Новости – Люди












Люди
«Часть крыши оторвало ветром и унесло, но в основном проблем нет»

Улица микрорайона Заречье. Фото: Татьяна Иванова
Как в Старом Осколе живется ветеранам в новых домах, которые пошли трещинами, и за чей счет их будут ремонтировать
8 декабря, 2014 08:02
11 мин
В Белгородской области программа обеспечения жильем ветеранов идет ускоренными темпами. Главы других регионов ставят Белгородскую область в пример. В Старом Осколе на пустыре промышленного района пять лет назад показательно начали возводить целый поселок для ветеранов. Сегодня многие дома уже нуждаются в капремонте, а в некоторых ремонт делали уже дважды, но по стенам продолжают разбегаться трещины. «Русская планета» попыталась разобраться в причинах проблем.
Всего в микрорайоне Заречье 113 одинаковых аккуратных домов на два входа с приусадебными десятью сотками. У каждого из хозяев небольшая прихожая, кухня, санузел, индивидуальная котельная и одна жилая комната. Подвалы, сараи, гаражи и заборы проектом не предусматривались.
– Событие грандиозное, что мы это построили! Нигде такого нет: 36 квадратных метров на каждого, есть газ, вода, тепло, свет и 10 соток земли. Мы этим гордимся, у нас даже люди с других районов области приезжают разведать, может им повезет на квартиру. А в России вряд ли такие городки есть, ― говорит председатель совета ветеранов Старооскольского городского округа генерал-майор в отставке Владислав Полковницын.
Широкие улицы ветеранского поселка обрамляют молодые саженцы берез и рябин. Общественный транспорт в жилую зону не заезжает, снег на улицах укатали машины жителей. За время существования поселка ряды фронтовиков заметно поредели ― 53 человека умерли, и сейчас здесь живут 63 ветерана.
Одним из первых весной 2009 года здесь поселился Александр Шуст ― пограничник, участник русско-японской войны. Он приглашает в теплую гостиную с двумя шкафами, кроватью, столом, трюмо и телевизором. Обои в комнате заметно разъехались. На столе — «Генералиссимус» Владимира Карпова с портретом отца народов на обложке. Рядом газеты и лупа. Над кроватью портрет родителей в рамке.
– Отец служил под командованием Блюхера, потом партизанил против Колчака, а я в армию попал в 17 лет, ― рассказывает ветеран. ― Меня подготовили снайпером в 16 лет, в военкомате увидел пограничников и попросился в погранвойска. Попал в Ханкайский погранотряд. Японцы в 1945 году оккупировали Манчжурию, там дислоцировалась полуторамиллионная армия. Помню цифру: летом 1945 года 32 тысячи вагонов за 2 месяца поставили с запада на восток с войсками и оружием и они там обосновались. Наша задача была перейти границу и захватить японские заставы.
В августе 1945 его «как самого образованного» с 7 классами школы, отправили в погранучилище в Алма-Ату. Потом были заставы на Памире, в Хороге, демобилизация, снова Алма-Ата, где он работал слесарем на торпедном заводе. В 1975 году семья Шуст переехала в Старый Оскол. На пенсию Александр Гаврилович вышел в должности директора профтехучилища.
– Раньше я жил в двухкомнатной квартире в микрорайоне Парковый, там пришел с армии внук, женился, семья расширилась. Квартира маленькая, а тут объявили, что нуждающимся участникам ВОВ будут давать жилье. Я написал заявление и без проблем получил этот дом. А коль здоровье не совсем пляшет, со мной дочь живет, ― продолжает он и угощает яблоками ― первый урожай с деревьев, посаженных на приусадебных участках «Зеленстроем». Говорит, что живется в новом доме хорошо: сам построил сарай, беседку, сделал подвал, поставил забор, посадил виноград.
– Правда тут грехов много у строителей, ― признается он. ― Обрывается сайдинг на крыльце, сколько не прибивали — не держится, протекают потолки, осадку дает фундамент. По стене между мной и соседом уже пошла трещина, обои сразу облетели, я их подклеивал, но они не держатся. На кухне пришлось самим ремонт делать. На потолке плит нету, прибит гипсокартон. Вы понимаете, как делали крышу: железо должно быть один миллиметр, взяли 0,8 ― сэкономили, доски через одну положили. Кроме того, на чердаке нет перегородки с соседями.
По словам его дочери Евгении, в поселке уже был случай, когда гипсокартонный потолок не выдержал чьих-то шагов, поэтому они на чердак не поднимаются.
«Крышу сорвет, тогда зовите»
Недоделки стали обнаруживаться постепенно: ободрали обои на кухне, а там трещина от пола до потолка, прошел дождь ― откосы окна и подоконник в грязных каплях.
– Я приглашала сюда прораба, который строил эти дома, он сказал что «это не наше дело, если у вас крышу сорвет, тогда зовите», ― рассказывает Евгения. ― У каждого жителя в доме здесь недостатки свои: то линолеум, то пол проваливается. Два года назад в соседней половине дома фонтаном забила вода из-под пола. Оказалось, что нашу трубу через них проложили, такой скандал был! А мы виноваты? Пришлось рыть отдельную траншею, пробивать под кухню и переносить счетчик. Это нам устраняли как недоделку, и мы за нее не платили, но добивались этого соседи через суд.
Может вода, а может другие причины заставили соседей свою половину дома освободить. Сейчас она выставлена на продажу, но желающих приобрести за 1,8 млн рублей пока нет.

Дальше по улице с одной стороны от пограничника танкист, с другой ― моряк.
Мичман в отставке 95-летний Виктор Кузнецов почти три десятка лет прослужил на Каспии, на жизнь жаловаться не привык.
– По жилью ничего такого особенного нет. Крыша там немного нарушена, пластик, которым крышу отделывают, оторвало ветром и унесло, но в основном проблем нет, ― признается пенсионер. ― За пять лет проживания ничего не ремонтировали, подвал начали строить, потому что урожай с огорода хранить негде.
До переезда в собственный домик он жил у внука. Когда началась ветеранская программа, каждому, кто встал на очередь, в области выделялось 950 тысяч рублей, которые можно было потратить на жилье со вторичного рынка, вложиться в строительство нового дома, или получить готовый коттедж. Для Виктора Георгиевича выбор был очевиден.
– За квартиру надо было доплачивать тысяч 300-400, у меня таких денег не было, а дом давали без доплаты.
Житейское дело
Но фронтовики не унывают — говорят, что хорошо бы в поселке остановку оборудовать, магазин продовольственный поставить, сделать тротуар на улице Первой конной Армии, обустроить зону отдыха в лесу, что неподалеку, а недоделки в домах ― дело житейское.
Для семьи Славчевых переезд обернулся делами судебными. Выселяться на окраину Старого Оскола из дома в центре Славчевым совсем не хотелось, поэтому, когда их дубовый сруб признали аварийным, они не согласились и пошли в суд. Два года разбирательств, и дело они проиграли. Пришлось Надежде Федоровне и ее дочери Юле переехать в поселок ветеранов.
– За пять лет, что мы тут живем, уже два ремонта сделали, но трещины все равно идут, ― говорит Юля и показывает, как расходятся стены в зале и на кухне. До этого была эпопея с канализацией, которая постоянно забивалась. ― Мама ходила по всем инстанциям, но ее посылали куда подальше, в итоге мы сделали все за свой счет. Обошлось около 5 тысяч рублей. Оказалось, что труба была приплюснута и, естественно, ничего никуда не уходило.
– Они дома повыстроили за три месяца, что это за дома? ― возмущается Надежда Федоровна. ― Я ходила к строителям «Розовый слон», или «Зодиак», вагончик тут стоял. Он мне вообще сказал: скажите спасибо, что вам вообще дом бесплатно дали. Нам сказали, что дом на гарантии пять лет, а потом за свои деньги ремонтируйте, но мне на руки даже документы эти не дали! И что теперь делать, куда обращаться, я не знаю.
Пока действовала гарантия, Славчевым дважды сделали ремонт. Теперь она истекла, а по стенам идут новые трещины.
– У нас еще что, вот есть дома, где соседи друг друга могут через стену увидеть, такие там трещины, ― продолжает Юля.
От розового слона уши
Строительством микрорайона занимались компании «Розовый слон», «Зодиак» и «Индустрия строительства». Первые две народ связывает с именем бывшего мэра Старого Оскола Павла Шишкина. До того как занять этот пост, он был председателем совета директоров ООО «Зодиак». Сейчас генеральным директором обеих фирм значится Александр Каунов. Взять комментарии у него не удалось, на указанном в регистрах номере в автоматическом режиме работает факс.
Качество взводимых «Зодиаком» построек и раньше вызывало большие нарекания. Самой известной стала многоэтажка в микрорайоне Буденного, сданная в эксплуатацию в декабре 2008 года. Весной 2011 года она вся покрылась трещинами, в квартирах стали гнить стены. Проверка прокуратуры в 2013 году подтвердила, что при строительстве ООО «Зодиак» отклонился от проектной документации, нарушил требования пожарной безопасности, использовал материалы низкого качества и слабо контролировал работу некомпетентных каменщиков. Итогом стало исковое заявление в суд, который обязал «Зодиак» исправить все недостатки за свой счет.
Жители Заречья тоже обращались с жалобами на качество постройки, однако Шишкин заявил, что связывать его фамилию с «Зодиаком» неуместно, поскольку
строили поселок подрядчики. А раз дома на гарантии, то исправит все УКС. От должности мэра Старого Оскола Павел Шишкин был освобожден в мае прошлого года. Официальная формулировка — «в связи с переходом на новую работу», правда, на руководящих должностях с тех пор замечен не был. А срок гарантии на дома у многих истекает в этом году.
– Поставлена задача главой города Александром Гнедых — отремонтировать все, что скажут ветераны, чтобы в год 70-летия Победы это было закончено, УКС должен устранить все недостатки по ветеранскому городку, ― по-военному четко говорит Владислав Полковницын.
В самом УКС оперативно рассказать о том, почему дома для ветеранов построили явно по сверхбюджетному варианту, кто и главное за чей счет будет устранять недоделки, и будут ли вообще, отказались, сославшись на сильную занятость. В администрации города в пятницу вечером тоже проходило длительное совещание, на котором собрались все, кто мог бы прояснить ситуацию.
За первое полугодие 2014 года на улучшение жилищных условий ветеранов из федерального бюджета Белгородская область получила 191,7 млн рублей, которые направили в местные бюджеты районов и городов для того, чтобы 169 ветеранов ВОВ смогли наконец отпраздновать долгожданное новоселье. По данным областного департамента строительства, транспорта и ЖКХ за этот период улучшили свои жилищные условия 118 человек, на что из выделенных средств было затрачено 133,5 млн рублей.
Год назад нуждающимися в обеспечении жилым помещением признаны 3,7 тысяч ветеранов ВОВ, из них 3,3 тысячи уже улучшили свои жилищные условия.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости