Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«На Новый год грели пятки покойникам»

Почему в Рязанской области в новогоднюю ночь ходили в курятник, жгли костры и вешали соломенные «люстры»
Владимир Лактанов
4 мин
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Новый год не всегда отмечали с 31 декабря на 1 января, до XVIII века в России никто не украшал елки, у наших предков не принято было дарить подарки. Не знали рецепта салата оливье и заливной рыбы, обходились без фейерверков и петард.
О некоторых традициях празднования Нового года в Рязанской области «Русской планете» рассказали ведущий методист ГБУК Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» Анна Щетинина и заведующая отделом развития технологий выставочной деятельности Светлана Кудряшова.
– Праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января повелел Петр I, какого числа справляли праздник до этого нововведения?
– Известно, что в старину Новый год встречали в сентябре, но некоторые исследователи считают, что ранней весной. Это логично: природа оживает, земля готовится к новому посеву, возрождению. До середины XIX века в сознании крестьян сохранилась именно такая уверенность. Встреча Нового года всегда была одним из главных годовых праздников, которых было немного: Прощенное воскресенье, Масленица, Пасха и Троица. Считалось, что во время новогодних праздников связь с потусторонним миром доступна как никогда, потому что такой глобальный переход из одного состояние в другое — и есть нечто непознанное, сверхъестественное. Связь этого мира с потусторонним как раз отражается в традиционных святочных гаданиях, — поясняет Анна Щетинина. — Если говорить о Святочном периоде, в который входили праздники Рождества, Дня Святого Василия и Крещения, то в нем переплелись исконные языческие традиции и обряды церковные. Святки были разделены на два периода: с 7 января до 14-го (мы и сейчас этот день называем старым Новым годом) — святочные вечера, с 14-го до 19 января — так называемые «страшные» вечера.
– Церковнослужители пытались пресечь такие развлечения?
– Здесь вот на что нужно обратить внимание. На все языческие праздники накладывались христианские праздники. Взять ту же Троицу — до крещения Руси этот праздник назывался Семик или Зеленая неделя, переход от весны к лету. В этот день земледельцы украшали свой дом свежей зеленью, когда травы высушивались, их использовали в лечебных настойках. Что мы видим на Троицу? Церковь украшается зелеными ветвями деревьев. Дальше: церкви старались строить на языческих капищах. То есть, по сути, произошло видоизменение названий, жертвоприношений. Если смотреть на обряды в этом срезе, то становится понятно, что многие обычаи сохранялись веками и не противоречили друг другу. И далекие предки обращались в своих заклинаниях–«молитвах» к потусторонним силам, и в православии мы возносим молитвы к святым и к Богу — то есть, высшим силам. Несмотря на некое «перетекание» традиций из древности к более современному периоду нашей жизни, гадания и переодевания в нечистую силу во время колядок официально были запрещены. Перед святочной неделей церковнослужители предупреждали девушек на выданье, что гадание — это грех, бабушки внушали молодым, что гадать опасно.
Ведущий методист ГБУК Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» Анна Щетинина. Фото: Екатерины Вулих/ «Русская планета»
Ведущий методист ГБУК Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» Анна Щетинина. Фото: Екатерины Вулих/ «Русская планета»
– В чем заключалась опасность?
– Открывается связь с другим миром. Именно в «страшные» вечера стирается грань между реальностью и сверхъестественным. Многие обряды отражают переход нашего существования из одного состояния в другое, из этого мира в потусторонний. И во время гаданий девушки обращались к потустороннему миру, желая узнать, что же их ждет в будущем. Старики говорили, что опаснее всего гадать, обращаясь к зеркалам. Зеркала — это как бы полное открытие в потусторонний мир, туда может «затянуть»; из уст в уста передавались истории, когда оттуда не возвращались. Вспомните, как после смерти человека принято завешивать зеркала. Эти поверья можно считать «бабкиными сказками», но ведь и современные, «продвинутые» люди следуют этому обычаю. Так же относились и к гаданиям на воде — в ней, как и в зеркале, можно увидеть то, чего видеть не следует.
– Какие гадания были распространены в Рязанской губернии?
– Общераспространенное гадание: девушки выходили в полночь на перекресток дорог и вслушивались, с какой стороны раздастся первый, к примеру, лай собаки. Откуда он послышится — в той стороне и жених живет. Опять же, смотрите, перекресток символизирует пересечение миров. А гадание на жениха — это думы о замужестве, продолжении рода. С продолжением рода и плодородием земли были связаны и обряды, и все в жизни предков «замыкалось» именно на этом.
Еще одно гадание. Ночью девушки тихонько заходили в курятник и хватали в темноте спящую птицу. Если в руки попадался петух — все, в предстоящем году девушка не выйдет замуж. Если курица, несли ее в дом, где были разложены некоторые предметы: зернышко, вода, ножницы, зеркало, кольцо. Колечко указывало на то, что девушка выйдет замуж очень быстро, вода — муж будет пьяницей, зеркало — самовлюбленным красавцем, ножницы — хорошим портным, зернышко — трудолюбивым, любящим мужем, который принесет в дом достаток. К какому предмету поворачивалась курица — так и жизнь сложится.
Помимо прочего, была такая новогодняя традиция Рязанской губернии — разведение 14 января костров. Бабушки говорили, что так они «покойникам пятки греют». Вроде бы, мы вас помним, чтим, пусть вам будет тепло зимой, но уж и вы про нас не забудьте, оберегайте от невзгод.
– Что было принято дарить?
– Подарков как таковых в старину не было. Разве что колядки — но там были не просто подарки, а товарообмен: мы хозяину дома песню споем, пожелаем всех благ, хозяин нас одарит угощеньем. Если же хозяин не хотел одаривать гостей, то колядующие могли пожелать чего-то нехорошего. Правда, до этого редко доходило.
– А как украшали дома?
– Обходились без елок, даже после нововведений Петра I елки появлялись только в богатых домах, крестьянину выкупить ель из барского леса было слишком дорогим удовольствием. Простой люд зажигал свечи перед иконами, меняли повседневные рушники на чистые, праздничные, но так было принято не только в нашей губернии. У нас же вешали соломенные «люстры» с ангелочками, их еще называли павуками. В одной из наших этнологических экспедиций старая бабушка так назвала, «люстрой». Видимо, старое название уже стерлось из памяти, а по аналогии с современной люстрой так и назвала плетеное украшение. На Рождество внутрь люстры помещали фигурку ангелочка.
Вне зависимости от достатка, в каждом доме обязательно должна была быть фигурка богини плодородия с близнецами. Скорей всего, ее прообразом была славянская богиня Мокошь. Близнецы — это символ достатка, плодородия, всего хорошего, что есть в доме. Считается, что именно близнецы обладают сверхъестественной силой, данной им свыше, — рассказывает Светлана Кудряшова.
– Такие фигурки были в продаже, или их должен был сделать кто-то из семьи?
– Они продавались вместе с копеечными детскими игрушками. Например, свистушками. Свистушки раньше назывались улютками, отсюда название мастера, изготавливающего такие игрушки, — улютошник. Если проще, то мастер-игрушечник. В основном, лепили они игрушки, наполненные каким-то сухим горохом — гремотухи, улютки, мишек, баб, еще вот эти обереги. Последний потомственный мастер Рязанской области, который умел, в числе прочего, делать глиняные игрушки, скончался два года назад, не дожив несколько месяцев до своего 100-летия. Тимофей Андреевич Кондрашов родился в деревне Александро-Прасковьинка Морозово-Борковской волости Сапожковского уезда Рязанской губернии, там и прожил всю жизнь. У него спрашивали, что обозначает эта культовая фигурка, но он уже не помнил. То есть, традиции своего рода, своего уезда соблюдал, а смысла не знал. Просто делал то, чему учил отец и дед. К сожалению, вместе с такими людьми уходят и наши вековые традиции, мы их собираем буквально по крупицам, стараемся сохранить и передать нашим детям. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин