот город выходцы с юга России, а также из самых северных регионов.
– Скорее всего, на территории острога была сапожная мастерская. Потому что есть обрезки, есть следы починки изделий, — рассказывает «Русской планете» Дмитрий Осипов, сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея. — Есть сапоги, сумки, рукавицы, шапки. Шапка представляла собой полусферу, обшитую мехом с полочками впереди и сзади, а по краям небольшие разрезы. Все очень перекликается с изделиями европейской России. Единственное отличие — добавление меха из-за суровых климатических условий. Для одежды активно использовали кожу лосей и оленей. Очень много здесь замши.
В 1685 году Албазин был осажден войсками маньчжурской династии Цин. Маньчжуры разрушили деревянный острог с помощью артиллерии и вынудили русских уйти.
– Албазинская деревянная крепость могла противостоять только амурским аборигенам, вооруженным стрелами, — говорит Андрей Черкасов. — Против маньчжурской артиллерии деревянные стены помочь не могли. Русские вынуждены были уйти. Но буквально через месяц они вернулись и отстроили уже земляной острог. Это была уже крепость, созданная по принципам европейской фортификации, способная противостоять артиллерии. И уже с 1686 по 1689 годы русские успешно держали Албазин.

Останки албазинцев археологи обнаружили в братской могиле — вынужденном захоронении военного времени. Полсотни тел были сложены в одной из землянок, а не в православных могилах.
Хотя жители этого города были религиозными. Именно они первыми принесли православие на Дальний Восток. На месте поселения первым делом возвели храм. Имели огромную по тем временам библиотеку: из документов известно, что в Албазине было около 50 церковных книг. Многие жители крепости умели читать.
Дорогие кости
Реконструировать облик воина Албазина сумел старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова Денис Пежемский.
– Албазинский материал в очень плохой сохранности, — сразу уточняет Пежемский в беседе с РП. — Раньше за такие останки даже не стали бы браться. Долгое время мы не могли даже определить, были ли в остроге женщины. Но сегодня технологии позволяют взять из этого достаточно информации. Пока удалось идентифицировать три женских черепа. Детей было достаточно много. Определены пяти- и 12-летние, и очень много юношей-подростков.
По словам Пежемского, воссозданный им портрет не является «средним» и типичным для всех албазинцев: на поселение приезжало много людей разных национальностей, а целых образцов скелетов нашлось всего несколько. Первую маску слепили по останкам очень крупного человека, с длинным узким лицом и резко выступающим носом.

– Это такой антропологический вариант, который не укладывается в представление о большинстве русских. Такие черты принадлежат больше среднеевропейцам. Это скорее отголоски древних средиземноморцев. Они представлены больше среди украинцев и южных русских, — уточняет антрополог. — По черепу мы никогда этнос не определяем. Мы определяем предполагаемый географический регион. То есть он мог считать себя как украинцем, так и русским. Что касается телосложения — он очень массивный, высокий, около 180 сантиметров, а то и более. Возраст 30–35 лет, по крайней мере биологический. Календарный мог быть и меньше. В целом же это здоровый мужчина. На костных останках есть следы болезни остеопорозом. Видимо, из-за недостатков питания. Остальные албазинцы — средних размеров, ростом 160–165 сантиметров.
Характеристики телосложения мы еще опишем, после более глубоких исследований. А вот с головой и лицом совсем беда. Потому что черепа в подавляющем большинстве в очень плохой сохранности, — сетует ученый. — При этом непонятно почему, очень хорошо сохранился волосяной покров. В некоторых случаях почти не повреждены прически. На одном из черепов вокруг головы закручена роскошная коса. У мужчин видно бороды и усы, иногда даже можно угадать фасон. В большинстве своем они светловолосые. Возможно, со временем волосы осветляются, но другой вопрос, почему тогда у некоторых они остаются темными? Есть и рыжие.

Уже сейчас можно отметить, что у албазинцев были проблемы с разнообразием в пище. На ряде черепов видны следы разрушения пародонтозом. Предположительно, они болели цингой. По состоянию зубов уже сейчас можно сказать, что зубы они не берегли, — замечает Пежемский. — Вовсю использовали их в хозяйственной жизни: жевали кожу, использовали для перекусывания предметов. Коронки достаточно травмированы. При осмотре костей у многих юношей и молодых людей сильно деформированы суставные площадки позвонков, что свидетельствует о больших нагрузках, переносе тяжестей. При этом женщины — очень тонкие и грациозные, а мужчины физически были явно сильнее.
Более глубокие выводы о находках участники экспедиции сделают после их дополнительного осмотра почвоведами, антропологами и другими специалистами. Некоторые из ученых рассчитывают вернуться в Албазино на следующий год.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости