Новости – Люди












Люди
Эпоха, вылепленная из глины

Дымковская игрушка в музее русской игрушки. Фото: Артем Павлов / РИА Новости
Как дымковская игрушка завоевала Вятку и Россию, а затем стала самой известной глиняной игрушкой в мире
24 августа, 2015 14:35
11 мин
Дымковской игрушке уже более четырех веков. За это время менялись ее сюжеты, цвета, краски, но главное оставалось неизменным. Каждая статуэтка неповторима. Самобытное произведение искусства, которое высоко ценят знатоки всего мира. В России дымковская игрушка стала визитной карточкой Вятки, а во всем мире — символом России.
«Русская планета» перелистала наиболее яркие страницы истории одного из самых известных русских народных промыслов.
Дымковская игрушка получила название по месту своего рождения. Слобода Дымково была основана в конце XV — начале XVI веков на окраине города Хлынов, который позднее будет переименован в Вятку, а потом — в Киров. Ее заселяли высланные царем Иваном III из родного города за непокорность жители Великого Устюга, специализировавшиеся на гончарном промысле. Со временем они начали изготавливать из местной глины тысячи разукрашенных свистулек, чтобы продать их на уникальном вятском празднике — Свистопляске.
Появление этого праздника историки связывают с так называемым «Хлыновским побоищем».
– Все имеющие у нас сведения основаны на описаниях этих событий, собранных путешественником, географом, первым членом-корреспондентом Российской академии наук Петром Рычковым и зятем Кутузова, генерал-майором, историком Николаем Хитрово, — рассказывает корреспонденту РП историк Юрий Хорошилов. — В конце XIV — начале XV веков Хлынов осадили инородцы — исконные обитатели этих земель. Они вознамерились взять город штурмом и изгнать незваных гостей со своей территории. Жители Хлынова, укрывшиеся за укрепленными стенами, обратились за помощью в Великий Устюг. Устюжане незамедлительно пришли на помощь соседям и послали войска. Однако подмога прибыла ночью, причем не с той стороны, откуда ее ждали. В темноте вятчане решили, что это враги, и вступили с ними в бой. Прежде чем они осознали свою ошибку, многие устюжане успели погибнуть в братоубийственном бою.
Никаких исторических документов, подтверждающих достоверность легенд о Хлыновском побоище, нет. Однако горожане верили, что все произошло именно так. И в память об этих событиях жители Хлынова ежегодно устраивали весной поминовение невинно убиенных на месте кровавого побоища, где была построена памятная часовня.
После торжественной панихиды начинались народные гуляния — праздник, получивший название Свистопляска. Столь скорый переход от скорби к веселью никого не шокировал — он символизировал торжество жизни над смертью.
– В обязательной программе праздника было катание глиняных шаров с высокого берега реки Вятки, кулачные бои, песни и пляски, — говорит корреспонденту РП историк Игорь Максимов. — Устанавливалось множество балаганов, в которых продавали самые разнообразные угощения и напитки, но главное — глиняные свистульки и женские фигурки, символизировавшие вдов, потерявших своих мужей во время сражения вятчан и устюжан.
Свистульки пользовались особенной популярностью не только у детей, но и у взрослых. Громкий свист должен был отпугнуть злых духов загробного мира, которые могли посетить веселую тризну. Поэтому все гости праздника охотно раскупали тысячи дешевых свистулек.
– В 1811 году Николай Хитрово записал следующее: «Народ собирается с небольшими свистками, и целый день свищет, ходя по улицам и стоя на валу», — рассказывает Юрий Хорошилов. — Учитель местной гимназии Баженов в 1817 писал о празднике так: «Поминки сопровождаемы были свистанием малых детей в глиняные дудочки, которых там, равно как и прочих мелочных детских игрушек и из глины выделанных, различно раскрашенных и местами позолоченных кукол, продается великое множество. В древние времена может быть производилась тут и пляска под свист означенных дудок, от чего и могло сие место получить название Свистопляска». А в 1838 году в заметке в вятской газете впервые описываются и некоторые сюжеты продававшихся игрушек: «Заранее съезжаются торговки с куклами, шариками, свистульками особенного устройства. Все это делается из вятской глины с удивительным, неподражательным искусством: часто медведь походит на козла, не говоря уже о фигурках, которые все без исключения фантастические, созданные воображением вятских торговок; ибо ни одного существа, похожего на них, не найдете в природе».

Роспись дымковской игрушки. Фото: Михаил Кухтарев/РИА Новости
Роспись дымковской игрушки. Фото: Михаил Кухтарев/РИА Новости
Впервые о том, что все глиняные игрушки и свистульки делали именно в Дымковской слободе, сообщила газета «Санкт-Петербургские ведомости», описывая праздник Свистопляски в 1856 году. Столичный журналист, впрочем, отозвался о местном промысле пренебрежительно: «Около часовни по берегу оврага устраиваются в два ряда балаганы, полные глиняных изделий слободы Дымково, что за рекою. Они состоят из кукол и групп их такой формы, что очень легко принять лошадь за барана и медведя за свинью. О форме человека и говорить нечего, только издали и то детское воображение притом без претензий может довольствоваться ими. О виде же и говорить нечего много, каждая фигура или полосатая, или вся в мушках, преимущественно черных или красных». В этой же заметке сообщается, что жители Дымковской слободы изготавливают фигурки всю зиму и продают их даже за пределами Вятской губернии, получая доход примерно в 2 тыс. рублей — огромная по тем временам сумма. «Глиняные куклы не всегда бывают дешевы; некоторые из них, в особенности группы, раскрашенные красками с паленкою золота сусального, доходят по цене до рубля и более, простые же не дороже 10 и 15 копеек», — сообщает автор статьи.
– В статистических сведениях о числе ремесленников в Вятке, «занимающихся деланием глиняных кукол», в 1857 году сообщается, что их 51 человек, — говорит Игорь Максимов. — Отделкой и росписью игрушек занимаются исключительно женщины и дети, начиная с 10 лет. Деревенские жители, у которых недоставало денег на покупку, приобретали фигурки и свистульки по бартеру — в обмен на яйца. За самую простую просили 2 яйца, за те, что получше — 5.
С середины XIX века традиции Свистопляски постепенно начали утрачиваться. Ушли в прошлое катания шаров, вслед за ними — кулачные бои. Праздник название поменял, превратившись к началу XX века в Свистунью. Продажа ярких глиняных кукол и свистулек стала основным содержанием торжества, а сам он стал обычной ярмаркой. Вятский писатель Всеволод Лебедев описал ее так: «Когда идешь к ней, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вершина которой оглушает твою кровь и сознание. Потом у базара понимаешь, что это свист... Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Этот блеск и свист сначала озадачивает, а потом поднимает на воздух — и так путешествуешь до вечера, а ночью — в глазах и ушах во сне стоит что-то яркое и радостно нежное. Это праздник Свистунья». Последняя Свистунья состоялась в конце 20-х годов прошлого века.
Самые ранние из дымковских игрушек, хранящихся в музеях, сделаны в последние десятилетия XIX века. Более ранних работ нет. Дело в том, что до этого времени никому и в голову не приходило, что они имеют художественную ценность. Лишь когда среди столичных жителей распространилась мода украшать свои дома фарфоровыми статуэтками, обыватели провинциальной Вятки начали выставлять напоказ на подоконниках и в горках с посудой местные дымковские игрушки. Особенной популярностью пользовались «бароны» — упитанные горожане в пышных костюмах, «кавалеры», напоминавшие пастушков с лубочных картинок, и, конечно же, надменные «дамы» в платьях с необычайно широкими подолами. Краевед Николай Спасский отмечал, что местные мастерицы, расписывая фигурки, очень искусно следовали всем новинкам моды. На дамах можно найти все модные детали тех лет — платья с воланами и пышными рукавами, юбки в складку, капоры и шляпки с полями, ажурные зонтики и ридикюли.
В 70-х годах прошлого века более остальных ценились изделия мастера Пенкина, который делал этнографические статуэтки представителей коренных народов — вотяков и черемисов.
Среди фигурок животных чаще всего встречались медведи, коровы, лошади, козлы, утки и гуси. Как писали в 1869 году «Вятские губернские ведомости», они «усовершенствовались»: «Коровы и лошади делаются более или менее похожими на своих первообразов».
– Дымковские игрушки впервые привлекли внимание столичных жителей, когда стали главным вятским сувениром. Всеволод Лебедев писал: «Что привезти из Вятки в столицу? Берестяной бурачок, пахнущий деревом свежим, да куклу, что так блестит и светит, что при ней в разговоре слово бранное побоишься сказать: ведь за стеклом она красавица, сделанная рукой деревенской старухи, — стоит, как гостья, и держись при ней чище и прямее». А в 1882 году дымковские игрушки впервые попали на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Москве, — говорит Юрий Хорошилов. — Там они были признаны «оригинальными», «неподражаемыми» и быстро начали завоевывать популярность в других губерниях. Всего за несколько лет их начали поставлять даже и в Сибирь. А в 1890 году на Казанской выставке изделиям вятских кукольниц уже отдали целый отдел. И в том же году они заняли центральное место на Первой выставке игрушек, организованной художником Александром Бенуа.
– В начале XX века появились и первые коллекционеры дымковских игрушек. Благодаря их стараниями сегодня мы можем видеть в музеях фигурки-свистульки тех лет, — рассказывает Игорь Максимов. — В начале позапрошлого века дымковская игрушка — это уже не просто дамы и кавалеры, уточки и коньки. Вятские мастерицы научились лепить из глины все, что видели вокруг, и именно это делает изделия тех лет особенно ценными. С фотографической точностью в них запечатлены все детали провинциального слободского быта. Барышни катаются в лодках, женщины доят коров, кормилицы прогуливаются с младенцами, а няньки — с детьми, военные ухаживают за дамами, а те выгуливают собачек — все эти сценки мы может видеть сегодня, потому что мастерицы сохранили их в глине.
Все эти сложнейшие композиции, как и несколько веков назад, в дымковской слободе лепили из глины исключительно руками. Затем несколько дней сушили, потом — обжигали в обычной русской печи. Далее белили мелом, разведенным с молоком, и расписывали красками на яичном белке с помощью самодельных кистей. В качестве финального штриха, для пущего блеска, наносили кусочки сусального золота.
В 1917 году вышла первая книга, посвященная дымковской игрушке — «Вятская глиняная игрушка в рисунках» Алексея Деньшина. Если бы не этот энтузиаст и подвижник, неизвестно, уцелел бы уникальный народный промысел в годы революции и разрухи или нет. Деньшин неустанно работал надо сохранением и возрождением лучших традиций дымковских мастериц, и благодаря его усилиям дымковская игрушка не стала частью истории. Сегодня над нею снова трудятся десятки мастериц, а их работы расходятся по коллекциям и музеям всего мира.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости